Синдром Хронической Усталости.
В  газете  «Пасека  России»  ПР-7  2001г.  Врач  из  Новосибирска Т. Рузанкина поместила статью «Синдром хронической усталости» (СХУ). Она пишет: «У этой болезни два основных симптома: не проходящая усталость и резкое снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Родственники, друзья, сослуживцы принимают такого человека, на вид вполне здорового, за бездельника, врачи – за симулянта».
Изучать заболевание стали чуть больше 10 лет назад. Но сам недуг не нов. Считается, что им болели и несколько сотен лет назад, правда, значительно реже. Зато теперь СХУ  навёрстывает упущенное. По данным разных источников, в США больных СХУ от 3 до 10 миллионов. Учёные из Калифорнийского университета в Сан-Франциско говорят, что в ближайшее время болезнь поразит около 1,5% населения Земли. Немецкие специалисты убеждены: в их стране 90% жителей – потенциальные носители СХУ, а у 3% болезнь в той или иной форме проявилась.
Сколько человек коварный синдром поразил в России, неизвестно – такой статистики нет (очевидно, и у нас ситуация не лучше, коль вице-премьер Шувалов в одном из своих выступлений сказал: «нация больна»). Синдром хронической усталости порой изменяет характер: весёлого общительного человека делает мрачным мизантропом, сильного и уверенного в себе – слабым,  нерешительным. Специалисты заметили, что СХУ прежде всего поражает тех, чей иммунитет ослаблен, а нервы как струна.
Рузанкина считает, что идеальным лечением в этом случае является лечение пчелиным ядом. «Восстановить иммунитет поможет прополис: по 1/3 чайной ложки в день. Восстановит баланс микроэлементов и витаминов медовый раствор: 1 ст. ложка мёда на стакан тёплой воды…».
Похвально то, что доктор стремится лечение больного приблизить к природным ресурсам. Но, к сожалению, это мало заметное недомогание является обманчивым, коварным. Не только и не столько потому, что оно является опасным, а потому, что оно является системным, всеобъемлющим и длительным по времени. Чтобы его понять, надо обратиться за знаниями к академику И.П. Павлову. Иван Петрович писал:
«Каждая материальная система до тех пор может существовать, как данная отдельность, пока её внутренние силы притяжения, сцепления и т.д. уравновешиваются с внешними влияниями, среди которых она находится. Это относится ко всякому простому камню, как и сложнейшему химическому веществу. Точно то же надо представлять себе и относительно организма...
Есть и другие случаи, которые тоже отвечают более или менее известным патологическим нервным состояниям у людей. Можно припомнить собаку (Рикмана), которая была приведена в такое состояние, что совершенно не выносила условных раздражителей из физически сильных агентов, сейчас же и непременно переходя в тормозное состояние, и лишь при слабых раздражениях могла быть и продолжаться её условно-рефлекторная деятельность...
Едва ли будет натяжкой, если я этот случай, конечно, не в полном размере, а лишь по его механизму, буду аналогировать со случаями продолжительного многолетнего сна у людей, как это было описано  Пьером Жане на одной молодой девушке и как это наблюдалось в одной из петербургских психиатрических больниц на взрослом мужчине. Дело шло о пациентах, которые казалось, были погружены в настоящий сон. Они не делали никаких движений, ничего не говорили, приходилось их искусственно кормить и держать опрятными. Лишь ночью, когда затихала дневная жизнь с её разнообразными и сильными раздражениями, для них являлась иногда  возможность некоторой деятельности. Пациентка Пьера Жанэ ночью порой ела и даже писала...
О петербургском  больном тоже были сообщения, что он изредка ночью вставал. Когда этот больной почти после двадцатилетнего сна к старости (60 годам) начал освобождаться от него и мог говорить, он заявлял, что часто и прежде и слышал и видел, что происходило около него, но не имел силы сделать какое-либо движение или что-то сказать. В обоих этих случаях явно имелась в сильной степени ослабленная нервная система и ослабленные большие полушария, которые сильными внешними раздражителями быстро переводились в сплошное тормозное состояние, сон». (Вероятно, это можно считать уже необычным сном, а летаргическим или полу анабиозом. Замечание моё. Андреев).
