Г. Арнели
Заметки с футурологического конгресса
(Ненаписанный доклад)
 
«На возвышении красовалась повестка дня, обрамленная зеленью; первым пунктом шла глобальная урбанистическая катастрофа, вторым – катастрофа экологическая, затем – климатическая, энергетическая и продовольственная, после чего обещан был перерыв. Военная, технологическая и политическая катастрофы откладывались на другой день, вместе с дискуссией на свободные темы».
«Докладчику отводилось четыре минуты – многовато, пожалуй, ведь было заявлено 198 докладов из 64 стран. Для экономии времени доклады надлежало изучить заранее, а оратор лишь называл цифры – номера ключевых абзацев своего реферата. Чтобы лучше усвоить эту премудрость, мы включили карманные магнитофоны и мини-компьютеры; между ними должна была завязаться потом основная дискуссия. Стенли Хейзлтон из США сразу ошеломил зал, отчеканив: 4, 6, 11, откуда следует 22; 5, 9, ergo 22; 3, 7, 2, 11, из чего опять же получается 22! Кто-то, привстав, выкрикнул, что все-таки 5 и, может быть, 6, 18, 4. Хейзлтон с лету опроверг возражение, разъяснив, что так или этак – кругом 22. Заглянув в номерной указатель, я обнаружил, что 22 означает окончательную катастрофу».
С. Лем «Футурологический конгресс».
В 2007 году Ю.И. Мирошников и Е.С. Юрков охарактеризовали ряд подходов видения будущего культуры и человека в контексте изменений, происходящих в современном обществе и неоднозначно трактуемых в научной литературе. Ими были рассмотрены подходы в четырёх  направлениях: эсхатологического пессимизма, пессимистического стоицизма, трансцендентального оптимизма, оптимистического сциентизма.
«В целом рассмотренные направления видения будущего имеют общий акцент: авторы признают угрозу для человеческой духовности в аспекте идентичности и, так или иначе, пытаются предвидеть пути разрешения этой угрозы. Изменение личности является отправным моментом появляющейся новой цивилизации. Воздействие на человека может осуществляться на уровне его эмоционально-интуитивного восприятия на наиболее интимные и сокровенные сферы человеческого сознания, на системы мотиваций, предпочтений и ценностей, на представления о счастье и социальном будущем человечества. Всегда существует опасность манипуляции сознанием человека через формирование идеи заранее запланированного будущего, выгодного для небольшой части общества. Следовательно, для человека на первый план выходят смысложизненные и смыслопорождающие проблемы, которые требуют серьёзного осмысления философией в контексте будущего.
Для современного состояния культуры всё более характерно формирование нового типа рациональности, который соответствует не только ценностям западного варианта техногенной культуры, но и созвучен представлениям истинности и нравственности, которые развивались с древности в восточных культурах. Это обстоятельство открывает широкие возможности для диалога различных культур в деле духовного возрождения человека и обновления его системы ценностей без нарушения гуманистической традиции.
Что ждет современного человека? Каким ему быть в будущем? Теоретизация прогностического характера всегда была свойственна философам, но сегодня, когда речь идёт о перспективах будущего человека и созданной им культуры, актуальны исследования проблемы в антропологическом аспекте». (1)
Е. Голоцан отметил, что «история современного мира находится под влиянием футурологии линейного движения времени. Сохранению этого положения способствует аналогичная традиция в философии истории. Данное статус кво невозможно нарушить, не поколебав прогрессистского толкования развития человечества. Для того, чтобы получить качественно большее разнообразие футурологических построений, необходимо выдвинуть альтернативы существующей философии истории». (2)
Что касательно относительно, так оно, конечно, действительно, а случись такое дело, вот тебе и пожалуйста, но мы постараемся поколебать «прогрессистское толкование развития человечества» с точки зрения исторической социологии.
Алкоголь и наркотики являются неминуемыми атрибутами цивилизации на протяжении всей её истории. Их место и роль в социуме многообразны и многофункциональны. Но только на пороге XXI в. алкоголизм и наркомания приобретают качественно новую роль как системных и эпидемических социальных недугов, бросающих вызов современной цивилизации. Человечество начинает вступать в принципиально новую эпоху мировой цивилизации – эпоху выживания (3), когда под угрозой оказываются не только духовная и материальная культура, но и само существование человеческой цивилизации.
