Теория стадийного развития личности.
Стадии развития.
Развиваясь, общество усложняется, и для нормальной жизни человеку приходиться решать массу проблем, связанных с поиском в нем своей экологической ниши. Разделение труда приводит к умножению числа профессий и специальностей, обладающих специфическими требованиями к исполнителю.
Поэтому решение вопроса "кем быть?" приводит к вопросу "каким быть?", поскольку любая профессия требует наличия определенных душевных качеств, способностей и их же развивает. С другой стороны, чем гармоничнее и полнее развиты душевные качества и способности, тем более свободен человек в выборе своего будущего и тем вероятнее успех.
Анализу необходимых профессиональных качеств и способностей посвящена масса работ. Целью данной работы является попытка проанализировать известное о развитии, выявить общие для всех специальностей и профессий закономерности и оценить влияние степени развития на судьбу как личности, так и общества в целом, ибо эта связь весьма прочна.
Развитие личности - самый сложный процесс в жизни человека, и спектр достижений - от полностью деградировавшего человека до гения, при этом важны и усилия самого человека, и людей, окружавших его в детстве и в юности. Раскрытие потребностей души доставляет человеку удовлетворение, которое сильнее любого удовольствия.
Это возможно, если человек способен жить в обществе самостоятельно, честно и свободно. Основа жизни общества - познание окружающего мира и производство средств комфортного существования отдельных людей и сообщества в целом.
Способность самостоятельно, честно и свободно что - либо производить и реализовывать определяет человека как мастера своего дела. Неспособность делать это свободно ставит человека в зависимое положение слуги, который действует по инструкции, а получает за свой труд не по реализации его результатов, а по усмотрению вышестоящих.
При анализе сложной системы повышение степени абстракции обещает повысить наглядность важного, что обычно компенсирует пропуск менее значимого, поэтому ограничимся рассмотрением только четырех стадий развития личности.
Каждая стадия развития личности характеризуется своим набором душевных качеств и способностей, необходимых для успешной деятельности человека, при этом требования возрастают по пути естественного развития личности. Поэтому выделим следующие стадии развития личности:
Иждевенец - человек, не способный к производительной деятельности. Иждевенцами являются беспомощные (дети, инвалиды, люди преклонного возраста), неспособные выполнять даже простейшую работу и поэтому нуждающиеся в помощи других людей и общества в целом. Это состояние естественно в детстве и в старости, либо приобретается из - за болезни, несчастного случая и т.п., но нередко беспомощность имитируется ради материальных выгод, из - за лени или по причине подавленного естественного стремления к развитию.
К этой же стадии относятся рантье и пенсионеры - люди, получающие дотацию общества за прежние заслуги. Потенциал роста имеют дети и те из иждевенцев, которые испытали труд, способный приносить радость и расширяющий возможности человека, но в силу обстоятельств временно оказались нетрудоустроены.
Для этой стадии характерен односторонний поток обмена с обществом: от общества к субъекту, в обратном же направлении поток близок к нулю.
Слуга - человек, способный к производительной деятельности под чьим-то управлением. Несамостоятельная деятельность слуги возможна только при его включении в какую-то структуру. Чаще всего слуги объединяются в пирамиды по роду деятельности и работают по инструкции, поэтому от них требуется исполнительность.
Специфика пирамид в снижении требований к моральным качествам и замене их преданностью вышестоящим по мере подъема на верхние этажи пирамид. Нетребовательность пирамид к основному моральному качеству - честности - подтверждается распространением в мире этического дуализма, основанного на разделении людей на "своих" и "чужих", при этом требуются только внешние проявления порядочности.
Волевые качества необходимы слугам, производящим что - либо, они же должны быть относительно честными, чтобы не допускать сознательного брака в работе.
Чувства слуг могут стать помехой и обычно подавляются страхом и подменяются суррогатами, например, естественные гнев и недовольство преобразуются в печаль, а возмущение несправедливостью - в хроническое чувство вины* , которую ищут, раздувая проступок в преступление, наказывая подчиненных за проступки, которые нельзя было предусмотреть (например, за естественные отказы техники). Такая тактика ведет к уклонению от возможной ответственности, а сильное угнетение и унижение порождают жестокость и ненависть, помогающие угнетать подчиненных, но мешающие работать эффективно.
Творческие способности слугам не нужны (опасны для имиджа вышестоящих), а необходимые знания ограничиваются социальным заказом и обычно сводятся к заучиванию готовых истин, в которых человек теряет себя и становится безвольнее.
Труд в таких условиях становится повинностью и радости не приносит, но возможности сделать карьеру не трудом, а демонстрацией личной преданности вышестоящему могут быть огромны. Основой такой преданности выступает не нравственный долг, который часто отсутствует, а причастность к "великому" до самоотверженности.
