Продолжение. Начало
в ВМ № 1 2010
ТРАКТАТ
О ВЫРАЖЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕИ
В АВТОТРАНСПОРТЕ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. “ТЕЧА”
После опубликованной в предыдущем
номере “Виртуального мира” вводно-обзорной части (предтечи), вернёмся к
сути
российского, особого инновационного пути выражения НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ в
транспортных средствах, предложенного и реализованного в “интеллектуальной
столице мира” – Санкт-Петербурге.
ЕМЕЛЯМОБИЛЬ!
Вот национальная ниша в мировом транспортном машиностроении!
“Отцы” этой новой разновидности
наземного транспорта не претендуют на абсолютный (пионерский) приоритет,
ибо, как и подобает Иванам, помнящим родства, опираются на историческое
и культурное наследие Родины: русские печи и сказку про псевдодурака (вариант
трикстера,
т.е. обманщика, ловкача – англ.) Емелю, ставшего нашим национальным символом
(фото 9 [16]). Надо думать не потому, что Емеля, а потому что дурак.
Фото 9. Емеля
на печи [16]
С позиций нашего понимания
простейших механизмов и приспособлений, всего на двух подложенных кругляках,
как это изображено художником-гуманитарием, печь вряд ли переместилась
бы дальше своей базы. Реально мыслящие любители национальных символов,
публичной народности, не искушенные, тем не менее, в транспортных делах,
и не претендуют на большее, чем СТАЦИОНАРНЫЕ МАКЕТЫ (фото 10) [17]. Спасибо
им: они делают ещё один шаг в нужном нам направлении!
Фото 10. Стационарный
макет Емелиной печи на народных гуляниях, Сыктывдинский р-н Коми, 2009г.
[17]
Сказочная (былинная?) мобильность
емелиной печи (фото 11 [18]), равно как и содержащийся в ней прообраз современной
командной системы управления индивидуальным транспортным средством с использованием
голосового интерфейса, на том историческом этапе нам с вами следует оценивать
как благие пожелания, прозорливую постановку задачи.
Фото 11. Печь
с Емелей на деревенской улице (с картины 7-летнего Даниила Крупина [18])
В упреждающем порядке, используя
современные компьютерные технологии, была создана ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМОХОДНЫХ
ПЕЧЕЙ, правда в несколько извращённом стиле, явно под воздействием западного
идеологического вируса (фото 12 [19]).
Фото 12. Виртуальная
модель самоходной печи, в составе компьютерной игры [19]
И вот пробил час их воплощения
в “металл и отожжённую глину”. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
первого
концепта-емелямобиля был инициативно, при финансировании заинтересованных
лиц и в порядке пресловутой конверсии, спроектирован и изготовлен в стенах
кафедры Колёсных и гусеничных машин крупнейшего технического вуза страны
– Политехнического университета. А затем – испытан и даже использовался
“в деле” в том же, 2009 году.
НАШИМИ учеными
и конструкторами, товарищи и господа! В продолжение благородного дела изобретателя
самобеглой коляски Ивана Кулибина (275-летие которого мы отмечаем в этом
году), создателя первой российской паровой машины Ивана Ползунова и целой
плеяды гениальных и просто талантливых наших соотечественников, качественными
скачками отмечающих развитие технической мысли.
Краткое описание устройства
представленного концепта-емелямобиля (фото 13 [20]): комбинированная
металло-деревянная рама, совместно с плёночной обшивкой имитирующая тело
русской печи; велосипеды (покупные импортозамещающие изделия); полупрозрачный
лобовой навес; криогенный имитатор печного дыма (пока не покрашен, поэтому
оставлен вне зоны видимости); система курсового наблюдения для механиков-водителей;
система жизнеобеспечения педо-водителей (подсистемы вентиляции и терморегулирования,
запас воды, продовольствия сухими пайками и временно демонтированная кофеварка
с зернокомплектом кофе “мокко”).
Фото 13. Устройство
экспериментального образца первого концепта-емелямобиля (вид изнутри сзади)
[20]
Поскольку Россия раскинулась
на просторах между Востоком и Западом, в техническую идею, в энерго-силовом
аспекте Главным конструктором В.А. Яхимовичем (фото 14 [21]),
с одной стороны, заложен применяющийся в велорикшах принцип использования
мускульной силы, но в пределах 2 ч.с. (двух человеческих сил), – два параллельно
работающих велосипеда (в традициях конных экипажей и велоносилок
Австрийского Красного Креста – фото 15) [22], а с другой стороны
– велосипеды скрытно установлены на рамной конструкции внутри фанерного
корпуса, повторяющего форму классической русской печи и соответственно
проработанного дизайнерски, с использованием европейских наработок в области
бронеавтомобилей (фото 16 [23]), компоновочных традиций отечественного
танкостроения.
