Палеолингва
В основу изложенной в конце работы гипотезы положены тезисы,
расположенные в порядке убывания достоверности, начиная
с имеющих строгое научное обоснование и заканчивая
обоснованными только моими логическими
построениями.
Итак, исходные тезисы:
1. Близкое внутривидовое родство Homo sapiens. Генетическими исследованиями доказано, что бушмен, эскимос, английский лорд и другие представители нашего вида находятся в более близком родстве, чем шимпанзе одной стаи. Более того, исследованиями митохондриальной ДНК доказано, что всё человечество, все его расы, нации и тому подобное имеют происхождение всего от 12 матерей.
Напомним, что генетическая информация большей частью содержится в хромосомной (ядерной) ДНК, однако, структура той самой "фабрики", которая реализует хромосомные "чертежи", сохраняется и передаётся потомству посредством так называемой митохондриальной ДНК – кольцевых макромолекул, содержащих у человека по 16565 пар нуклеотидов. У большинства многоклеточных организмов и человека в том числе митохондриальная ДНК наследуется по материнской линии. Так вот, в 80-х годах прошлого века было доказано, что из всего разнообразия вариантов МтДНК в клетках человека встречается только 12!.
2. Прародина Homo sapiens. Исследованиями двух независимых групп учёных, работавших с разными генетическими материалами (одна группа работала с МтДНК, наследуемой по материнской линии, а вторая – с Y-хромосомами, наследуемыми по отцовской линии) было показано, что всё коренное население обеих Америк (америнды) происходит от 4-х (из 12) матерей, находится в ближайшем родстве с бурятами и в ещё более близком родстве с кетами, маленькой народностью, проживающей в верховьях Енисея.
Учитывая, что 12 самок – это очень небольшая группа, можно предположить, что прародина кроманьонцев находится в предгорьях Алтая и Саян. Дополнительным доводом может служить общепризнанный факт охоты наших предков на мамонтов, которые водились только в северной половине Евразии и нигде больше.
3. Причины победы кроманьонцев над неандертальцами и другими гоминидами. "Генеалогическое древо", составленное сотрудниками Полевого Музея, показывает, что в момент появления кроманьонцев и их последующего победного шествия по миру, на Земле проживало по меньшей мере 4 вида гоминид (Homo erectus, Homo floresiensis, Homo neandertalensis и Homo sapiens), физиологически весьма близких друг к другу. Близких до такой степени, что, как недавно доказано, существовало плодотворное скрещивание двух последних видов между собой. Однако, в сравнительно короткий промежуток времени неандертальцы вытеснили все другие виды гоминид и, в свою очередь, полностью сдали позиции кроманьонцам.
Причинами этих видовых побед, по нашему мнению, явились две интеллектуальных революции:
а) появление у неандертальцев (и их родственников – кроманьонцев) второй сигнальной системы, обеспечившей резкий прогресс в обучении потомства и
б) изобретение кроманьонцами письменности, обеспечившей последним накопление и сохранение для последующих поколений в графическом виде сведений о приёмах, навыках и умениях охоты, изготовления орудий и другой жизненно необходимой информации.
Эти две интеллектуальные революции, особенно вторая, сыграли столь большую роль, что до сих пор люди стремятся всё более или менее важное зафиксировать в письменном виде, а во всех религиях существуют священные книги. Менее значительные, зато более многочисленные следы этих революций должны сохраниться до наших дней, причём не столько в виде материальных объектов и артефактов, сколько в информационной сфере, в той самой второй сигнальной системе – словах и письменности.
4. Возникновение синонимов. Жизнь языка и словотворчество – вещи нераздельные. Пути и мотивы здесь разные – это и религиозные (так, к примеру, "урс" превратился в "медведя"), прагматические (неудобопроизносимое слово трансформируется в более удобное), кластерные (всякого рода диалекты, жаргоны и т.п.). Развивается язык и из-за необходимости называния новых предметов и явлений. Немалый вклад в развитие языка вносят заимствования из других языков, порой с курьёзными последствиями. Иллюстрацией этого может быть появление в русском языке слова "Зонт". Началось всё с заимствования в петровские времена голландского понятия "Зон Дек" – крыша от солнца, которое в русском произношении довольно быстро превратилось в "Зонтик", а далее по правилам русского языка (есть "маленькое", должно быть и "большое") "зонтик" превратился в "Зонт" – слово, не имеющее ни аналогов, ни корней в исходном языке. Все эти процессы в той или иной степени носят "сознательный" характер.
Однако, помимо этого "сознательного" фактора, значительный вклад в развитие языка вносит фактор, известный в технике связи как "помехи". Информация, в том числе и в виде устной и письменной речи, и в наше время, и во времена наших предков передавалась посредством последовательности сигналов, определённый набор которых (сочетание звуков, набор графических символов и т.д.) имеет то или иное смысловое значение. Такая передача неизбежно сопровождается ошибками. При этом незначительные отклонения могут не препятствовать передаче смыслового значения, особенно, в контексте. А частое повторение одной и той же ошибки может привести к закреплению ошибочного кода в виде дублирующего для обозначения одного и того же смыслового понятия. Более того, избыточное кодирование – довольно результативный метод борьбы с помехами не только в технике, но и в генетике. Применительно к устной (и письменной) речи избыточное кодирование означает появление синонимов. Очевидно, что чем длительнее время использования смысловой единицы ("слова"), тем больше возможных его искажений, тем больше, применительно ко второй сигнальной системе, синонимов может появиться.
Резюмируя изложенные тезисы, можно сформулировать следующую гипотезу:
"Наличие большого количества синонимов является необходимым и достаточным признаком древности языка".
Если эта гипотеза справедлива, открывается путь к выявлению наиболее древних языков человечества, а потом, посредством их анализа, и к единому праязыку человечества, тому, которым пользовались наши 12 праматерей и их сородичи.