Подземоход
“АРХИМЕД”
Идея изучения недр Земли
с помощью подземоходов не одно десятилетие не дает покоя, как писателям,
так и изобретателям. Среди литературных изобретений можно вспомнить, например,
“специально сконструированный бурильный снаряд” из романа Г. Адамова “Победители
недр”.
В действительности
один из первых подземоходов был сконструирован в России П. Рассказовым
в период Первой мировой войны. Сам изобретатель был убит при таинственных
обстоятельствах, а его чертежи оказались в Германии. Но после окончания
войны изобретение осталось невостребованным.
Аналогичную конструкцию
в США попытался запатентовать Питер Чарли. Свой вариант подземохода предложил
Е. Толкалинский, эмигрировавший из России на Запад в 1918 году.
В нашей
стране в 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и
А. Кириллов создали проект подземохода. Согласно их проекту, подземоход
должен был доходить до нефтеносных пластов и монтировать там нефтепровод.
Первые испытания прошли на Урале в рудниках под горой Благодать. Но конструкция
аппарата, прототипом которому послужил крот, оказалась ненадежной, и дальнейшие
разработки были признаны несвоевременными.
В 1933 году германский
изобретатель В. фон Верн запатентовал очередной вариант подземохода. Изобретение
тут же было засекречено и отправлено в архив. В 1940 году на архивные материалы
случайно наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Он довел суть дела до влиятельных
чинов германского Генштаба. Идея “пришлась ко двору”. В 1940 году Генштаб
разработал операцию по вторжению войск на Британские острова (операция
“Морской лев”) и подземные лодки очень пригодились бы для тайной транспортировки
диверсантов. Изобретателя разыскали и создали все условия для работы. В.
фон Верн пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный
двигаться под землей со скоростью 7 км/час и нести боезаряд массой в 300
кг. Но дальше чертежей и лабораторных экспериментов дело не продвинулось.
По приказу Гитлера работы над подземной лодкой были прекращены.
В 1945 году,
после разгрома фашисткой Германии, чертежи В. фон Верна попали в руки советских
специалистов. Проект был отправлен на доработку. Ленинградский профессор
Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения “подземохода” энергией
сверхвысокочастотное излучение. Московский профессор Г.И. Покровский показал
принципиальную возможность использования процессов кавитации не только
в жидкой, но и в твердой среде. Говорил о возможном создании “подземных
торпед” и академик А.Д. Сахаров. В итоге, с учетом трофейных наработок,
разработок А. Требелева и высказанных предложений, были созданы несколько
вариантов подземоходов, которые отправили на испытания в Уральские горы.
Первый цикл прошел удачно. Подземная лодка прошла с небольшой скоростью
с одного склона горы на другой. Во время второй серии испытаний произошел
взрыв. Подземная лодка вместе со всем экипажем оказалась замурованной в
скалах. Вскоре, в связи со сменой руководства страны (на смену Н.С. Хрущеву
пришел Л.И. Брежнев) проект был закрыт.
В 1948 году инженер
М. Циферов получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной
торпеды, подвешенной на тросе. Его аппарат должен бурить со скоростью 1
м/с (агрегат Требелева - 12 м/ч). Однако штанга или трос, на котором висит
бур, при погружении более чем на 10-12 км могут оборваться, не выдержав
собственного веса. Изобретателем была предложена подземная ракета. Она
выжигает и выталкивает грунт из скважины. Подземные ракеты в настоящее
время совершенствует сын изобретателя, но в широкую практику они не внедрились
из-за трудности управления процессом реактивного бурения.
В свою очередь нами
предлагается проект подземной лодки “Архимед” (рис.1). В чем особенности данного
аппарата?
-
“Архимед” - робот с
движителем на основе архимедова винта.
-
Предназначение - перемещение
на относительно небольшой глубине в разных плоскостях (горизонтальной,
вертикальной и наклонной). В случае необходимости возвращение в исходную
точку.
-
Автономное питание.
-
Оснащен системами самонаведения
(сейсмодатчиками) и спутникового наведения.
-
Размеры, комплектация
оборудования и полезная нагрузка зависят от конкретных задач, которые
ставятся перед роботом.
Рис. 1. Обозначения
на рисунке:
1 - навигационная система,
2 - полезная нагрузка, 3 - энергетическая установка, 4 - стабилизаторы
и направляющие.
Применение “Архимеда”
возможно как гражданское (например, в геологоразведке, при прокладке подземных
коммуникаций и т.д.), так и военное (установка мобильных минных полей и
фугасов, скрытая радиоэлектронная разведка и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов Г. Победители
недр. Фрунзе. 1958.
2. Зигуненко С.
Ушел в поход... подземоход. Популярная механика. 2006, № 4. С. 32-35.
3. Марш П., Александре
И., Барнетт П. и др. Не счесть у робота профессий: Пер. с английского/
Под ред. В.С.Гурфинкеля. М. 1987.