Фактически слуга тщеславен, горд собственной исключительностью и ожидает за это признательности. Слуга имитирует целый ряд отсутствующих душевных качеств. Так, ум имитируется хитростью (которая даже у детей развивается очень рано), воля - показной бодростью, самообладание - напускным спокойствием (выдающим себя учащенным дыханием), воодушевление - пафосом (кстати, свидетельствующим о недо-статке сдерживающей воли), активная деятельность имитируется суетой (нервные, порывистые и малополезные движения), ведущей к хронической усталости и неспособности к мобилизации сил в нужный момент, а значит и к недостатку доверия к себе, что в свою очередь требует поддержания имиджа величия (с помощью жаргона, мундирообразной одежды, гордости и высокомерия, демонстративного неуважения к "непристижным" видам труда, а часто - и откровенного хамства). Требовательность к качеству работы имитируется хроническим недовольством всем на свете (вечно опущенные уголки губ) и изображением требовательного "ценителя".
Творческие способности обычно имитируются документом об образовании, который для слуг играет ту же роль в создании имиджа, что и происхождение при феодализме. Такая имитация удается, видимо, из - за резкого повышения роли знаний в глазах большинства людей в эпоху ускорения научно - технического прогресса.
Слуга не может позволить себе признаться в незнании чего - либо, а так как его способности к анализу причинно - следственных связей и чувство истины (нравственное чувство!) не развиты, важность конкретной информации им неизбежно преувеличивается.
Сверхважными представляются традиции (им обязательно надо подчинить всех!), могущество слова и жеста. Мышление слуги традиционно, основано на вере в авторитеты, неизменность общественного устройства и смирении (как перед природой) перед общественными явлениями.
Для имиджа и карьеры крайне важным представляются личные связи. Слуги часто хвалятся своими господами и имитируют их, копируя обычно тщеславие, важность, самодовольство и смесь нахальства с добродушием, то есть чванство и спесь.
Перенос слугами обычных деловых отношений в семью обычно ведет к карикатуре. Желание быть господином ведет к унижению членов семьи по этапам покровитель - наставник - хам, что и служит причиной большинства семейных конфликтов. Давление на детей может выдаваться за заботу и даже за любовь на основе строгости, но подавляет их развитие.
Способность к поиску и оценке альтернатив неразвита, отсюда капризность и склонность к силовым методам решения проблем. Характерны пережевывание одних и тех же мыслей, повторение заученных правил и движений, что утомляет окружающих, страдающих от отсутствия доброты и внимания к ним.
Доходы слуги зависят не от количества и качества его труда, а от места в пирамиде, поэтому и возможны карьеризм, жадность, зависть и даже злорадство над неудачами других, мстительность и экспрориативный настрой - неспособность созидать рождает желание отобрать готовое.
Жизненные устремления сводятся к власти (карьере), приобретениям, удаче (в виде награды, выигрыша, наследства, клада и т. п. ), отсюда и вера в судьбу, приметы, а нередко и в колдовство и его аналоги. Жадность и слабая воля обостряют проблемы переедания и злоупотребления спиртным, часто связанные с имитацией дружбы.
Слуга, утративший желание и способность к росту своей личности, в обществе более развитых мастеров и творцов скучает, выносит оттуда душевный разлад и стремится в привычную среду. Слуга, сделавший карьеру, может быть весьма доволен своей жизнью - свобода и самостоятельность нужны не всем. Но слуги не имеют жизнеутверждающей позиции, ведущей к действию, поэтому при окончании или случайном крушении карьеры их удел - пессимизм, депрессия или агрессивное поведение и душевные расстройства, которые нередко развиваются в болезни, а иногда ведут и к самоубийству.
Запоздалые, часто лихорадочные попытки роста личности как правило пополняют ряды неудачников. У слуг препятствиями для дальнейшего развития личности становятся имитационное поведение, вырабатывающее привычку к хронической лжи даже в мелочах, и соединение такого поведения с безволием, ведущее к суете вместо деятельности.
У некоторых слуг, производящих что - либо, сохраняются волевые качества, творческие способности и связанные с ними чувства, и они могут становиться мастерами, вначале потенциальными.
Характерной для этой стадии является специфичность обмена субъекта с обществом: слуга всегда готов и хочет получать как можно больше, а отдавать минимум требуемого от него (хорошим внешним признаком для опознания слуг является их пристрастие к азартным играм - стремление ни за что урвать куш). При этом именно из-за стремления получить как можно больше, отдав поменьше, большинство слуг попадают в обратную ситуацию: им дают по минимуму, заставляя отдавать максимум.
Мастер - человек, способный самостоятельно ставить и решать производительные задачи. Согласно проверенной временем аксиоме лорда Кэрзона, для мастера (свободного!) "самонадеянность является единственным секретом успеха". Одна из старейших американских компаний Декстер утверждает свою аксиому успеха: "У нас нет никаких традиций. Никаких."
Но уверенность в себе, нетрадиционность и широта мышления достигаются только при достаточно высоком уровне развития способностей, ниже которого мастера не получается.
Истинное величие человека - это его сила духа, воля, без которой не осуществляется ничего, она дает накопленную энергию для действия. Истинная стихия жизни - труд, правильный, непрерывный, напряженный, только благодаря труду человек достигает истинного же величия.
