Контакт цивилизаций
Ещё столетие назад М. Смолуховский
ввёл новый для физики элемент – субъекта, и ввёл с большим успехом (именно
субъекта, а не стандартного для физики наблюдателя). Разница между ними
в том, что обычный наблюдатель был совершенно объективен и бесстрастен,
он как бы просто переводил происходящее на язык формул, на бумагу, в то
время как субъект Смолуховского имел некоторые человеческие слабости: зрение
у него было не идеальным и наблюдать бесконечно долго – что же произойдет
в конце концов – он не мог (так сказать, по техническим причинам).
Физика – наука,
направленная на изучение мира как он есть, имеющая перед собой такую идеальную
цель. Но она наука частная, работающая своими специфическими средствами.
Вследствие этого она способна изучать не всякие свойства и стороны мира,
а лишь те свойства, которые подвластны контролю этими средствами и методами,
те свойства, на которые эти средства реагируют. Физика изучает свойства
мира, воздействующие на объекты, состояния которых мы можем (приближённо)
отмечать и которые в общем случае можно назвать измерительными приборами.
Измерительным прибором может
быть и невооружённый глаз, и, скажем, собственный палец, у которого мы
можем отмечать как положение, так и разные ощущения различной силы, – приписывая
причины, их вызывающие, внешней среде. По показаниям приборов и их сочетаниям
мы судим о мире. Приборы могут быть в какой-то степени взаимозаменяемыми.
Физика изучает сущности с такими воздействиями, которые могут быть уловлены
вполне неживыми устройствами, состояния которых мы затем наблюдаем.
Иначе говоря,
мы изучаем модели реальности по состояниям (точнее, изменениям состояний)
измерительных приборов, которые, к тому же, имеют ограниченную точность
измерений. Учтём также, что мы оцениваем состояния своих приборов своими
органами чувств, которые, в свою очередь, имеют ограниченную чувствительность
и точность. Такова «объективность» нашей самой «объективной» науки – физики.
Тем более субъективны наши чувственные восприятия окружающего мира и, следовательно,
построенная по ним картина мира.
Для иллюстрации полезно
попытаться вообразить как, например, представляют себе мир дельфины или
летучие мыши, которые огромное количество информации о нём получают посредством
сонара, а оптический канал играет подчинённую роль. Или представить образ
человека с позиции ищущей его «верхним чутьём» собаки. Его «обонятельный
образ» весьма нечёток, подвержен влиянию воздушных потоков и т.д., и т.п.
Но ведь именно
на восприятии мира строится его картина, а затем и физика, и все остальные
науки. В цивилизации дельфинов физика была бы наверняка, прежде всего,
волновой, а не корпускулярной, как у нас. Соответственно иначе были расставлены
приоритеты и акценты, другие законы положены в основу, а отсюда – другие
технологические приёмы и устройства (если бы они, конечно, были бы).
Насколько эти «разногпасия»
серьёзны, можно понять, попытавшись сформулировать, скажем, законы Ньютона,
используя понятия амплитуды, частоты, фазы и законов отражения и преломления,
но не применяя ни массы, ни ускорения в качестве базовых. Теперь нужно
на этом языке попытаться объяснить полученное человеку с классическим образованием.
Следующий шаг – механика – база всех наших конструктивных достижений... Но
это только цветочки, эти сложности – ничто по сравнениею с контактом с
иной, тем более, не технологической цивилизацией.