Предисловие редакции. Публикуемую ниже работу Анатолия Ивановича Азарова,
 изобретателя и конструктора множества вихревых охлаждающих устройств,
посвящённую их применению на высокоскоростном транспорте, мы поместили
здесь потому, что нам показалось целесообразным найти в итоге дискуссии
те ниши, в которых применение вихревых охладителей будет неоспоримо.
Вихревой бескомпрессорный воздухоохладитель-кондиционер
для высокоскоростного транспорта
Поезда, движущиеся со скоростью 250-360 км/час, получают в мире широкое применение. Такие транспортные средства относят к энергонасыщенным; здесь для кондиционирования воздуха (в рабочей зоне оператора-машиниста; в помещении с блоками электронного управления и др.) обычно используют “традиционную” холодильную технику – высокоэффективные парокомпрессионные кондиционеры.
Им трудно предложить достойную альтернативу или “дополнение” из области новой техники, использующей вихревой эффект Ранка и вихревую трубу (ВТ), питаемую воздухом. Несмотря на это, рассмотрим новое техническое решение – одно из возможных. Оно не “заменяет” традиционную холодильную технику и “не работает” на стоянке и при малой скорости транспортного объекта, однако привлекает низкой стоимостью изготовления и безынерционностью. Это компактный вихревой воздухоохладитель, не требующий источника сжатого воздуха и при движения транспортного объекта питаемый набегающим воздушным потоком.
На рисунке 1 показана схема не имеющего подвижных частей и не требующего воздушного компрессора вихревого воздухоохладителя-кондиционера для высокоскоростного транспортного объекта (например, для кабины вертолета):

Рис. 1. Схема вихревого воздухоохладителя-кондиционера для высокоскоростного транспортного объекта. Здесь: 1 – набегающий воздушный поток; 2 – воздухозаборник; 3 – конфузор; 4 – прямоточная ВТ; 5 – канал рециркуляции холодного воздушного потока; 6 – щелевой диффузор; 7 – радиатор, снабженный микровентилятором (не показан); 8 – вихревой эжектор; 9 – вакуумируемый канал отсоса отработавшего в ВТ воздуха; 10 – сброс воздуха из ап-парата.
На входе в ВТ 4 – набегающий поток, скорость которого близка к скорости транспортного объекта (около 100 м/с). Горячий поток из ВТ 4 отводят через щелевой диффузор 6, создавая на выходе из него разрежение посредством вихревого эжектора 8. Холодный поток под давлением ниже атмосферного рециркулирует по каналу 5 через радиатор 7, размещенный на кондиционируемом объекте. При холодопроизводительности от 1 кВт до 3 кВт компактный воздухоохладитель массой в несколько килограммов прост в изготовлении, не требует обслуживания, безотказен в работе.
В России это техническое решение актуально сегодня не столько для скоростных поездов (применяемых, в отличие от Китая и Западной Европы, пока лишь в единичных количествах), сколько для установки в кабинах вертолетов, экспортируемых в Индию и другие страны с тропическим климатом. Вертолеты эти используют там при обработке сельскохозяйственных угодий с малой высоты – при высокой температуре и влажности окружающего воздуха.