Воля и труд связаны неразрывно. Воля и ум совместно делают человека смелым, что и позволяет ему разумно рисковать. Воля и достаточно развитые чувства объединены в нравственности и в идеалах, они дают доброту, совесть, сдержанность и самообладание в трудных условиях, они позволяют уму вывести человека из "мрака сомнений" и не впасть в безвольную растерянность.
Только сильная личность уверена в себе, а в условиях конкурентной борьбы эта уверенность нужна мастеру не меньше, чем боксеру на ринге. Воля дает любовь к свободе, инициативе и дарит оптимизм.
Мастер - индивидуалист по определению, и для перехода из слуг в мастера он должен преодолеть страх перехода от коллективной безответственности к индивидуальной ответственности (от механической солидарности к солидарности органической), что также требует воли.
Таким образом, без достаточно сильной воли мастером не стать. Свободные мастера отличаются энергичностью, деловитостью, восприимчивостью (до склонности к переоценке) к новому и любопытством, развитым воображением, решительностью, стойкостью, смелостью, оптимизмом.
Особо важно умение общаться и способность к сотрудничеству, основу которого составляет честность. Внутренний механизм воспитания честности заключен в обучении тщательному выполнению работы, связанному с многократным запрещением самому себе что - либо оставить недоделанным или исполненным небрежно.
Естественно, должен существовать сильный стимул к тому, чтобы все делать тщательно, а детям нужен и живой пример. Поскольку ложь - лучший убийца любых отношений, включая дружбу и любовь, честность должна быть выработана до вступления человека в деловые, семейные, и даже серьезные дружеские отношения, иначе проблемы неизбежны.
Труд по принуждению (основа массы наказаний) воспитать честность не может. Ценность труда измеряется суммой заключенных в нем элементов игры (соответственно ценность игры - суммой заключенных в ней элементов труда). Труд и игра сближаются в наслаждении деятельностью, и только такой труд приносит радость.
Честность тесно связана с выработкой интеллектуального чувства истины, влекущего к познанию, умственному труду, упорядочению мыслей, знаний и выводов, привлекающего перспективой новых открытий. Чувство истины и интуиция дарят предчувствие и указывают человеку путь в тех случаях, когда познание бессильно даже намекнуть на будущее. Важные проблемы, влияющие на судьбу, человек решает нравственным чутьем, тактом и совестью в тех случаях, когда разум еще молчит.
При принятии решения мастер руководствуется своими чувствами, решая сразу две важные задачи - раскрывая душу человека ему самому и воспитывая честность, служащую барометром несправедливости. Чувства придают мыслям силу, оригинальность, тонкость и личностный оттенок. Влияя на волю, чувства помогают в критический момент перехода от обдумывания к действию, когда тяжесть сомнений и неопределенности, стремление к решению проблемы облегчаются и ускоряются чувствами стеснения в нерешительности и чувством свободы, побуждающем к поиску выхода из сложившегося положения.
В свою очередь, воля сдерживает чувства, возникают мысли, которые соединяются с чувством и выводят его на более высокий уровень. развиваясь из инстинкта, чувства подвергаются сложной переработке с участием познания и воли, становясь сложными душевными актами - высшими чувствами, которые содержат и волю, и познание и эмоции, и без которых общение с другими людьми затруднено.
В зависимости от господствующей в обществе морали общепринятая степень развития высших чувств либо облегчает человеку достижение уровня мастера, либо затрудняет этот процесс, иногда значительно. В этом случае нравственные ценности деформируются и из - за снижения прослойки мастеров и творцов - их носителей.
Поскольку чувства входят в высшие душевные акты как часть ассоциаций, представляется крайне важным сохранить верность чувств в процессе развития ребенка, не допуская подавления эмоций или замены одной эмоции другой, что часто встречается в процессе воспитания ("не плачь!", "не смей сердиться!") из - за неспособности воспитателей помочь развитию чувств в верном направлении и (или) из - за стандартизации воспитания.
Без естественного выхода эмоций дети очень страдают, а учитывая сильнейшее влияние выражения эмоций в любом возрасте на душевное состояние (например, крик облегчает страдания, но может и довести воина до экстаза), можно предположить, что чувства - самая уязвимая часть творческих способностей (какую картину напишет дальтоник?), в первую очередь уродуемая неправильным воспитанием.
Для "нестандартных" детей употребление силы и насилия хуже, чем отсутствие всякого воздействия. Подавляют и искажают эмоции не только прямое давление, но и упреки, насмешки, грубые и глупые шутки, а часто и просто присутствие неприятного человека.
Использование при принятии решений только здравого смысла (Эйнштейн говорил, что он является предрассудком, усвоенным нами к восемнадцати годам) неизбежно сужает взгляд на жизнь, а значит и шансы на успех. Путь же познания от сравнительного абстрактного мышления к образному на основе внечувственных представлений, а затем и к трансцендентальному (аксиомы, математические представления, время, пространство и т. п. ) предполагает не только усвоение знаний, но и максимально возможное развитие ассоциаций.
Врожденная высокая чувствительность нервных клеток позволяет быстрее, легче и на основе меньшего опыта узнавать и понимать явления, но достается при рождении не всем. Но мозг и нервная система являются специальным органом для восприятия и обработки информации, которому для хорошей работы необходимо соблюдение известного психофизиологического принципа: ясная мысль, сильная воля и глубокое настроение идут параллельно чистоте крови и соков организма и стоят в строгом соответствии с ним.