Когда наука начинает добиваться состояния анабиоза у человека – она использует криогенную технику с тем, чтобы понизить температуру тела и ввергнуть таким образом организм в состояние анабиоза. Казалось бы, а почему бы и нет? Ведь ещё из школы известно, что анабиоз – это приостановка жизнедеятельности организма при неблагоприятных  условиях проживания. Очевидно так оно и было на заре развития и усложнения жизни на  Земле, тем  более, что и по современным научным воззрениям у всего живого на Земле «один корень», т.е. один генетический код. Академик Н. Моисеев в книге «Алгоритмы развития» на стр. 15 пишет: «Другое открытие не меньшей значимости – это доказательство существования на Земле генетического кода, единого для всего живого».
Однако, похоже, что время и процессы развития всего живого шли разными путями и внесли свои коррективы в этот вопрос. Очень далеко ушёл человек млекопитающий от одноклеточных и пресмыкающихся. Вот потому-то одни могут тысячелетиями находится в анабиозе (как некоторые семена, бактерии), другие впадают в сезонную спячку – полуанабиоз или гипобиоз, как например (медведь, ящерицы, пчёлы), а третьи, как человек например, ведут себя в неблагоприятных условиях совершенно по другому.
Посмотрим, как же человек теплокровный ведёт себя при продолжительных неблагоприятных условиях жизни. Природа поступает с человеком не так, как наука. Она тоже охлаждает организм, но не снаружи, а изнутри, воздействуя на внутренние рычаги самого организма примерно так же, как и с «братьями нашими меньшими», – замедляя жизненные процессы путём ограничения расхода энергии. Зачастую именно в это время у человека пропадает аппетит, в тёплом помещении появляется безобидный насморк, который может перерасти в хронический.  Может возникнуть и бронхит или астма.
Все они вместе или по отдельности  начинают ограничивать подачу кислорода к  уменьшившимуся «топливу» в организме. Астма – это самый грубый вид регулирования подачи воздуха в организм, который иногда может привести человека к летальному исходу. Более мягкий вид регулирования подачи воздуха в организм – бронхит. И самый точный вид регулирования подачи воздуха производится носоглоткой – это насморк, храп: перекрываются ноздри, иногда обе, иногда одна, иногда половинка...
Всё это работа глубинных, «древних» отделов мозга и иммунной системы по защите от перегрузки. Но, коль скоро окислителя не хватает, обменные процессы ещё больше замедляются. Подача пищи  ограничивается, как следствие ослабевает обогрев. Из-за недостатка обогрева понижается наружная температура тела. (Не последнюю роль в этом вопросе играет и сердечно-сосудистая система). В итоге нос становится  красным и холодным, руки, ноги тоже постоянно холодные. Пора бы и в спячку. Но человек в процессе эволюции давно утратил механизмы обеспечения спячки и вместо неё появляется бессонница (примерно так, как у тощего медведя, который становится шатуном). Кроме того, именно в это время он находится на «пределе» своих сил, нервы (а, следовательно, и мышцы) натянуты, как струны и, напротив, требуют дополнительной энергии. Недостаток энергии вызывает слабость у человека, хроническую усталость. Человек не только смеяться, но и плакать по настоящему не может. Женщина становится фригидной, мужчина – импотентом..
Если выше говорилось в основном о реакции физиологической части организма на  неблагоприятные условия жизни, ниже мы вкратце коснёмся психологической стороны проживания человека в тех же условиях, хотя в действительности это одно целое. Очень большую нагрузку в это время несут большие полушария мозга человека. Постоянные отрицательные раздражители вызывают неврозы важнейших органов, в первую очередь – в сердечно-сосудистой системе.
Перегрузив сердечно-сосудистую систему мы, как правило, вначале имеем гипертонию, с появлением которой нарушается кровообращение. Это заболевание запускает целую серию заболеваний. Человек находится под постоянным стрессом. Если ничего не менять – человек срывается и заболевает психически: шизофрения, маниакальный психоз и т. д.
Таким образом человек в своём развитии делает шаг назад. (Как в народе говорят: «родная мамочка моя, роди меня, пожалуйста, обратно»). Он уже не может сам управлять  своими поступками. Им полностью управляет Природа как и всем животным миром.
В данном случае ни мёд, ни прополис, а тем более таблетки исправить ситуацию не могут. Системно и длительно входили в болезнь, системно и длительно и выходить надо из сложнейшего состояния, в которое могут завести неблагополучные условия проживания человека.
По примеру «братьев наших меньших» мог бы помочь анабиоз, но, похоже, что с анабиозом в 21 веке ничего не получится: слишком сложная машина – человек. А летаргическим сном врачи не дадут уснуть – скорее залечат.