Потребление алкоголя достаточно широко известно в дикой природе. Многие животные едят перезрелые бродящие фрукты и ягоды, содержащие спирт. Алкоголь оказывает эйфорическое действие (от лат. euphoria), создает настроение удовольствия. Нет оснований полагать, что наши предки не были знакомы с этими лакомствами. И неудивительно, что в ходе эволюции у нас выработался целый ряд ферментов, эффективно перерабатывающих алкоголь. Ведь воздействие алкоголя на животных и человека практически одинаково. Именно поэтому алкогольные напитки стали непременным атрибутом различных праздников и обрядов ещё во времена первобытнообщинного строя и на более поздних этапах развития человеческого общества.
В этнографической литературе можно найти описания ритуалов майя и ацтеков, в которых использовались наркотики и спиртные напитки. Так, наиболее сильным и употребляемым у ацтеков был «божественный гриб» – теонанакатль («мясо богов»), используемый в определенных обрядах всеми слоями ацтекского общества. Например, во время церемонии коронации правителей все приглашённые на праздник ночью при свете факелов наедались сырых священных грибов с мёдом и становились возбуждёнными и полными удовольствия, пели и танцевали, «потеряв разум». В видениях им раскрывалось будущее, являлись божественные откровения, «дьявол говорил с ними в их безумии». Ацтекская знать собиралась, кроме того, и на ежегодную «грибную церемонию», так называемый праздник откровений. Использование сильных наркотиков-галлюциногенов в отличие от общедоступных алкогольных напитков всегда было связано с рядом существенных ограничений для посвящённых в жреческие таинства членов общества. Однако регламентация приёма как наркотиков, так и алкогольных средств у ацтеков была связана не только и не столько с культовыми запретами, а скорее с необходимостью соблюдения социальной дисциплины. Приём любых психотропных средств – наркотиков и алкоголя – всегда был ритуализирован в жёсткой планке обычаев и традиций. В то же время обязательное массовое алкогольное опьянение во время ежемесячных праздников и состояние массовой наркотизации во время «грибных церемоний» у ацтеков обосновывалось необходимостью нервной релаксации.
У майя полуострова Юкатан в XVI в. употребление населением алкогольного напитка бал-че специально предписывалось жрецами, и в праздники индейцы напивались до бесчувствия. Это вино майя делали из настоя коры определенных деревьев и ферментированного меда. Алкоголизация обосновывалась и якобы сильными лекарственными свойствами бал-че. Иными словами, прием любых средств, помимо тех ситуаций, когда он был обязателен, не возбранялся до тех пор, пока не начинал угрожать нормальному функционированию общества, нуждавшегося в чётком проведении земледельческого цикла, соблюдении военной дисциплины и т. д. Ограничение времени приёма в группе служителей культа, шаманов и прорицателей, постоянно прибегавших к наркотикам, было продиктовано характером обрядов, тогда как для остальных членов общества, прежде всего, необходимостью поддержания общественного порядка.
В отдаленных горных селениях Мексики и Гватемалы индейские шаманы, лекари и колдуны считают наркотики и алкоголь необходимыми средствами для связи с миром сверхъестественных сил и употребляют их в различных ритуалах. Популярность растительных наркотических средств (маленький не колючий кактус «пейотль», семена некоторых видов вьюнов, грибы из семейства Psilocybe, Stropharia, Cohocybe, Panacolus, содержащих активные алкалоиды мескалин, эргин, псилоцин и др.). Несмотря на запрет католической церкви, их продолжают и в наши дни использовать как в древних обрядах, восходящих к доиспанской эпохе, так и в синкретических христианско-языческих ритуалах в честь девы Марии и святых апостолов.
Таким образом, своим содержанием нормы традиционного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, определённое экологическое состояние, ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ. Примитивная экономика определяла все обычаи и образ жизни древних охотников. (4)
Медицинский аспект наркотизации после принятия наркотика был, вероятно, открыт так же в глубокой древности ещё в эпоху мезолита, которым датируются первые погребения с трепанированными черепами в Европе. В пользу этого свидетельствуют находки так называемых наркотических клизм в захоронениях с трепанированными черепами в Перу.