Поэтому чистый воздух, достаточный отдых, рациональная пища и радостное возбуждение, обеспечивающие свежесть мозга, улучшают наблюдательность, свободу, тонкость и меткость сравнений, остроту слов, находчивость и блеск мысли у всех людей, во всех случаях и в значительной степени улучшают природные способности.
Познание при этом доставляет больше радости, и большинство мастеров и творцов вырабатывают собственную систему поддержания такого состояния, основу которой обычно составляет сочетание умеренной физической нагрузки с отдыхом и снижение степени интоксикации, в том числе алкоголем. Познание - главная цель и огромное удовольствие для детей, это состояние сохраняется и у мастеров в форме неофильства (любви к новому) в противоположность консерватизму и мизонеизму слуг.
Вероятно, общий алгоритм акта познания можно описать как поиск (или ожидание) интересного, фиксация внимания (с более или менее выраженным замиранием тела) при его обнаружении, рассматривание с целью узнать в объекте или явлении знакомые черты, осторожное, но возможно более полное изучение его всеми возможными органами чувств (желание осмотреть сзади и заглянуть внутрь естественны), выражение радости от познания нового и разнообразные попытки применить объект или явление (или хотя бы его модель) в полеэных целях - игра. По этому алгоритму и ребенок изучает заинтересовавший его предмет, и взрослые познают мир и строят свои отношения с другими людьми (этим алгоритмом неплохо описываются даже дружба и любовь).
Логично предположить, что данный алгоритм познания известен человеку на генетическом уровне, а в этом случае его подробное изучение и сохранение в процессе обучения неискаженным может быть крайне полезным. Данному алгоритму по крайней мере не противоречат проверенные жизнью условия успеха в умственных занятиях: постоянное, всеми помыслами и желаниями стремление к намеченной цели и превращение всех усилий, всего труда на пути к цели в игру, в удовольствие.
У профессионалов познания - ученых изучение нового из любопытства происходит по этому алгоритму, а изучение по необходимости - по сокращенному, при этом изученное из любопытства осваивается и используется гораздо полнее.
Способности человека индивидуальны, и поиск объектов и явлений, вызывающих наибольший интерес - это первый шаг в развитии личности. Заранее информируя человека о том, с чем он скоро встретится, нередко удается разбудить и усилить будущий интерес. Например, у детей очень рано появляется интерес к изучению лиц и гримас, который видимо полезно использовать.
Присущая детям "свобода воли" обостряет их интерес ко всему сильному, могущественному, великому, этот интерес сохраняется навсегда (естественно, если не подавлен), но принимает у взрослых иногда очень причудливые формы.
Дефицит объектов для любопытства ведет к увлечению шутками и загадками, смысл которых иногда трудно понять. Рассматривая предложенный алгоритм подробнее, можно отметить, что произвольное внимание есть акт воли (напряжены мышцы тела!) и основа наблюдательности. За ним следует либо равнодушие (и тут уж ничего не поделаешь), либо интерес, либо страх.
Интерес включает воображение, и в это время несложно оценить степень его развития - вызвать на разговор при этом очень легко. Это может быть объективная стадия развития воображения, схематическая (образ укладывается в схему или форму на основе ранее приобретенного опыта) или символическая, на основе абстрагирования и классификации образов.
Страх же вызывает расслабление мышц тела, у детей - поиск защитника, и если страх достаточно силен, любопытство подавляется. Осторожное изучение заинтересовавшего объекта или явления всеми доступными способами - процесс чрезвычайно полезный и должен всячески поощряться (хотя естественны попытки и разрушить объект ради любопытства).
Запреты типа "не подходи!", "не трогай!" к сожалению, не всегда обоснованы, в то же время обоснованные запреты, предупреждающие об опасности, полезны, ибо поощряют обдумывание.
Первоначаьное изучение происходит осторожно из - за возможной опасности, и помощь взрослого (инструктора, наставника) на этом этапе очень полезна. Если изучение не вызывает радости, причиной может быть страх (или страхи), которые чрезвычайно многообразны.
Для детей и юношей характерны: страх высоты и падения, потери ориентировки, замкнутого пространства и сдавления, воды, ветра, огня, небесных предметов и явлений, темноты, грома и молнии, неприятных сновидений, потрясений, животных, чужих лиц, глаз и зубов, меха и шерсти (которые одновременно и нравятся), одиночества, болезни и смерти, привидений и нечистой силы.
Разнообразие приобретенных страхов бесконечно. Поскольку страхи подавляют развитие личности, они должны быть обезврежены осторожным изучением. Видимо, полезны для их устранения и методы дианетики.
При изучении объекта или явления, вызывающего страх, "страховка" человеком, вызывающим доверие, абсолютно необходима. Приходится "играть с огнем", осторожно и постепенно изучая опасность, и такими играми полна жизнь: от шутливого "идет коза рогатая". . . до семейных походов на аттракционы, где дети, вцепившись во взрослого, визжат от восторга, побеждая страх.
