А.Н. Голубев
К вопросу об «Алгебре поэзии»
В журнале «Демиург» № 2, 2008 была опубликована моя статья «Поверить алгеброй поэзию» [1], в которой предложен метод математического анализа поэтических текстов. Он основан на записи строк в двоичном коде: ударным слогам соответствует 1, безударным – 0, и, следовательно, каждая строчка стихотворения может быть представлена в виде последовательности нулей и единиц, т.е. числа, записанного в двоичной системе счисления. Переведя по известному правилу это число в десятичную систему, получим, что каждая строка будет характеризоваться своим десятичным числом, что позволяет построить «графический портрет» стихотворения, отображающий метроритмическую пульсацию поэтического текста.
В [1] приведены примеры таких «портретов» как для классических стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), так и для стихов, написанных с любыми отклонениями от размерных канонов силлабо-тонического стихосложения.
Недавно в Интернете появились работы В.А. Петрова и А.В. Петрова [2-4], в которых описывается другой подход к математическому анализу стихотворений. Авторы утверждают, что предложенные ими так называемые силлабические числа «…без сомнения, позволят применять для анализа текста современнейший инструментарий – ЭВМ и позволят расширить контакты человека и машины на основе письменной речи – текстах» [2], а кроме того, заявляют: «Возможно, это позволит заглянуть в какой-то степени даже в эмоциональное состояние творцов нашего литературного достояния» [3]. Надо сказать, заявление достаточно сильное и ответственное. Отметим сразу, что работы [2-4] представляют несомненный интерес, и тем более интересно сравнить подходы, использованные в [1] и [2-4], а также выяснить, насколько соответствует действительности процитированное из [3] заявление авторов.
Принцип, положенный В.А. и А.В. Петровыми в основу математизации текста, достаточно прост и заключается в следующем. Каждая строка стихотворения состоит из нескольких слов, а каждое слово – из нескольких слогов (от одного и более). Слово представляется числом слогов в нём (авторы назвали его «силлабическим числом» и обозначили символом NSB) , а строка – рядом таких чисел (их столько, сколько слов). Например [3], строка «Начал работу он страшно давно» (из стихотворения «Скульптор» К. Ваншенкина) изображается рядом 23122. Далее строится график, на котором силлабические числа 2, 3, 1, 2, 2 откладываются в произвольном (удобном) масштабе по оси ординат через равные интервалы по оси абсцисс, и вершины их соединяются прямыми линиями, образуя «слоговую гистограмму» (рис.1).
А теперь заметим следующее. При этом способе совершенно игнорируются такие характеристики, как ударность или безударность слогов во всех словах строки. Это приводит к тому, что ряды силлабических чисел и соответствующие им графики оказываются одинаковыми для самых разных строк, состоящих из такого же количества слов и такого же числа слогов в каждом слове, но с другим чередованием ударных и безударных слогов, т.е. с другой метроритмикой, меняющей архитектонику поэтического текста (которая играет немаловажную роль в передаче художественного замысла). Поясним это на примере той же строки.

Рис.1
Итак, дана строка Начал работу он страшно давно, которая характеризуется рядом 23122 и графиком на рис.1. Рассмотрим, например, такие строки, могущие быть началом неких стихотворений:
1) Смело переплыл он бурный ручей
2) Зачем говорить, что было вчера
3) Сейчас заболел и совсем угас
4) Теперь, Григорий, ты знаешь правду
Легко видеть, что в этих строчках различная ритмика, обусловленная различным чередованием ударных и безударных слогов и задающая разную моторику дальнейших строк гипотетических стихотворений. Но все четыре примера имеют силлабический ряд 23122 и тот же график на рис.1. То есть предлагаемый в [2-4] метод не способен отразить индивидуальность, «тонкую структуру» конкретного стихотворения, подводя под одну гребёнку множество стихотворных строк с различным, так сказать, «поэтическим ароматом». В то же время применение к строчкам 1) – 4) метода, предложенного в [1], показывает их различие, характеризуя их разными числовыми величинами. А именно, эти строки представляются в виде:
1) 1000101001 = 29 + 25 + 23 + 20 = 512 + 32 + 8 + 1 = 553
2) 0100101001 = 28 + 25 + 23 + 20 = 256 + 32 + 8 + 1 = 297
3) 0100100101 = 28 + 25 + 22 + 20 = 256 + 32 + 4 + 1 = 293
4) 0101001010 = 28 + 26 + 23 + 21 = 256 + 64 + 8 + 2 = 330
Таким образом, метод «силлабических чисел» имеет существенные ограничения и вряд ли с его помощью можно «заглянуть в эмоциональное состояние творцов». Впрочем, на это не претендует и метод, изложенный в [1]; более того, в этой работе показывается, что эмоциональная составляющая и критерии художественной ценности не формализуются – этим и отличается искусство от науки.
Применяя математические методы для описания и анализа поэтических текстов, следует учитывать, что они могут исследовать только форму (в наиболее широком смысле этого слова), но не художественное содержание. Однако это не так уж и мало, ибо форма является одним из важнейших компонентов стихотворения и во многих случаях несёт особую художественную нагрузку. И наиболее проявляется это в поэзии, относящейся к неоклассике или постмодернизму. Словом «постмодернизм» обозначают направления, появившиеся в 70-х годах ХХ века как дальнейшая эволюция авангарда (модернизма), представленного с самого начала ХХ столетия множеством течений.
По-видимому, можно полагать, что главное отличие постмодернизма от неоклассики состоит в совершенно различном выборе системы координат, в которой существуют все элементы поэтического мышления. В то время как в неоклассике эта система координат хоть и является трансформированной по отношению к классической системе, но остается жёстко фиксированной, постмодернистская поэзия «делается» в чисто условной системе скользящих координат.
В этих двух случаях используется различная степень упорядоченности элементов поэтического множества, т. е. различна их энтропия. Любая авангардная система преобразует случайное поле исходных данных (отдельные слова, метонимические элементы, тропы) в другое случайное поле, лишь ориентированное определённым образом в выбранной условной системе координат, т. е. энтропия в этом случае высока (упорядоченность низка), тогда как в поэзии неоклассического направления (ярчайшим представителем которой является Иосиф Бродский) то же случайное поле исходных данных подвергается упорядочению введением в рамки жёсткой координатной системы – энтропия падает, поле становится детерминированным.
Но как бы ни усложнялась форма современной поэтической речи, это не разрушит стройное здание классической поэзии, и множество людей будет снова и снова перечитывать Пушкина и Шекспира, Лермонтова и Гёте – так же как современные композиторы-новаторы с удовольствием слушают и играют Баха, творившего триста лет назад.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубев А.Н. Поверить алгеброй поэзию. - Демиург, № 2, 2008.
2. В.А.Петров, А.В.Петров. О числах слов. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10808.html
3. В.А.Петров, А.В.Петров. О некоторых аспектах силлабических чисел. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10861.html
4.В.А.Петров, А.В.Петров. Силлабические числа в структуре русского поэтического текста. - http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10983.html