"Камусный" лодочный движитель
Сопротивление движению лодки по воде,
как известно, обусловлено, главным образом, двумя компонентами - волнообразованием
и вязким трением. Оба этих процесса вызваны тем, что лодка в своем движении
взаимодействует с неподвижной водой, передающей затем полученную энергию
все дальше и дальше от движущегося тела. Затраты энергии на волнообразование
в значительной степени удается уменьшить, организуя интерференцию, например,
в катамаранах. А вот вязкое трение "работает" и в катамаранах.
Обратим внимание: движитель
(винт или водомет) сообщает энергию лодке, а вязкое трение "тащит" за лодкой
массу присоединенной воды. Иначе говоря, движитель толкает в сторону, противоположную
движению лодки, некоторую массу воды и, соответственно, сообщает импульс
лодке, а также, увы, присоединенной трением воде. Таким образом, сообщенная
движителю энергия распределяется между обратным потоком воды, с одной стороны,
и лодкой с присоединенной к ней водой с другой.
Совместное решение уравнений импульсов
и энергий взаимодействующих тел приводит к следующему:
w1=
Wm2/(m1
+ m2),
w2
= Wm1/(m1
+ m2)
где m1
и m2
- массы взаимодействующих тел,
W
- энергия, расходуемая движителем,
w1
и w2
- доли W,
доставшиеся каждому из "партнеров".
Если принять, что m1
- масса обратного потока, m2
- масса лодки с присоединенной водой, станет очевидно, куда же мы тратим
большую часть энергии.
Но раз уж от трения нам
не избавиться, нужно извлечь из него пользу - "отцепить" присоединенную
воду от лодки и "прицепить" её к обратному потоку. Для этого необходимо
на днище закрепить своего рода чешую в виде гибких пластинок, в покое ориентированных
к корме под небольшим углом к днищу, как показано на рисунке 1. Если теперь
заставить днище колебаться в продольном направлении (предпочтительно с
резонансной частотой чешуи, разумеется, с учетом водного слоя), то чешуйки
будут совершать изгибные колебания, а пограничный слой воды получит импульс
в сторону кормы, соответственно, лодка придет в движение. В этом случае
в прямом направлении движется только лодка.
Рис. 1. Схема чешуйчатого движителя.
Если при этом форма корпуса лодки
обеспечивает взаимное гашение волн, непроизводительный расход энергии будет
сведен к минимуму.
Вообще говоря, нужный эффект могут
обеспечить и поперечные (вертикальные) колебания днища. По-видимому, их
эффективность будет несколько ниже, зато налицо технологический выигрыш.
Однако, заложенные в конструкцию
чешуйчатого движителя принципы, вообще говоря, связаны не столько с жидкостью
как таковой, сколько с присущей жидкости способностью заполнять возникающие
в ней пустоты. Но такими же свойствами обладают в той или иной мере текучие
грунты (например, плывуны и болотистые почвы) и твердые сыпучие вещества
(например, песок или сухой снег). Поэтому движитель "камусного" типа может
быть применен на "болотоходах", "снегоходах" и других транспортных средствах,
перемещающихся в жидких, полужидких и сыпучих средах, как по их поверхности,
так и внутри.