Избавление от страха всегда очень приятно, талантливые дети энергичны, не боязливы и не подавлены. Попытки победить страх сразу (типа утверждения: "бросить в воду - так и поплывет!") очень опасны, так как кривая эмоций при этом может сразу достичь бессознательной области, слова (команды) и обстановка начнут работать как факторы внушения, страх усиливается, закрепляется в непредсказуемых ассоциациях, и убрать его потом гораздо труднее.
В то же время, устранение страхов совершенно явно повышает эмоциональную и психологическую устойчивость личности, поднимая область бессознательности по кривой эмоций. Повидимому, психология и педагогика уделяют недостаточно внимания разработке игр и методик ( в том числе и для взрослых), избавляющих от разнообразных страхов, хотя они представляются необходимыми для развития личности.
Когда объект или явление изучены, начинается игра с ними (или их моделью) для оценки полезности и поиска возможных вариантов их применения. Начинает работать дочь симпатии - изобретательность, которая может быть усилена поощрением и раскачкой фантазии, и здесь снова полезна помощь человека (инструктора), которому доверяют.
Законы игры требуют не понукать к успешному исходу и при утомлении попытаться изменить или заменить игру, а не закончить ее (естественно, не допуская переутомления).
Конечной целью реализации алгоритма познания является накопление такого опыта, который породит новые чувства, желания, поступки и способности. Ранее известный принцип обучения, требующий смены умственной и физической деятельности, этапов продуктивности и восприимчивости, возбуждения и отдыха ( в том числе и их индивидуальной периодичности) не обосновывает в явном виде их необходимой последовательности и продолжительности, поэтому, например, длительность урока в младших и старших классах одинакова, изучение в основном теоретическое, а если и есть практика, то далеко разнесенная по времени от момента знакомства с предметом и проводимая не в форме игры.
В результате основа получаемых знаний - готовые теоретические положения, применимость и полезность которых слабо проверена обучаемыми. Вышеизложенный алгоритм познания позволяет ответить найти и другие вопросы методик обучения.
Знания для мастера - не самоцель, а лишь один из инструментов его деятельности. Образно выражаясь, можно признать полезность обладания многими инструментами, но обычно мастер пользуется небольшим набором высококачественных инструментов, которыми он хорошо владеет, а другие приобретает, осваивает и использует по мере необходимости.
При развитии этой аналогии, многие варианты образования выглядят как приобретение кучи инструментов, большинство из которых обучаемый даже не держал в руках, а экзамены - как проверка их наличия.
Но наличие груды ржавеющих без употребления инструментов признаком мастерства не является, а проверка умения ими пользоваться на экзаменах в лучшем случае поверхностная, в форме решения задач. Приятным исключением являются виды практического искусства. Не случайно в характеристиках мастера обращается внимание на наличие необходимых качеств и способностей (уровень развития!) и подчеркивается, что приобретение необходимых профессиональных навыков и знаний - гораздо меньшая проблема.
Развитые способности позволяют легко переключаться на новое, аналогии между различными областями жизни иногда просто поразительны, а достигнутый успех кажется неожиданным. Неудовлетворенное любопытство часто вызывает отложенный интерес, и при появлении возможности его удовлетворения люди с достаточно развитыми способностями делают это с радостью и энтузиазмом, что дает основание для оптимизма при оценке возможностей развития личностей в любом возрасте.
Любопытство и энтузиазм присущи талантливым людям, а способность детей и гениев многое делать без всякого напряжения, играя, и даже их внешнее сходство отмечалось издавна. Работа при этом становится радостью (увлекаясь, дети забывают и о еде, и об отдыхе), Кроссворды и роль болельщика человека больше не прельщают - некогда, суета становится все более вредна, а способность к сосредоточению - все более полезна.
Аккуратная и тщательная работа , поиск и анализ лучших вариантов делают человека более уравновешенным и психологически устойчивым. Упрочняется и положение человека в обществе: образно говоря, мастер - это черенок листа (группы исполнителей), связывающий их с ветвью - производством. Роль мастера в корпорации - интрапренер - менее свободна, но в целом аналогична.
Мастер сам выбирает свой путь в жизни, он может испытать всю ее полноту и страсть, он способен бороться с несправедливостью, ему доступно и интеллектуальное (за любопытство) и моральное (за честность) удовлетворение. Регулярные волевые усилия возбуждают, вызывая общий подъем сил, бодрость духа, улучшая настроение, делая ненужным искусственное возбуждение (алкоголь и аналоги), в результате укрепляя здоровье и удлиняя активную жизнь. Даже одежду мастер предпочитает обычно более свободную и удобную.
Достаточное развитие душевных качеств делает мастера способным относится к дружбе и к любви как к нравственному долгу. Но дружба есть прототип договорных отношений, поэтому она очень благотворна для молодежи.