Фото 14. На печи – Главный
конструктор емелямобиля В.А. Яхимович, – адепт идей глобализации и пассионарности, свойственной
молодёжи всех стран: “ЛЕЖАТЬ на печи – не время! Даёшь РЕВОЛЮЦИЮ! Пока
в отдельно взятой отрасли – транспортном машиностроении” [21]
Смелое решение применить
мускульную силу для привода в значительной степени было обусловлено:
– проблемой гиподинамии
и, соответственно, угрожающим снижением потенции мужчин репродуктивного
возраста, ростом сердечно-сосудистых заболеваний и сокращением средней
продолжительности их жизни в России до 56-58 лет;
-
актуальностью экологических
задач;
-
ползучим ростом цен на бензин;
-
проблемой занятости населения
в условиях развала промышленности и глобального экономического кризиса;
-
смещение “центра тяжести”
в профессиональных требованиях к рабочей силе в сторону низкой квалификации;
-
повышения надёжности на
эксплуатационном жизненном цикле емелямобиля;
-
соображениями снижения себестоимости
изделия;
-
стремлением экономически
и морально поддержать родственную велосипедную отрасль транспортного машиностроения;
-
уйти в менее опасную правовую
нишу во взаимоотношениях с ГИБДД.
Фото 15. Велоносилки
Австрийского Красного Креста, (“команда эвакуации раненых”) середина XX
в. [22]
Фото 16. Внешний
вид кайзеровского бронеавтомобиля [23]
Для тех читателей, которые
когда-либо видели колесо и которым откуда-либо известно устройство и принцип действия
велосипеда, для понимания конструкции шасси емелямобиля достаточно фото
13. В дополнение к краткой характеристике устройства, следует добавить,
что в подсистеме жизнеобеспечения отсутствуют противоатомная защита (ПАЗ)
и санузел, что оправдано сформулированными в техническом задании (ТЗ) эксплуатационными
условиями и полностью открытым снизу корпусом, позволяющим непосредственно
удалять в окружающую среду продукты жизнедеятельности.
Уникальной для
транспортных средств, неизвестной ранее из уровня мировой техники является
применение ёмкости с твёрдой двуокисью углерода (углекислым
газом) СО2, с возможностью
замены на сосуд Дьюара с жидким азотом (N2),
для имитации дыма, клубами валящего из печной трубы. После непродолжительных,
но успешных испытаний (отдельные отрицательные результаты испытаний квалифицировались
как “тоже результаты” и оставлялись для последующих доводочных конструкторско-технологических
работ и модернизаций).
Не сразу Москва строилась,
товарищи и господа!
Облик емелямобиля, как его
впервые увидели участники рекламной акции с использованием этого чуда механики
и криогеники, а также многочисленные телезрители и читатели (акция освещалась
в СМИ Санкт-Петербурга и в Интернете [24] в июле 2009 года) очевиден из
серии авторских фотографий (фото 17 – 23) [20, 21], где даже виден “дым”
из трубы (С02), несмотря
на солнечную погоду (дым хорошо виден на фото 21).
Фото 17. Емеля
– вр.и.о. командира: “Экипаж! По щучьему велению, по моему хотению, крути педали только
вперёд!.. Господи, не завалить бы трактор” [21]
Фото 18. Емелямобиль
под командованием Зорро – полноправный участник дорожного движения (расчёт траектории движения
– по мобильному компьютеру с использованием спутниковой навигации) [21]
Фото 19. Как
персональное транспортное средство, Емелямобиль явно выигрывает перед общественным –
автобусом) [20]
Фото 20. Что
это? Попытка раздуть угли в печи? Естественная любознательность автомобилистов? Дотошность инспектора
ГИБДД в штатском? Или технический шпионаж? Впереди у нас ещё много
и много вопросов…[21]
Фото 21. “Первооткрывателями”
Неопознанного самодвижущегося объекта в форме строения (НСО) в аквапарке Красногвардейского
района СПб стали, разумеется, самые любознательные существа в мире – человеческие
детёныши в колясках и на велосипедиках, а также их мамаши – борцы с уплотняющей
застройкой зелёных зон [21]
Фото 22. Репортёры
и журналисты прибегают последними…
(обратите внимание на
синхронность “гендерной” жестикуляции на заднем плане) [21]
Фото 23. “Теневую” власть
силой оружия (шпаги) захватывает таинственный Зорро [21]
Однако, прервёмся, дорогой
Читатель. Обдумаем прочитанное и дождёмся заключительной части трактата
(посттечи) в следующем номере.
Список использованных
источников
16. http://xvatit.com/kaprizy/umnosti/669-s-kakojj-stati-duraku-dostaetsja-polcarstva.html
17. http://www.finnougoria.ru/photo/...2/15878/
18. http://www.deti.fm/herotale.xml%...tale%3D4
19. http://www.deti.fm/herotale.xml%...tale%3D4
20. Из фотоархива В.А.
Яхимовича (фото его же)
21. Из фотоархива А.Г.
Семёнова (фото его же)
22. http://www.liveinternet.ru/users/maxis100/friends
23. http://r-img.fotki.yandex.ru/get/3605/sumerset.2/0
10ca2_3918e058_XL ;
http://den-king.livejournal.com/...120.html
24. http://fotoden.info/gallery/293/