Несколько слов о реформе образования
Преамбула. Непосредственным поводом к написанию этой статьи послужило интервью Министра образования и науки РФ Фурсенко, данное им корреспонденту "НГ" Наталье Савицкой и озаглавленное (разумеется, с его согласия) "Нам столько творцов не нужно!".
Если бы такой заголовок относился к интервью просто гражданина РФ Фурсенко, его можно было бы списать на "синдром Сальери-Моцарта". Под этим синдромом мы понимаем поведенческий комплекс человека, способного достичь позитивного результата только путём кропотливого, повседневного труда, по отношению к коллеге, достигающего даже более значительного результата путём "инсайта" озарения, позволяющего получить конечный результат, минуя промежуточные звенья. Но интервью дал не просто гражданин, а Министр, член Правительства, руководитель многолетней реформы образования, поэтому его заявления требуют более серьёзного отношения.
Практически одновременно с горбачёвской "перестройкой" (кстати, перестройка в переводе  на греческий называется катастрофой) началась реформа образования, которая продолжается до сих пор и конца которой пока не видно. Обоснованием начала этой реформы послужило "непризнание" наших дипломов в Европе, затем "болонский процесс" и тому подобные благоглупости. Между тем, многие разработки советских учёных и конструкторов, обладателей тех самых "непризнанных" дипломов, до сих пор остаются недостижимыми для Запада, на который мы столь рьяно ориентируемся.
Ведь с момента распада СССР и практически полного уничтожения его научно-технического потенциала мы живём за счёт "советского задела" и всё ещё иногда, особенно в военной технике, делаем изделия, лучшие в мире. Кстати, если уж наше образование столь плохо, то чем объяснить "утечку мозгов"? Зачем "образованному" Западу наши "плохо обученные" специалисты? Почему же нобелевский лауреат Жорес Алфёров так определил американские университеты: "Это высшее учебное заведение, где русские профессора учат китайских студентов"?
А вот как выглядят сегодняшние итоги реформы по мнению экспертов, составивших «Долгосрочный научно-технологический прогноз Российской Федерации до 2025 г.». Двухлетний период подготовки этого прогноза завершился проектом доклада, который был обнародован на круглом столе в Министерстве образования и науки РФ. 
«Электронная промышленность, машиностроение, фармацевтика (до 2015 года ни о чем другом, кроме импорта лекарств, мы говорить не можем) – это те отрасли, где, надо признать, никакими лидерами мы стать не можем», – констатировал Александр Чулок, научный сотрудник Межведомственного аналитического центра.
«Лидерство России связано с атомной энергетикой и авиацией. Живые системы, медицина и здравоохранение – это области, в которых мы значительно отстаем: более половины экспертов (из почти 3000) выразили такое мнение», – утверждает Александр Соколов, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний ГУ – Высшая школа экономики.
«Мы имеем неконкурентосопосбные рабочие места, деградацию кадрового потенциала особенно в научно-технической сфере», – констатировал заместитель министра образовании и науки РФ Александр Хлунов и предложил: «Концентрировать усилия на создании новых производств, основанных на новых технологических укладах. Выборочно стимулировать инновационную активность российских предприятий».
А Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, считает, что «по логике развития мировой экономики мы можем стать технологически недееспособными даже по отношению к Китаю. Темпы экономического развития будут снижаться до 3–4% в год со всеми вытекающими отсюда последствиями – рост бедности и т.д.»
Почему же с упорством, достойным лучшего применения, Минобрнауки продолжает насаждать (в виде ЕГЭ) тестовую систему контроля, от которой в США отказались три десятка лет тому назад? Отказались именно потому, что этой тестовой системой "завалили" свою высшую школу и вынуждены теперь рассчитывать только на иностранных учёных. 
Высшее образование и техническое творчество. Оговоримся сразу же, – мы не будем говорить здесь о самоназванных "творческих" профессиях, подобных "фанерованным" исполнителям хитов и шлягеров или рисовальщикам чёрных, красных, белых и прочих тонов и полутонов геометрических и не геометрических фигур. Речь далее пойдёт об истинных творцах – создателях официально называемой промышленной интеллектуальной собственности. 
Как ни странно, но примитивный расчёт показывает, что Фурсенко не так уж и не прав. Действительно, если каждый из примерно тысячи технических вузов России ежегодно будет выпускать по одному "творцу" (определим его так: человек, ежегодно получающий 1 патент), каждый из них будет творить от окончания вуза до пенсии (35 лет), то ежегодно у нас будет появляться 35 тысяч патентов. Это означает, что на той сотне российских заводов, которые ещё способны что-либо производить, новые патенты придётся "внедрять" ежедневно. Какое уж тут серийное производство! Следовательно, число вузов в самом деле нужно сокращать, по крайней мере, до их численности в РСФСР (~600), что как будто подтверждает позицию Фурсенко.
Однако это не совсем так, поскольку изобретательство (подчеркнём, именно обретение нового, а не совершенствование уже существующего) – искусство в самом прямом смысле этого слова. Обычно изобретатель не может перестать думать о своём детище до тех пор, пока не увидит его "в железе", следовательно, заниматься чем-то другим, работать "на полку", он не будет.
А при нынешнем состоянии производства реализация может затягиваться даже не на годы, а на десятилетия! Это не просто уменьшает "производительность" изобретателей, но и резко ослабляет процесс их "репродукции". Ведь в итоге изобретатель не только не в почёте, а напротив – в роли надоедливого просителя. Оживление же производства увеличивает количество изобретений. Статистика ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) подтверждает сказанное (таблица 1).
Таблица 1. Динамика подачи в Роспатент
заявок на изобретения и полезные модели и выдачи патентов в период с 2005 по 2007 гг.
Годы
2005
2006
2007
Кол-во заявок на изобретения
32254
37691
39493
Выдано патентов
19447
19138
18431
Кол-во заявок на полезные модели
9082
9265
9588
Выдано патентов
6958
9195
9311
Как видно из таблицы, количество заявок на изобретения примерно совпадает с нашим расчётом и даже реагирует на состояние дел в промышленности. Но эта же статистика говорит и о том, что "кпд вузов по подготовке изобретателей-творцов" не превышает 0,1%. Поэтому озабоченность министра "перепроизводством творцов" не основательна. Более того, она и не опасна, талант скорее генетическое, чем фенотипическое свойство. Конечно, его можно "зарыть в землю", что не без успеха и делает реформированная система образования, можно вынудить к эмиграции, чем славится Россия со времён Сикорского, Зворыкина и многих других, наконец, приучить к алкоголю или наркотикам.
Для борьбы с уничтожением талантов очень существенно, – определить соотношения неквалифицированный рабочий/квалифицированный рабочий/техник/инженер или, применительно к образованию, соотношение общее среднее/среднее специальное/общее высшее/специальное высшее. Если ещё в середине прошлого века эти соотношения составляли примерно 25/10/5/1, то сейчас соотношение составляет (на современных предприятиях) 1/5/10/10, то есть нужны прежде всего специалисты с высшим специальным, их помощники с общим высшим, несколько средних специалистов и единицы подсобников на целый коллектив.
К сожалению, уверенности в том, что политика Минобрнауки обеспечит такие соотношения, увы, нет! Ведь в уже упомянутом докладе подобная тема даже не пришла в голову всему сонму экспертов, его готовившим. А ведь дальше соотношения будут меняться в том же направлении!