Слуга, стремясь к развитию, ценит дружбу мастера как возможный путь своего роста. Способность к анализу причинно - следственных связей делает мастера хорошим учителем, объясняющем "почему?", а не ссылающимся на авторитеты и не навязывающем свою волю. Обучение, при прочих равных условиях, будет тем быстрее и успешнее, чем менее мастер склонен к достаточно традиционной скрытой эксплуатации ученика (и неизбежному подавлению его способностей в этот период) в роли подмастерья.
Если слуга мечтает об удаче, то для мастера характерно стремление к достижению успеха своим трудом, а успех является плодом силы и мудрости. Достижение даже небольшого успеха вызывает энтузиазм, способствующий дальнейшему росту. Исполнение текущих жизненных целей может стать самоцелью и затмить идеалы, но если этого не происходит, мастер продолжает стремиться к максимальному развитию личности.
Характерной чертой стадии мастера является стремление к равноценному двустороннему обмену с обществом, т.к. мастер отчетливо понимает, что именно в таком обмене гарантия его независимости. Именно это позволяет определить условия перехода некоторых слуг в мастера (как правило, через промежуточную форму, хорошо определяемую старинным русским словом "ПРОМЫСЛ" - человек, способный к созданию нового, кстати отсюда и появилось слово "промышленник").
Слуга, не испорченный рабскими привычками, стремится упреждать возможные задания, предвидеть - "промысливать" - сперва задания, потом потребности общества, а затем и делать то, что ОН находит нужным.
На основе вышеизложенного можно выделить способности, душевные качества и навыки, необходимые слуге для перехода в стадию мастера:
Творец - мастер, для которого творческий процесс приобрел самостоятельную значимость. Мастера развиваются по пути к творцу, но этот переход естественен и не имеет четкой количественной границы (человек творит в периоды вдохновения, не постоянно, неизбежны взлеты и падения, озарение и рутинная работа, соотношение которых зависит скорее от избранной области деятельности, чем от самого субъекта), зато очень существенен качественный скачок: мастер творит, чтобы жить, творец живет, чтобы творить.
Мастер становится творцом, когда для него сам акт творения приобретает наивысшую ценность. Каждое, даже небольшое открытие - это подтверждение одной из гипотез, изобретенных человеком ранее. Но возможность широко изобретать различные вероятия - это признак свободы и независимости духа, которая нужна человеку задолго до его становления творцом. Чем раньше достигнуто это состояние, тем больше гипотез родится в процессе более длинного периода изучения мира и игр.
Подавление же свободы и независимости духа - это неизбежная утрата возможных творцов. Творцу необходим значительный запас разнообразных знаний и особенно важна способность к самообразованию, а для этого как минимум необходимо знакомство со структурой наук, с разнообразной терминологией и навык прояснять для себя новую терминологию, находить и усваивать необходимые знания.
Способность создавать прекрасное - залог успеха в жизни, это неиссякаемый источник радости и вдохновения и одновременно - необходимое и достаточное условие дальнейшего развития мастерства. Искусство облагораживает природу человека, вызывая стремление к чистоте, изяществу и красоте во всем.
Уникальна роль гармоничных и изящных движений, созданная вещь таит в своем облике их следы, иначе она груба и некрасива. Гармоничные движения доставляют человеку радость, развивают его внутреннюю гармонию и силу, делая работу приятной, вырабатывают привычку к созерцанию. Гармоничные движения дают не только ловкость как приспособленность к усилиям, но и делают человека более красивым, вырабатывая грациозность - чувство усовершенствованных форм и прогресса в движениях физических, а через их посредство - и в мышлении.
Поэтому обучение красивым движениям очень полезно, и нужна разработка адаптированного для разных возрастов курса "красивых движений", включающего не только танцы.
Если слуга стремится к удаче, а мастер добивается успеха, то творец способен достичь счастья. Счастье всегда связывали с любовью и творчеством, но если отделить причину появления от самого чувства, то все оттенки счастья, ощущаемого как воплощающаяся мечта, в обоих случаях совпадают. Да и трудно представить себе наличие у человека различных механизмов ощущения счастья, включаемых в зависимости от внешних обстоятельств.
Например, артисты нередко не отличают радость творчества (часто испытываемую ими на работе) от состояния влюбленности, и утверждают, что влюбленность им необходима для успешной деятельности. Даже женская интуиция обычно бессильна при попытках отличить якобы скрываемую влюбленность от творческого вдохновения, поэтому женщины творцов любят и прощают им нередко очень серьезные недостатки.
Логично предположить, что счастье ощущается одинаково при достижении достаточного уровня успеха в любом деле. В этом случае, желая человеку счастья, мы желаем ему творчества и любви, желая успеха - мы желаем ему стать мастером, а желая удачи (капризной и не постоянной) - мы не слишком многого желаем ему.
Поскольку с развитием личности развиваются и нравственные качества, и творческие способности, это и есть путь к счастью. Отсутствие вдохновения и творческих успехов (состояние, обычное для слуги) творцами и многими мастерами воспринимается как серые и безрадостные будни.
Основной вопрос философии - о соотношении мышления и действительности - можно рассмотреть как вопрос о степени адекватности представлений человека реальной действительности и о степени возможного изменения действительности с помощью его мышления.
