В.А. Коноваленко
Кластерно-сетевая связь
Мобильная сотовая телефонная связь, безусловно, по-праву отнесена к крупнейшим достижениям 20-го века. Её бурное развитие и триумфальное шествие по миру лишнее тому доказательство. К сожалению, наметившиеся в последние годы тенденции её совершенствования уводят эту отрасль связи между людьми в сторону. В конкурентной борьбе производителей мобильные телефоны начиняются всё большим количеством функций, не имеющих никакого отношения к собственно коммуникациям. 
Мобильный телефон становится игровой приставкой, плеером, калькулятором, фотокиноаппаратом и тому подобное. Это хорошо, беда лишь в том, что в этом «салате» постепенно отходят на второй план собственно связные функции. Конечно, некоторые из «наворотов» со временем послужат базой для видеофонов, которые уже сейчас технически вполне реальны. Вопрос в том, нужно ли превращать средство связи в некий универсум. Здесь полезно время от времени вспоминать об универсальности способностей утки: она может бегать (правда, существенно хуже лошади), может летать (гораздо хуже сокола) и может плавать (увы, совсем не как рыба).
Между тем, нынешняя сотовая мобильная телефонная связь имеет один серьёзный недостаток – в ней существуют локализованные узлы-станции. Эти высокие антенные мачты, постоянно излучающие довольно мощные сигналы, зачастую оказывают вредное влияние на окружение. На первом этапе, при небольшом количестве абонентов и сравнительно малой чувствительности телефонов организация связи через узловые станции была неизбежна. Однако, современная концентрация абонентов, особенно в городах, развитие нанотехнологий, позволяющих в малых объёмах разместить аппаратуру, совсем недавно занимавшую целые шкафы, а, главное, серьёзное повышение чувствительности позволяют рассредоточить эти узлы, превратив каждый мобильник в узел сети.
Конечно, для связи между городами ретрансляционные узлы придётся оставить, но внутри городского «кластера» функции узлов связи вполне могут быть распределены между абонентами, что резко понизит стоимость этого вида связи. Фактически связь в «кластерах» будут обеспечивать сами абоненты, расходы которых сведутся к более интенсивной эксплуатации источников питания, а современные сотовые монстры будут нужны только для межкластерной связи.
Безусловно, нынешние доходы сотовых кампаний весьма велики, без боя они не сдадутся, но будущее именно таково. Те из теперешних сотовых операторов, которые первыми поймут это и начнут создавать и внедрять мобильные телефоны – узлы (назовём их для красного словца «вариксофонами»), смогут снизить региональную оплату связи практически до нуля, захватив рынок и обеспечив тем самым устойчивый доход на роуминге. В противном случае их крах неизбежен.
Кстати, разработка и выпуск на российский рынок (для начала) подобных «вариксофонов» – реальный шанс для корпорации «РосНано» обойти зарубежных конкурентов в этом секторе. Дело в том, что отсутствие централизованных узлов позволяет использовать их в любой «глубинке», как только там стало два и более «вариксофона» (разумеется, при отсутствии ретранслятора – только для местной связи).
Но ..., лиха беда – начало: как только в поселении (деревушке, посёлке, садоводстве) этот вид связи укоренился, практически неизбежно желание «выхода в свет». Это значит заявка на ретранслятор (проводной, радио или спутниковый). Кстати, для России предпочтителен именно последний, спутниковый тип ретранслятора.