Несколько
слов
о реформе образования
Преамбула.
Непосредственным поводом к написанию этой статьи послужило интервью Министра образования и
науки РФ Фурсенко, данное им корреспонденту
"НГ" Наталье Савицкой и озаглавленное (разумеется, с его согласия) "Нам
столько творцов не нужно!".
Если бы такой заголовок относился к интервью просто
гражданина РФ Фурсенко, его можно было бы списать на "синдром Сальери-Моцарта". Под этим
синдромом мы понимаем поведенческий комплекс человека, способного
достичь позитивного результата только путём кропотливого, повседневного
труда, по отношению к коллеге, достигающего даже более значительного
результата путём "инсайта"
– озарения, позволяющего получить
конечный результат, минуя промежуточные звенья. Но интервью дал не
просто гражданин, а Министр, член Правительства, руководитель
многолетней реформы образования, поэтому его заявления требуют более
серьёзного отношения.
Практически
одновременно с горбачёвской "перестройкой" (кстати, перестройка
в переводе на греческий называется катастрофой) началась реформа
образования, которая продолжается
до сих пор и конца которой пока не видно. Обоснованием начала этой
реформы
послужило "непризнание" наших дипломов в Европе, затем "болонский
процесс"
и тому подобные благоглупости. Между тем, многие
разработки советских учёных и конструкторов, обладателей тех самых
"непризнанных"
дипломов, до сих пор остаются недостижимыми для Запада, на который мы
столь
рьяно ориентируемся.
Ведь с момента распада СССР и практически полного
уничтожения его научно-технического потенциала мы живём за счёт
"советского
задела" и всё ещё иногда, особенно в военной технике, делаем изделия,
лучшие в мире. Кстати, если уж наше образование столь плохо, то чем
объяснить
"утечку мозгов"? Зачем "образованному" Западу наши "плохо обученные"
специалисты?
Почему же нобелевский лауреат Жорес Алфёров так определил американские
университеты: "Это высшее учебное заведение, где русские
профессора
учат китайских студентов"?
А вот как выглядят
сегодняшние итоги
реформы по мнению экспертов, составивших «Долгосрочный
научно-технологический
прогноз Российской Федерации до 2025 г.». Двухлетний период
подготовки
этого прогноза завершился проектом доклада, который был обнародован на
круглом столе в Министерстве образования и науки РФ.
«Электронная
промышленность, машиностроение, фармацевтика (до 2015 года ни о чем
другом,
кроме импорта лекарств, мы говорить не можем) – это те отрасли, где,
надо
признать, никакими лидерами мы стать не можем», – констатировал
Александр Чулок, научный сотрудник Межведомственного аналитического
центра.
«Лидерство
России
связано с атомной энергетикой и авиацией. Живые системы, медицина и
здравоохранение
– это области, в которых мы значительно отстаем: более половины
экспертов
(из почти 3000) выразили такое мнение», – утверждает Александр
Соколов, заместитель директора Института статистических исследований и
экономики знаний ГУ – Высшая школа экономики.
«Мы имеем
неконкурентосопосбные
рабочие места, деградацию кадрового потенциала особенно в
научно-технической
сфере», – констатировал заместитель министра образовании и
науки
РФ Александр Хлунов и предложил: «Концентрировать усилия на
создании
новых производств, основанных на новых технологических укладах.
Выборочно
стимулировать инновационную активность российских предприятий».
А Дмитрий Белоусов,
ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного
прогнозирования,
считает, что «по логике развития мировой экономики мы можем стать
технологически недееспособными даже по отношению
к Китаю. Темпы экономического развития будут снижаться до 3–4% в год со
всеми вытекающими отсюда последствиями – рост бедности и т.д.»
Почему же с упорством,
достойным
лучшего применения, Минобрнауки продолжает насаждать (в виде ЕГЭ)
тестовую
систему контроля, от которой в США отказались три десятка лет тому
назад? Отказались именно потому, что этой тестовой системой "завалили"
свою высшую школу и вынуждены теперь рассчитывать только на иностранных
учёных.
