Копаете?.. Ну-ну…
Если
факт не укладывается в теорию,
от него нужно избавиться.
(Следствие закона
Мерфи,
ставшее в России
народной мудростью)
Археология – наука, хоть
и относительно "молодая", но объективная и уважаемая. И при известной корректности
обработки данных – точная. Возникает только вопрос: как трактовать обнаружение
"артефактов" – предметов, например, не вписывающихся в археологический
слой эпохи?
Известно немало
парадоксальных находок (а сколько еще находок из разных соображений публике
не явлено). И вовсе не все вызывают пренебрежительное отторжение.
Условно первая группа:
предметы, характерные для эпох более поздних, но затесавшиеся в древние
археологические слои. Наиболее популярные – болт в куске осадочной породы
[1,2], окаменевшие отпечатки подошв, найденные в кусках угля стальная кружка,
"ваза" и монеты (Америка), металлические трубы (Европа) [1].
Эти предметы
для нас объединяет то, что мы придумали названия и условно определили их
назначение, хотя, во многих случаях, вероятно, ошибаемся. Конечно чугунный
"зальцбургский параллелепипед" мог быть противовесом для модели шахтной
лебедки, созданной кем-то в каменноугольном периоде, хотя...
Впрочем, трактовать находки
можно по-разному. Бывает так, что люди (профессионально и непрофессионально)
упорно ищут материальное подтверждение какого-либо поразившего их воображение
события. В этом случае вроде бы понятно, что ожидаешь найти, а вот что
отыщется? Рассмотрим пример.
Если верить
литературным источникам, искали Ноев ковчег многие. И не раз находили.
При том даже в разных местах. И, конечно, в разное время. Правда, как-то
не удавалось предъявить убедительные вещественные доказательства существования
этого объекта. Например, по поводу последнего ковчега сошлись на том, что
это – природная аномалия. Поскольку население уж конечно о ней знало, ее
наличие и могло подпитывать миф о ковчеге.
Смею предположить, что ковчег
будут продолжать искать, и еще не раз найдут. И будут находить разные ковчеги
в разных местах...
Легенды о потопе
существуют у многих народов. И потопы время от времени случаются. До сих
пор. Пусть даже не всемирные, а локальные. Следы того потопа, который мог
послужить основой для записей на шумерских табличках, а потом – для библейской
истории, были обнаружены, по-видимому, в 1929 году при раскопках царского
кладбища в Уре (Месопотамия) археологом Леонардом Вулли. Вулли заинтересовался
предысторией Ура и распорядился рыть квадратную шахту 1,5?1,5 метра. И
между культурными слоями обнаружился илистый слой толщиной около 2,5 метров.
Вулли предположил, что наткнулся на следы всемирного потопа. Для подтверждения
гипотезы на следующий год в другом месте был заложен котлован 23?18 метров.
И был снова найден наносной илистый слой, сложенный из почвы, принесенной
из среднего течения Евфрата. Это и позволило археологам сделать вывод о
том, что имело место длительное и серьезное наводнение, буквально уничтожившее
культуру той эпохи. Археологи оценили зону затопления примерно в
прямоугольник 500?150 километров. Высота паводка над местом раскопок достигала
предположительно восьми метров. Безусловно, это было событие по тем временам
мирового масштаба, ярко отпечатавшееся в памяти людей [3].
После таких находок легко
предположить, что какая-то часть населения спаслась с помощью лодок, и
это легло в основу легенды о Ное и его ковчеге.
Находились и
другие подтверждения реальности потопа. Говорят даже о комплексе катастрофических
явлений (падение крупных метеоритов, извержения вулканов, наводнения и
сели) датируемых периодом 10—12 тысячелетия до нашей эры.
Если все-таки потоп не был
всемирным и пресловутый Арарат не оказался единственной ближайшей сушей,
а речь идет всего лишь об эвакуации населения из локального района бедствия?
Откуда тогда взяться исполинскому ковчегу? Такое судно надо строить, нужно
иметь на это время, ресурсы и опыт. Судном надо управлять. Не говоря уже
о том, что нужно еще собрать по паре каждой твари, согнанной на возвышенность
водой…
То есть легче
всего сразу предположить, что ковчега никогда не было. Или все-таки был?
Если ковчег был, обязательно
ли он плавал?
Тогда, в дополнение к версии,
изложенной в Библии и потому канонической, имеют право на жизнь две версии
авторские.
-
Люди были не только напуганы
потопом, но и сделали практические выводы. Уцелевшие могли разработать
проект гигантского корабля, способного обеспечить безопасность их потомков.
Этот корабль мог быть построен сколь угодно далеко от места бедствия. Разумно
начинать постройку именно в горах, куда вода еще не добралась и доберется
лишь в экстраординарном случае. В распоряжении строителей были и время,
и ресурсы. А то, что древние умели возводить гигантские сооружения, сомнению
сейчас не подлежит. Впрочем, этому кораблю не обязательно было плавать.
Он мог так и остаться в своем сухом доке, когда вода отступила, и люди
спустились в долину. Он мог оказаться даже не достроен и забыт.
-
Ковчег не был кораблем в
принципе. Это было культовое сооружение в форме корабля, созданное под
впечатлением катастрофического наводнения. Можно даже предположить существование
какого-либо забытого культа, связанного с таким храмом-кораблем — гарантом
безопасности населения. И функции семейства Ноя предстают тогда в несколько
ином виде: это функции жреческого клана носителей своего рода рецепта выживания.
