Копаете?.. Ну-ну…

Если факт не укладывается в теорию,
от него нужно избавиться.
(Следствие закона Мерфи,
ставшее в России народной мудростью)
Археология – наука, хоть и относительно "молодая", но объективная и уважаемая. И при известной корректности обработки данных – точная. Возникает только вопрос: как трактовать обнаружение "артефактов" – предметов, например, не вписывающихся в археологический слой эпохи?
Известно немало парадоксальных находок (а сколько еще находок из разных соображений публике не явлено). И вовсе не все вызывают пренебрежительное отторжение.
Условно первая группа: предметы, характерные для эпох более поздних, но затесавшиеся в древние археологические слои. Наиболее популярные – болт в куске осадочной породы [1,2], окаменевшие отпечатки подошв, найденные в кусках угля стальная кружка, "ваза" и монеты (Америка), металлические трубы (Европа) [1].
Эти предметы для нас объединяет то, что мы придумали названия и условно определили их назначение, хотя, во многих случаях, вероятно, ошибаемся. Конечно чугунный "зальцбургский параллелепипед" мог быть противовесом для модели шахтной лебедки, созданной кем-то в каменноугольном периоде, хотя...
Впрочем, трактовать находки можно по-разному. Бывает так, что люди (профессионально и непрофессионально) упорно ищут материальное подтверждение какого-либо поразившего их воображение события. В этом случае вроде бы понятно, что ожидаешь найти, а вот что отыщется? Рассмотрим пример.
Если верить литературным источникам, искали Ноев ковчег многие. И не раз находили. При том даже в разных местах. И, конечно, в разное время. Правда, как-то не удавалось предъявить убедительные вещественные доказательства существования этого объекта. Например, по поводу последнего ковчега сошлись на том, что это – природная аномалия. Поскольку население уж конечно о ней знало, ее наличие и могло подпитывать миф о ковчеге.
Смею предположить, что ковчег будут продолжать искать, и еще не раз найдут. И будут находить разные ковчеги в разных местах...
Легенды о потопе существуют у многих народов. И потопы время от времени случаются. До сих пор. Пусть даже не всемирные, а локальные. Следы того потопа, который мог послужить основой для записей на шумерских табличках, а потом – для библейской истории, были обнаружены, по-видимому, в 1929 году при раскопках царского кладбища в Уре (Месопотамия) археологом Леонардом Вулли. Вулли заинтересовался предысторией Ура и распорядился рыть квадратную шахту 1,5?1,5 метра. И между культурными слоями обнаружился илистый слой толщиной около 2,5 метров. Вулли предположил, что наткнулся на следы всемирного потопа. Для подтверждения гипотезы на следующий год в другом месте был заложен котлован 23?18 метров. И был снова найден наносной илистый слой, сложенный из почвы, принесенной из среднего течения Евфрата. Это и позволило археологам сделать вывод о том, что имело место длительное и серьезное наводнение, буквально уничтожившее культуру  той эпохи. Археологи оценили зону затопления примерно в прямоугольник 500?150 километров. Высота паводка над местом раскопок достигала предположительно восьми метров. Безусловно, это было событие по тем временам мирового масштаба, ярко отпечатавшееся в памяти людей [3].
После таких находок легко предположить, что какая-то часть населения спаслась с помощью лодок, и это легло в основу легенды о Ное и его ковчеге.
Находились и другие подтверждения реальности потопа. Говорят даже о комплексе катастрофических явлений (падение крупных метеоритов, извержения вулканов, наводнения и сели) датируемых периодом 10—12 тысячелетия до нашей эры.
Если все-таки потоп не был всемирным и пресловутый Арарат не оказался единственной ближайшей сушей, а речь идет всего лишь об эвакуации населения из локального района бедствия? Откуда тогда взяться исполинскому ковчегу? Такое судно надо строить, нужно иметь на это время, ресурсы и опыт. Судном надо управлять. Не говоря уже о том, что нужно еще собрать по паре каждой твари, согнанной на возвышенность водой…
То есть легче всего сразу предположить, что ковчега никогда не было. Или все-таки был?
Если ковчег был, обязательно ли он плавал?
Тогда, в дополнение к версии, изложенной в Библии и потому канонической, имеют право на жизнь две версии авторские.
  1. Люди были не только напуганы потопом, но и сделали практические выводы. Уцелевшие могли разработать проект гигантского корабля, способного обеспечить безопасность их потомков. Этот корабль мог быть построен сколь угодно далеко от места бедствия. Разумно начинать постройку именно в горах, куда вода еще не добралась и доберется лишь в экстраординарном случае. В распоряжении строителей были и время, и ресурсы. А то, что древние умели возводить гигантские сооружения, сомнению сейчас не подлежит. Впрочем, этому кораблю не обязательно было плавать. Он мог так и остаться в своем сухом доке, когда вода отступила, и люди спустились в долину. Он мог оказаться даже не достроен и забыт.
  2. Ковчег не был кораблем в принципе. Это было культовое сооружение в форме корабля, созданное под впечатлением катастрофического наводнения. Можно даже предположить существование какого-либо забытого культа, связанного с таким храмом-кораблем — гарантом безопасности населения. И функции семейства Ноя предстают тогда в несколько ином виде: это функции жреческого клана носителей своего рода рецепта выживания. В этом случае Ной мог также оказаться вместо судостроителя архитектором.
