В [1] приведены примеры таких «портретов» как для классических стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), так и для стихов, написанных с любыми отклонениями от размерных канонов силлабо-тонического стихосложения.Недавно в Интернете появились работы В.А. Петрова и А.В. Петрова [2-4], в которых описывается другой подход к математическому анализу стихотворений. Авторы утверждают, что предложенные ими так называемые силлабические числа «…без сомнения, позволят применять для анализа текста современнейший инструментарий – ЭВМ и позволят расширить контакты человека и машины на основе письменной речи – текстах» [2], а кроме того, заявляют: «Возможно, это позволит заглянуть в какой-то степени даже в эмоциональное состояние творцов нашего литературного достояния» [3]. Надо сказать, заявление достаточно сильное и ответственное. Отметим сразу, что работы [2-4] представляют несомненный интерес, и тем более интересно сравнить подходы, использованные в [1] и [2-4], а также выяснить, насколько соответствует действительности процитированное из [3] заявление авторов.
Принцип, положенный В.А. и А.В. Петровыми в основу математизации текста, достаточно прост и заключается в следующем. Каждая строка стихотворения состоит из нескольких слов, а каждое слово – из нескольких слогов (от одного и более). Слово представляется числом слогов в нём (авторы назвали его «силлабическим числом» и обозначили символом NSB) , а строка – рядом таких чисел (их столько, сколько слов). Например [3], строка «Начал работу он страшно давно» (из стихотворения «Скульптор» К. Ваншенкина) изображается рядом 23122. Далее строится график, на котором силлабические числа 2, 3, 1, 2, 2 откладываются в произвольном (удобном) масштабе по оси ординат через равные интервалы по оси абсцисс, и вершины их соединяются прямыми линиями, образуя «слоговую гистограмму» (рис.1).А теперь заметим следующее. При этом способе совершенно игнорируются такие характеристики, как ударность или безударность слогов во всех словах строки. Это приводит к тому, что ряды силлабических чисел и соответствующие им графики оказываются одинаковыми для самых разных строк, состоящих из такого же количества слов и такого же числа слогов в каждом слове, но с другим чередованием ударных и безударных слогов, т.е. с другой метроритмикой, меняющей архитектонику поэтического текста (которая играет немаловажную роль в передаче художественного замысла). Поясним это на примере той же строки.
1) Смело переплыл он
бурный ручей
2) Зачем говорить, что было вчера 3) Сейчас заболел и совсем угас 4) Теперь, Григорий, ты знаешь правду |
Применяя математические методы для описания и анализа поэтических текстов, следует учитывать, что они могут исследовать только форму (в наиболее широком смысле этого слова), но не художественное содержание. Однако это не так уж и мало, ибо форма является одним из важнейших компонентов стихотворения и во многих случаях несёт особую художественную нагрузку. И наиболее проявляется это в поэзии, относящейся к неоклассике или постмодернизму. Словом «постмодернизм» обозначают направления, появившиеся в 70-х годах ХХ века как дальнейшая эволюция авангарда (модернизма), представленного с самого начала ХХ столетия множеством течений.По-видимому, можно полагать, что главное отличие постмодернизма от неоклассики состоит в совершенно различном выборе системы координат, в которой существуют все элементы поэтического мышления. В то время как в неоклассике эта система координат хоть и является трансформированной по отношению к классической системе, но остается жёстко фиксированной, постмодернистская поэзия «делается» в чисто условной системе скользящих координат.
В этих двух случаях используется различная степень упорядоченности элементов поэтического множества, т. е. различна их энтропия. Любая авангардная система преобразует случайное поле исходных данных (отдельные слова, метонимические элементы, тропы) в другое случайное поле, лишь ориентированное определённым образом в выбранной условной системе координат, т. е. энтропия в этом случае высока (упорядоченность низка), тогда как в поэзии неоклассического направления (ярчайшим представителем которой является Иосиф Бродский) то же случайное поле исходных данных подвергается упорядочению введением в рамки жёсткой координатной системы – энтропия падает, поле становится детерминированным.Но как бы ни усложнялась форма современной поэтической речи, это не разрушит стройное здание классической поэзии, и множество людей будет снова и снова перечитывать Пушкина и Шекспира, Лермонтова и Гёте – так же как современные композиторы-новаторы с удовольствием слушают и играют Баха, творившего триста лет назад.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубев А.Н. Поверить алгеброй поэзию. - Демиург, № 2, 2008.
2. В.А.Петров, А.В.Петров. О числах слов. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10808.html
3. В.А.Петров, А.В.Петров. О некоторых аспектах силлабических чисел. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10861.html
4.В.А.Петров, А.В.Петров. Силлабические числа в структуре русского поэтического текста. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10983.html