Египетские врачи с XV в. до н.э. применяли одурманивающие вещества для наркоза и уменьшения болей. В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в XIV в. до н.э. Во рту у неё были обнаружены остатки опиума – следы то ли обезболивающего лечения тяжело больной, то ли передозировки. Известно, что скифы ещё в V в. до н.э. садились вокруг костра, сыпали на раскаленные камни коноплю и дышали этим дымом, доходя до опьянения. В Средней Азии из конопли делали гашиш, который курили и добавляли в пищу. Великий древнеримский врач Клавдий Гален (130 – 201 гг. н.э.) ввёл опий в широкую медицинскую практику в качестве панацеи чуть ли не от всех болезней.
Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570 – 632). Этот запрет вошёл впоследствии и в свод мусульманских законов.
С точки зрения алкоголизации, то есть неумеренного, вызывающего зависимость, чрезмерно распространённого социального явления, оказывающего социальное влияние на многие сферы общества для Европы и России, в частности, ХV -ХVI века стали переломными. Сначала в России, а затем в европейских странах научились делать крепкие спиртные напитки на основе этилового спирта (водку и др.) (5).
Излишне говорить, каких масштабов достигла алкоголизация за истекшее полтысячелетие. К концу ХХ века в мире более явно проявилась тенденция омоложения алкоголизма. Фактически под ударом оказались будущие поколения со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Сухие законы оказались малоэффективны. Так, В.М. Бехтерев доказал, что самогоноварение способно парализовать положительное действие любого запрета на алкоголь (6).
В работах М.Н. Гернета анализировались статистические данные о связи преступлений и потребления алкоголя, делались выводы о невозможности побороть алкоголизм запретительными методами (7). В последние годы перед нынешним кризисом в цивилизованных странах развернулась активная антиалкогольная компания. По разным причинам мир в своих антиалкогольных программах идёт  сегодня  по двум главным направлениям: антиалкогольная пропаганда и рост цен на алкоголь за счёт повышения ставок акцизов. Считается, что этими мерами можно уберечь  население (и, прежде всего, молодёжь) от избыточного потребления алкоголя. Но молодёжь во всем цивилизованном  мире продолжает активно потреблять алкоголь. Показательно штрафуют дочерей президентов за употребление алкоголя, но это практически никого не останавливает.
Причины молодежной алкоголизации социальны:
  • бесконтрольность молодёжи со стороны  родителей, государства, общества, школы;
  • безделье и тусовочное времяпрепровождение (тусовочный образ жизни насаждается и активно культивируется);
  • бесперспективность большинства молодежи (сегодняшняя общественно-экономическая система поддерживает «дарвиновский» естественный отбор – выживает только сильнейший, но у абсолютного большинства молодежи и подростков нет гарантий получения нормального образования, а в перспективе – нормальной работы и жилья, которые необходимы для создания семьи и появления детей);
  • особенно актуально для России – безыдейность в государстве и обществе, ведущая к созданию мертворождённых политических молодёжных движений, созданных политическими партиями (детям нужна не мифическая свобода, создававшая общество потребления в интересах глобализированного бизнеса, а общая государственная идеология);
  • безразличие государств к своему будущему, зачастую ведущее к формальному решению молодёжных  проблем (в том числе – демографических, алкогольных и пр.);
  • «бесцензурность» СМИ и рекламы, формирующих  молодёжно-тусовочный образ жизни, сомнительные моральные и нравственные ценности у детей и подростков.
  • К тому следует добавить ещё одну причину. В ходе социальной эволюции естественным путём исчез обряд инициации. В традиционном обществе юноши и девушки знали, что вступить в мир взрослых, стать полноправным членом племени, рода и т.д. можно, только пройдя определённые обряды (иногда крайне жестокие). Их дальнейшая социальная функция была ясна (воин, охотник и т.д.). У прошедшего обряд было гарантированное будущее. Эффективно действовала целая система социальных и иных табу, регулирующих повседневную жизнь. В современном мире единственный рубеж перед взрослой жизнью – возраст совершеннолетия. Для многих совершеннолетие означает, что наконец-то можно пить, курить (нередко легально), т.е. «стать взрослым», хотя именно в этом возрасте очень легко вырабатывается алкогольная зависимость. И адекватную замену инициации, в широком смысле слова, современное общество так и не нашло.
    По мнению экспертов, мир ждёт тяжелое десятилетие. Причем более тяжёлым оно будет для развитых стран мира (там население психологически не готово к столь мощному и длительному экономическому кризису). Мир ждёт тотальная безработица, падение уровня жизни и т.д. Рецессия, экономическая и психологическая депрессия. 70% населения России пребывает в кризисе все последние 20 лет, поэтому  оно более адаптировано к будущим событиям. От психологической депрессии лучше защищён мусульманский мир своей религией. (Поэтому наиболее защищены от будущих потрясений российские мусульмане!)