Находка на склонах Арарата чего-то похожего на гигантские якорные камни, вроде бы вполне подходящие для ковчега, ничуть не противоречит ни одному из высказанных предположений. А библейскую историю вполне подтвердить не может.
Из обоих этих, на мой взгляд, жизнеспособных версий, следует одинаковый забавный вывод. Ковчегов могло быть несколько. Они могли находиться в разных местах, могли быть построены разными людьми из разных материалов (в том числе, из камня). Причем способы или намерение использования ковчегов тоже могли быть различны.
Высказанные гипотезы достаточно просты и логичны, потому не считаю удивительным, если они были сформулированы кем-либо ранее. А у искателей остатков ковчега появляется шанс продолжить работу: поле их деятельности существенно расширено.
Есть и вторая группа парадоксальных находок. Эти предметы тоже не должны существовать.
Вторая группа: предметы то ли из отдаленного будущего, то ли (на радость фанатам палеоастронавтики) оброненные невзначай представителями иных цивилизаций. Это, например, металлические шарики, обладающие уникальными свойствами, добытые в южноафриканской шахте пирофиллита возрастом 2,8 млрд. лет [2], украинский артефакт возрастом около 10 млн. лет [2], для которого и названия-то не подберешь, не говоря уже о свойствах, вроде бы обнаруженных при лабораторных исследованиях.
Обобщим эти две группы безответственным предположением. Вообразим себе некий аналог диффузионного процесса в материалах – "просачивание" артефактов в силу каких-либо причин из одной эпохи в другую. Например, если предположить, что пространство-время в силу нелинейности делает эдакие "петли", и две весьма удаленные в нашем понимании точки находятся "рядом", а то и налагаются друг на друга.
Это предположение позволяет допустить, что некоторые миражи имеют не оптическое, а пространственно-временное происхождение. Что редко наблюдаемые "реликтовые" существа (озерные чудовища, птеродактили, гоминиды) не живут постоянно в нашем времени, малочисленными популяциями теснясь в укромных уголках, а попадают в него, как будто проваливаясь в яму. И совершенно аналогично самым загадочным образом исчезнувшие люди (аномальные зоны Пермского, Бермудского треугольника и др. бытовые исчезновения) попадают в какое-то "другое время". Может быть так "провалился" какой-нибудь поселок на тысячу – полторы жителей, дав сорок тысяч лет назад "внезапное" начало виду человека разумного? Если, конечно, доверять исследователям ДНК, уверяющим, что нынешние люди и происходят от очень компактной, немногочисленной группы предков…
Диффузия – процесс неспешный, для наблюдаемой природы весьма естественный. Нашему же разуму свойственно природу насиловать. Зная это свойство, предположим, что когда-то в будущем люди смогут "прокалывать" петли пространства–времени [4]. И перемещаться к нам, в "прошлое", с какими-нибудь определенными (к примеру, экскурсионными) целями. В своем развитии эти потомки могут уйти от нас так далеко, что мы вполне можем принимать их за инопланетян, богов или природные явления (к примеру, потоп - результат неосторожного пространственно-временного "прокола" между Месопотамией прошлого и озером Ван будущего). Для них контакт с нами или не интересен, или считается опасным (боятся же многие персонажи фантастических романов изменять прошлое).
Впрочем, будущее общества определяется скорее статистикой ожиданий и поступков "массового" человека, а не успехами отдельных индивидуумов. Об этом говорит история изобретений (большинство значимых открытий сделаны почти одновременно в разных местах и разными людьми), войн и революций (войны начинаются не с повода, а с ожидания войны), всякого рода вождей (всегда олицетворяющих устремления каких-либо слоев общества) и т.д. А еще по поводу будущего было сказано: "Будущее создается тобой, но не для тебя".
    Источники:
  1. Непомнящий. Н.Н. Сто великих загадок истории. – М.: Вече, 2005 – 544с
  2. Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов? – М.: Знание, 1991. – 48 с. – (Подписная научно-популярная серия "Знак вопроса"; № 2).
  3. Низовкий А.Ю. Сто великих археологических открытий. – М., Вече, 2002. – 544с
  4. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени? – М.: Знание, 1991. – 48 с. (Подписная научно-популярная серия "Знак вопроса"; № 5).
Комментарий редакции. Предлагаемая вниманию читателей статья привлекла внимание редакции кумулятивным эффектом содержащихся в ней гипотез, врозь давно известных. Действительно, человек "задним умом крепок" и вполне способен строить ковчеги именно после потопа, а уж машин времени и временных тоннелей, придуманных фантастами, просто и не счесть. Но собранные вместе эти гипотезы представляют в совершенно неожиданном свете и "священную корову" трех религий - библию, и всю уфологию. В самом деле, если применить фантастическое "временное тоннелирование" к собственной истории… Сразу же исчезает необходимость и межгалактических визитов, и всемогущих, вездесущих богов. Это всего лишь наши собственные потомки резвятся в хронотуристических поездках, примерно так, как это описано в "Фантастической саге" Гарри Гаррисона.