В этом случае Ной мог также оказаться вместо судостроителя архитектором.
Находка на склонах Арарата
чего-то похожего на гигантские якорные камни, вроде бы вполне подходящие
для ковчега, ничуть не противоречит ни одному из высказанных предположений.
А библейскую историю вполне подтвердить не может.
Из обоих этих,
на мой взгляд, жизнеспособных версий, следует одинаковый забавный вывод.
Ковчегов могло быть несколько. Они могли находиться в разных местах, могли
быть построены разными людьми из разных материалов (в том числе, из камня).
Причем способы или намерение использования ковчегов тоже могли быть различны.
Высказанные гипотезы достаточно
просты и логичны, потому не считаю удивительным, если они были сформулированы
кем-либо ранее. А у искателей остатков ковчега появляется шанс продолжить
работу: поле их деятельности существенно расширено.
Есть и вторая
группа парадоксальных находок. Эти предметы тоже не должны существовать.
Вторая группа:
предметы
то ли из отдаленного будущего, то ли (на радость фанатам палеоастронавтики)
оброненные невзначай представителями иных цивилизаций. Это, например, металлические
шарики, обладающие уникальными свойствами, добытые в южноафриканской шахте
пирофиллита возрастом 2,8 млрд. лет [2], украинский артефакт возрастом
около 10 млн. лет [2], для которого и названия-то не подберешь, не говоря
уже о свойствах, вроде бы обнаруженных при лабораторных исследованиях.
Обобщим эти
две группы безответственным предположением. Вообразим себе некий аналог
диффузионного процесса в материалах – "просачивание" артефактов в силу
каких-либо причин из одной эпохи в другую. Например, если предположить,
что пространство-время в силу нелинейности делает эдакие "петли", и две
весьма удаленные в нашем понимании точки находятся "рядом", а то и налагаются
друг на друга.
Это предположение позволяет
допустить, что некоторые миражи имеют не оптическое, а пространственно-временное
происхождение. Что редко наблюдаемые "реликтовые" существа (озерные чудовища,
птеродактили, гоминиды) не живут постоянно в нашем времени, малочисленными
популяциями теснясь в укромных уголках, а попадают в него, как будто проваливаясь
в яму. И совершенно аналогично самым загадочным образом исчезнувшие люди
(аномальные зоны Пермского, Бермудского треугольника и др. бытовые исчезновения)
попадают в какое-то "другое время". Может быть так "провалился" какой-нибудь
поселок на тысячу – полторы жителей, дав сорок тысяч лет назад "внезапное"
начало виду человека разумного? Если, конечно, доверять исследователям
ДНК, уверяющим, что нынешние люди и происходят от очень компактной, немногочисленной
группы предков…
Диффузия – процесс
неспешный, для наблюдаемой природы весьма естественный. Нашему же разуму
свойственно природу насиловать. Зная это свойство, предположим, что когда-то
в будущем люди смогут "прокалывать" петли пространства–времени [4]. И перемещаться
к нам, в "прошлое", с какими-нибудь определенными (к примеру, экскурсионными)
целями. В своем развитии эти потомки могут уйти от нас так далеко, что
мы вполне можем принимать их за инопланетян, богов или природные явления
(к примеру, потоп - результат неосторожного пространственно-временного
"прокола" между Месопотамией прошлого и озером Ван будущего). Для них контакт
с нами или не интересен, или считается опасным (боятся же многие персонажи
фантастических романов изменять прошлое).
Впрочем, будущее общества
определяется скорее статистикой ожиданий и поступков "массового" человека,
а не успехами отдельных индивидуумов. Об этом говорит история изобретений
(большинство значимых открытий сделаны почти одновременно в разных местах
и разными людьми), войн и революций (войны начинаются не с повода, а с
ожидания войны), всякого рода вождей (всегда олицетворяющих устремления
каких-либо слоев общества) и т.д. А еще по поводу будущего было сказано:
"Будущее создается тобой, но не для тебя".
Источники:
-
Непомнящий. Н.Н. Сто
великих загадок истории. – М.: Вече, 2005 – 544с
-
Морозов Ю.Н. Следы древних
астронавтов? – М.: Знание, 1991. – 48 с. – (Подписная научно-популярная
серия "Знак вопроса"; № 2).
-
Низовкий А.Ю. Сто великих
археологических открытий. – М., Вече, 2002. – 544с
-
Зигуненко С.Н. Как устроена
машина времени? – М.: Знание, 1991. – 48 с. (Подписная научно-популярная
серия "Знак вопроса"; № 5).
Комментарий
редакции. Предлагаемая вниманию читателей статья привлекла внимание
редакции кумулятивным эффектом содержащихся в ней гипотез, врозь давно
известных. Действительно, человек "задним умом крепок" и вполне способен
строить ковчеги именно после потопа, а уж машин времени и временных тоннелей,
придуманных фантастами, просто и не счесть. Но собранные вместе эти гипотезы
представляют в совершенно неожиданном свете и "священную корову" трех религий
- библию, и всю уфологию. В самом деле, если применить фантастическое "временное
тоннелирование" к собственной истории… Сразу же исчезает необходимость
и межгалактических визитов, и всемогущих, вездесущих богов. Это всего лишь
наши собственные потомки резвятся в хронотуристических поездках, примерно
так, как это описано в "Фантастической саге" Гарри Гаррисона.