В рамках предложенной классификации стадий развития личности можно сделать вывод о том, что у слуг бытие определяет сознание, мышление мастера связано с действительностью рефлексивно (для общественных явлений - через преобладающий в обществе тип мышления), а творец способен познавать и изменять мир.
Кроме рассмотренных выше стадий существует состояние, в которое приводит человека нежелание или неспособность жить честно. Это состояние паразита, который не производит ничего полезного, но потребляет полученное путем обмана.
(Паразит - не стадия развития, а его стагнация - тупик развития, в который могут попадать люди на любой стадии развития, кроме творцов. Прим. редактора).
Добывая средства к существованию путем обмана, паразиты могут богатеть даже быстрее тех слуг, которые сделали головокружительную карьеру. При этом обман может быть замаскирован под сложный обмен, хитрость выдаваться за ум, а украденное - за справедливое вознаграждение мастера или творца.
Такая деятельность - постоянный соблазн для наделенных властью слуг. Способность творца изменять мир имитируется некоторыми лидерами слуг, пророчески обещающими решить сразу все общественные проблемы (естественно, не обосновывая и в лучшем случае смутно объясняя, как это сделать), использующими коллективизм и внушаемость слуг для захвата власти и ведущими массы к очередной войне, ибо слуги не способны созидать и могут только отбирать.
Пирамиды слуг, имеющих власть, часто могут иметь связи (коррупция) с пирамидами паразитов (мафия, тоталитарные секты, церкви, партии). В периоды упадка морали и уважения к законам возможен массовый переход слуг в паразиты на основе злоупотребления ими властью. Благодатной средой для паразитов может стать торговля и посредничество, в которых возможности обмана могут быть широки и разнообразны.
Часть паразитов - симулянты - изображают из себя кого угодно, от беспомощного для получения пособия, до лидера для получения власти. Имитируя что - либо, симулянт всегда переусердствует, и театральность его поведения неизбежна. Паразит подобен микробу, ему нужна питательная (социальная) среда, поэтому общество имеет тех паразитов, которых оно заслуживает. Дети, подрастая, попадают в паразиты от прожорливости, лени, тщеславия, нечестности, приобретенных из подражания взрослым.
С ростом паразитов и при гипертрофированном развитии прослойки слуг нарастает давление (в том числе нецивилизованными методами) на мастеров и творцов, их прослойка уменьшается и в обществе неизбежно снижение производства и замедление прогресса. По аналогии с живым организмом, такое общество болеет и может умереть.
Видимо, этот процесс и объясняет крушение многих империй. Возможно появление и кратковременное (в историческом плане) существование целого общества - паразита, живущего в основном грабежом. Распад такого общества разрушает и имеющиеся в нем пирамиды паразитов, многое тайное становится явным, затрудняя дальнейший обман, анонимность и безответственность действий слуг и частично оздоравливая обломки общества, давая им шанс на выживание и развитие.
Борьба с паразитами, если она успешна хотя бы частично (а роль морали в этой борьбе трудно переоценить), может предотвратить очередную революцию с ее огромными тяготами и лишениями для народа (невероятно дорогой и ненужной платой за прогресс), но методы такой борьбы - вечная общественная проблема.
Межстадийные отношения.
Наиболее значима и труднопреодолима граница между слугой и мастером, поскольку эти стадии развития личности различаются между собой не меньше, чем гусеница от бабочки. Преодоление этой границы связано, как правило, с победой над страхом, и многие народы выработали свои методы и ритуалы перевода юноши в мужчину (для женщин этот переход естественен при рождении ребенка).
Осуществление этого перехода радует и вдохновляет человека (часто это - впервые испытанное чувство счастья), но настораживает и даже пугает людей, ранее подавлявших его развитие. Мастера и творцы склонны помогать развитию слуг, и общаясь с ними, слуги часто становятся более свободными и искренними в своих проявлениях, менее склонны к притворству, более способны к анализу своих действий и к предвидению их последствий. Стремящиеся к своему развитию слуги стремятся к установлению и упрочению таких отношений.
Диаметрально противоположным может быть поведение слуг, довольных собой и стремящихся не к своему развитию, а только к карьере (обычно они не связаны с производством). Такие слуги ( а среди них много и работников умственного труда, не достигших стадии мастера и поэтому настроенных экспроприативно) стремятся к господству над мастерами и творцами, а облеченные властью - к их унижению и подавлению.
Поэтому чиновник обычно пытается поставить мастера в зависимое положение. Хроническое стремление таких слуг к господству над окружающими вызывает их частые (и нередко - успешные) попытки подавления окружающих, а подавляются в первую очередь творческие способности, и сильнее всего при этом страдают дети, недостаточно психологически устойчивые.
Подавление повышает внушаемость, и такими людьми легче управлять, поэтому подавление выражает общие интересы слуг. Ограничения возможных достижений человека есть только в его уме, значит в первую очередь подавляется свобода и уверенность в своих силах, но без этих качеств человек не станет мастером - таким образом подавляется производство. У человека изымается право знать, чего он хочет, а для принуждения используется извращенное чувство долга.