Высшее образование
и техническое творчество.
Оговоримся сразу же, –
мы
не будем говорить здесь о самоназванных "творческих" профессиях,
подобных
"фанерованным" исполнителям хитов и шлягеров или рисовальщикам чёрных,
красных, белых и прочих тонов и полутонов геометрических и не
геометрических
фигур. Речь далее пойдёт об истинных творцах – создателях официально
называемой
промышленной интеллектуальной собственности.
Как ни странно,
но примитивный расчёт показывает, что Фурсенко не так уж и не прав.
Действительно,
если каждый из примерно тысячи технических вузов России ежегодно будет
выпускать по одному "творцу" (определим его так: человек, ежегодно
получающий
1 патент), каждый из них будет творить от окончания вуза до пенсии (35
лет), то ежегодно у
нас будет появляться 35 тысяч патентов. Это означает, что на той сотне
российских заводов, которые ещё способны что-либо производить, новые
патенты
придётся "внедрять" ежедневно. Какое уж тут серийное производство!
Следовательно,
число вузов в самом деле нужно сокращать, по крайней мере, до их
численности
в РСФСР (~600), что как будто подтверждает позицию Фурсенко.
Однако это не совсем так,
поскольку изобретательство (подчеркнём, именно обретение нового,
а не
совершенствование уже существующего) – искусство в самом прямом смысле
этого слова. Обычно изобретатель не может перестать думать о своём
детище
до тех пор, пока не увидит его "в железе", следовательно, заниматься
чем-то
другим, работать "на полку", он не будет.
А при нынешнем
состоянии производства
реализация может затягиваться даже не на годы, а на десятилетия! Это
не просто уменьшает "производительность" изобретателей, но и резко
ослабляет
процесс их "репродукции". Ведь в итоге изобретатель не только не в
почёте,
а напротив – в роли надоедливого просителя. Оживление же
производства
увеличивает количество изобретений. Статистика ФИПС (Федеральный
институт
промышленной собственности) подтверждает сказанное (таблица 1).
Таблица 1.
Динамика
подачи в Роспатент
заявок на изобретения
и полезные модели и выдачи патентов в период с 2005 по 2007 гг.
Годы |
2005
|
2006
|
2007
|
Кол-во
заявок на изобретения |
32254
|
37691
|
39493
|
Выдано
патентов |
19447
|
19138
|
18431
|
Кол-во
заявок на полезные
модели |
9082
|
9265
|
9588
|
Выдано
патентов |
6958
|
9195
|
9311
|
Как видно из таблицы,
количество
заявок на изобретения примерно совпадает с нашим расчётом и даже
реагирует
на состояние дел в промышленности. Но эта же статистика говорит и о
том,
что "кпд вузов по подготовке изобретателей-творцов" не превышает 0,1%.
Поэтому озабоченность министра "перепроизводством творцов" не
основательна. Более того, она и не опасна, – талант скорее
генетическое, чем фенотипическое свойство. Конечно, его можно "зарыть в
землю", что не без успеха и делает реформированная система образования,
можно вынудить к эмиграции, чем славится Россия со времён Сикорского,
Зворыкина и многих других, наконец, приучить к алкоголю или наркотикам.
Для борьбы с уничтожением талантов очень существенно,
– определить соотношения неквалифицированный рабочий/квалифицированный
рабочий/техник/инженер или, применительно к образованию, соотношение
общее
среднее/среднее специальное/общее высшее/специальное высшее. Если ещё в
середине прошлого века эти соотношения составляли примерно 25/10/5/1,
то
сейчас соотношение составляет (на современных предприятиях) 1/5/10/10,
то есть нужны прежде всего специалисты с высшим специальным, их
помощники
с общим высшим, несколько средних специалистов и единицы подсобников на
целый коллектив.
К сожалению,
уверенности
в том, что политика Минобрнауки обеспечит такие соотношения, увы, нет!
Ведь в уже упомянутом докладе подобная тема даже не пришла в голову
всему сонму экспертов, его готовившим. А ведь дальше соотношения будут
меняться в том же направлении!