    В период мирового экономического  кризиса  пройдут проверку на прочность и различные религии  как формы психологического спасения человека. Христианский мир вряд ли найдёт в своей религии необходимую психологическую поддержку, так как абсолютное большинство «христиан» по рождению слишком далеки от религии. Возрастёт резкое потребление алкоголя в странах Европы и США, ухудшится и медицинское обеспечение, и социальные программы. В этих странах начнёт снижаться продолжительность жизни населения. Это произойдёт в течение ближайших пяти лет. Но причиной этого будет не только алкоголь, а общая ситуация.
    Мы получим настоящие алкогольные и наркотически взрывы в развитых неазиатских государствах. Потребители этих стран пойдут по северному пути потребления алкоголя. Они будут активно догонять Россию по уровню его потребления. Сохранение населения от депрессивной алкоголизации будет задачей национальной безопасности развитых государств. Особое значение она приобретает и для России, и без того склонной бежать «впереди паровоза», зачастую разрывая узкое место брюк слишком широкими шагами (8). В результате мирового экономического кризиса будут сорваны «фиговые листочки» социально-ответственных проектов и с мировых лидеров алкогольного рынка в других странах мира. Им не простят создание программ по привлечению молодёжи к алкоголю с помощью коктейльно-клубной молодёжной субкультуры. Припомнят и иные «грехи».
    По мнению М.А. Ковалёва, «решение алкогольной проблемы состоит в формировании условий жизни человека (среды), способных удовлетворять потребности его дофаминергической системы (потребность в удовольствии) и предлагающих ему цели, деятельность, положительное «вознаграждение» (самореализация), приносящих человеку удовольствие» (9).
    Как показывает мировая практика, добиться полного отказа от алкоголя практически нигде до сих пор не удалось. Следовательно, вопрос не в том, как ограничить потребление спиртных напитков и таким образом избавиться от проблем, связанных с алкоголизмом, а в том, как лучше воспользоваться опытом тех мировых культур, которые смогли успешно включить умеренное употребление алкоголя в свою повседневную жизнь. Но и эта задача трудновыполнима. Алкоголизация и наркозависимость имеют слишком глубокие биологические и социально-экономические корни. Отдельным нациям в мире (в частности, алтайцам) от алкоголизации грозит полное исчезновение к 2100 году.
    Таким образом, открываются не «широкие возможности для диалога различных культур в деле духовного возрождения человека и обновления его системы ценностей без нарушения гуманистической традиции», а перспектива физического вымирания в среднесрочной исторической, даже не геологической, перспективе. В настоящий момент мы находимся в состоянии шаткого равновесия между эгоистическими интересами глобализированного бизнеса (как табачно-алкогольных корпораций, так и наркомафии) и попытками сохранения здоровья будущих поколений. Можно объявлять «социально-биологическую лавиноопасность».
    Куда склонится чаша весов, на наш взгляд, ответ почти очевиден – «...что так или этак – кругом 22». Хотя, дальнейшее развитие событий покажет время.
    Литература:
    1. Мирошников Ю. И. Футурологические перспективы современного человека как объект философского анализа / Ю. И. Мирошников, Е. С. Юркова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 54. – С. 97-113.
    2. Голоцан Е. Футурология как история будущего. Русский журнал. Политика. www.russ.ru/politics/20011226-gol.html
    3. Агаджанян Н.А. Человек и биосфера (Медико-биологические аспекты). М.; Знание, 1987.
    4. Нефёдов С.А. Экономика и социальная жизнь первобытного общества. http://www.gumer.info/
    5. Похлёбкин В.В. История водки. М. 2009.
    6. Бехтерев В.М. Алкоголизм и борьба с ним. JL, 1927
    7. Дудкина О.В. Алкоголизация населения России: социально-демографические последствия. Автореферат кандидатской диссертации. 2007.
    8. http://www.alconews.ru/cifrra/document7804.php
    9. Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы». Обзор докладов. Н.И. Баранова. Часть третья.
    М.А. Ковалёва, к. псих. н., доцент кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ – доклад «Психологические аспекты формирования мотивов к употреблению алкоголя у молодёжи»