Принуждение не только подавляет развитие личности, но и способно уничтожить уже выработанные полезные качества (например, честность). В этом причина неудачных попыток перевоспитания жестким принуждением, которое способно только загнать человека в слуги, откуда самый легкий путь - в паразиты. Подчиняться не любят даже дети, инстинктивно чувствуя угрозу своей свободе и своему развитию, но подавлением наполнены большинство яслей, детских садов, школ, следующих за школой учебных заведений, и просто насыщена армия.
Подавляют и излишне строгая дисциплина, и страх, и угрозы, упреки и насмешки. Дети, подражая взрослым, нередко пытаются (в основном успешно) подавлять своих сверстников аналогичными методами. Стоит ли удивляться после этого тому, что таланты и гении так редки? Для их развития необходимо отсутствие подавления (преодолеть последствия которого смогут далеко не все), значит надо помогать человеку в становлении в нем мастера задолго до начала его самостоятельной жизни, чтобы ему не пришлось долго быть слугой и испытывать на себе следующий этап подавления. В крайнем случае лучше быть слугой, связанным с производством и имеющим возможности общаться с мастерами и учится у них. Конвейер для молодежи особо вреден.
Различия между группами людей, находящихся на разных стадиях развития, сильно корреллированы с классовыми (в любом определении) различиями, а отношения между ними - с классовыми отношениями, поэтому удельный вес, роль и место в общественной жизни этих групп могут быть использованы для характеристики и классификации различных обществ.
Поскольку в этом случае анализируются не только производственные отношения как основа классовых, такая классификация обещает быть проще (статистика тщательно изучает и выделяет и мастеров, и творцов), но отражать реальную жизнь богаче и адекватнее хотя бы потому, что стадия развития личности по наследству не передается.
Анализ.
Легко видеть, что для каждой стадии развития личности характерен свой, присущий только ей тип обмена личности (субъекта) с обществом (социумом) энергией (подразумевая под этим словом и вещество) и информацией. Поэтому рассмотрим эти процессы более подробно и попытаемся найти количественные зависимости стадий развития и присущих им типов обмена.
Сразу же отметим существенное различие энергетического и информационного обменов:
Именно это различие позволяет четко понять, что свободное развитие личности должно быть направлено на обмен и накопление информации, ибо это ведет к ее ВОЗРАСТАНИЮ во всем социуме, не требует перераспределения (экспроприации) и не вызывает инстинктивного противодействия социума.
В то же время обмен энергией (веществом), ведущий к потреблению ее в превышающем необходимый оптимум объеме, неизбежно ведется в неравновесных, необратимых процессах, увеличивает энтропию и, следовательно, УМЕНЬШАЕТ общий энергетический запас социума.
Эти рассуждения могут приобрести количественный характер, если мы определимся с единицами измерения. Вообще говоря, и информация, и энергия (вещество) имеют общепринятые единицы измерения, однако так же, как калорийность пищи не коррелирует с вкусовыми качествами и желанием человека ее съесть, а масса автомобиля не является его определяющим качеством, так и объем информации в Мбт не определяет ее ценность для человека.
Автор нашел единственно надежный в настоящее время способ измерения того и другого: рыночная стоимость. А для того, чтобы исключить инфляцию и курсы валют предлагается в качестве единицы прожиточный минимум. Это словосочетание звучит несколько непривычно применительно к информации, но пусть читатель попробует строгую информационную изоляцию (к примеру, камеру-одиночку, не говоря уж о чем-то более серьезном).
С выбором общей единицы измерения (к тому же, безразмерной) появляется возможность ввести понятие качества потребления k и функции развития f (в первом приближении в виде линейной функции):
Учитывая, что количество особей данного типа в выборке из биологической популяции описывается отрицательным биномиальным распределением, а величина социума позволяет применить непрерывный аналог отрицательного биномиального распределения, получаем возможность количественных оценок описанных ранее стадий с помощью гамма-распределений, в которых роль одного из параметров выполняет f(s,j).
На рис. 1 изображена поверхность, сечения которой плоскостями a= a(g), где g принимает значения в интервале [0,3], дает кривые распределений, соответствующих стадиям развития личности, включая промежуточные состояния. Здесь х = (ds+dj) - суммарное потребление обеих компонент обмена.
Разумеется, поскольку развитие творца неограничено, поверхность продолжается вдоль оси a. (Кстати, представляется интересным изучение кривых - эквисорбат, получаемых сечением поверхности плоскостями Х=Хi, где Хi >0, однако автор в настоящее время не располагает соответствующими экспериментальными данными.)
Из рисунка легко видеть, что широко рекламируемое "общество потребления" - тупик, в реальном обществе "потребителей" во-первых мало, во-вторых, они обречены на стагнацию. Это и понятно: ничего не давая обществу, нельзя рассчитывать на его поддержку.
Получает наглядную интерпретацию входящая в моду фраза: "интеллигенту неприлично быть богатым".
Резюме. Приведенный выше анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Стадии развития личности определяются отношением объема потребляемой информации к объему потребляемой энергии (вещества) - качеством потребления.
2. Прогресс личности - рост качества потребления.
3. Увеличение потребления при неизменном или убывающем качестве - застой и деградация.