Еще несколько версий по делу Вселенной.

Море слов откровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано.
Ибн-Сина
“...вокругъ нашей видимой вселенной можетъ существовать необъятное пространство, представляющее абсолютную пустыню, совершенно лишенную всякаго вещества, а за нею на неисчислимыхъ разстоянiяхъ лежатъ другiя вселенныя... И такъ далъе.
Да, видимая вселенная съ ея сотней миллiоновъ солнцъ предствляетъ лишь безконечную малую часть всей Вселенной, всей Безконечности. Это лишь только поселокъ въ одной изъ областей, а можетъ быть и того меньше. Съ другой стороны миллioны годовъ или даже миллiоны столътiй, которыми мы пытаемся выразить послъдовательное развитiе туманностей, солнцъ и мiровъ, представляютъ не болъе, какъ одинъ мимолетный моментъ среди въчности. Пытаясь понять это величiе, мы можем лишь убъдиться въ недостаточности и крайней ограниченности нашего поля наблюденiй и проник-нуться мыслью, что Вселенная несравненно болъе обширна, болъе чудесна, болъе величественна и роскошна, чъм все то, что открыло намъ наше знанiе и что можемъ только представить въ своемъ воображенiи.” [1]
Эти слова К.Фламмариона остаются актуальными и сто восемь лет спустя.
Как уже ранее отмечалось [2], космология является ареной постоянного острого соперничества теорий и моделей, исходящих нередко из противоположных и даже противоречивых посылок. Так, до сих пор нет бесспорных доказательств верности Теории Большого Взрыва (ТБВ). Несмотря даже на то, что открытие А. Пензиасом и Р. Вильсоном в 1964 году микроволнового излучения было расценено как самое убедительное подтверждение ТБВ.
Теория неоднократно подвергалась и подвергается до настоящего времени критическому переосмыслению. Например, М. Герценштейн, доктор физико-математических наук, профессор НИИ ЯФ МГУ, в результате проводимых им с 1965 года исследований, нашел и исправил ошибку в математических основаниях теории гравитационного коллапса, сохранив при этом основные уравнения общей теории относительности. Проделанная работа позволила М. Герценштейну объяснить много новых реально существующих астрофизических явлений. В частности, утверждать, “что традиционная теория необратимого гравитационного коллапса потерпела крах. А реальности соответствует теория колебательного гравитационного коллапса”. На конкретных примерах исследователю удалось доказать, что точки сингулярности - точки, в которой в какой-то момент времени плотность материи бесконечна - не существует [3].
Разработана альтернативная теории возникновения и существования фонового излучения. Так, по мнению профессора космологии Института фундаментальных исследований Тата (Бомбей) Джайант В. Нарликара, микроволновый фон в конечном счете не имеет реликтового характера. Фоновое излучение заполняет Вселенную на всех длинах волн - от радиоволн до рентгеновских и гамма-лучей. Оно может представлять собой переработанное излучение, поступающее главным образом от звезд. Подобная переработка может осуществляться частицами пыли, если они в небольших количествах присутствуют в межгалактическом пространстве [4].
В.В. Петров, анализируя так называемые космологические парадоксы, приходит, в частности, к следующему выводу: “Мировое пространство не является пустым, но заполнено некоторой средой, назовем ли мы эту среду эфиром или физическим вакуумом. При движении в этой среде фотоны теряют энергию пропорционально пройденному ими расстоянию, вследствие чего излучение фотонов смещается в красную часть спектра. В результате взаимодействия с фотонами температура вакуума или эфира повышается на несколько градусов выше абсолютного нуля, вследствие чего вакуум становится источником вторичного излучения, соответствующего его абсолютной температуре, что и наблюдается в действительности. На частоте этого излучения, которое действительно является фоновым излучением вакуума, все небо оказывается одинаково ярким....” [5].
В свою очередь некоторыми авторами выдвигаются гипотезы, позволяющие дать другие объяснения природе фонового излучения и не нарушающие принципы общей теории относительности. В соответствии с положениями альтернативной космологии В.А. Коноваленко [6], Вселенная представляет собой заполненный “вакуумом Дирака” шестимерный пространственно-временной континуум (шестимерный мир - ШМ), который однороден, изотропен, бесконечен и не ограничен во времени и пространстве. Как и любая однородная структура, ШМ может содержать дислокации - ограниченные пространственно-временные отклонения от однородности. Дислокации конечны, обнаружимы и измеряемы, одной из них и является воспринимаемый нами мир. Но мы способны воспринимать только анизотропные измерения.Поэтому параллельные нашему четырехмерному континууму, отличающиеся от нашего значениями изотропных измерений аналогичные континуумы, нашему восприятию либо недоступны вообще, либо доступны в не опознаваемом виде. Для введения в суть последующих рассуждений рассмотрим трехмерный пример.
В трехмерном декартовом пространстве имеется две плоскости П0 и П1, параллельные одной из координатных плоскостей. Одной из них принадлежат точки а0, в0, с0, а другой - точки а1, в1, с1 (рис.1).
 
Рис.1
Рассматривая проекции точек на эту координатную плоскость, мы не сможем разделить точки по принадлежности к плоскостям П0 и П1.
Аналогичный эффект мы получим, воспринимая четырехмерные плоскости, смещенные вдоль пятой координаты в модели "Гряда", спроецированные на нашу, единственно воспринимаемую нами четырехмерную плоскость. Однако, именно пятую координату мы и не можем воспринять, поэтому прямое разрешение параллельных миров остается невозможным. Мы оказываемся не в состоянии дифференцировать, скажем, две лежащих в разных по пятой координате четырехмерных плоскостях галактики, проецирующихся к нам с частичным перекрытием, и будем поражаться отсутствию взаимодействия между ними.
Но “дислокации неизбежно влекут деформации, по меньшей мере, некоторых измерений шестимерного континуума ” [7]. Очевидно, что излучение объектов таких параллельных миров будет отлично от излучения объектов нашего мира. Возможно, что фоновое излучение и есть проявление деформаций измерений шестимерного мира. Причем, реликтовое излучение является лишь одним из проявлений сложных взаимодействий в N-мерном континууме.
В настоящее время идет активная разработка теории струн (частицы рассматриваются не как точечные объекты, а являются крошечными струнами). Согласно теории струн постулируется существование дополнительных, крайне малых, шести пространственных измерений и “физические законы зависят от гео-метрии скрытых дополнительных измерений” [8].
В рамках теории струн учитывается возможность перехода вакуума от одного состояния к другому и на этом основании строится новая картина Вселенной. “Поскольку квантовые переходы носят случайный характер, удаленные друг от друга области Вселенной переходят от одного состояния вакуума к другому в разной последовательности. Таким образом, каждое устойчивое состояние вакуума реализуется во многих уголках Вселенной. В целом Вселенная представляет собой пену из вложенных друг в друга расширяющихся пузырей. Далеко не в каждом из них законы физики подходят для формирования галактик и зарождения жизни. Видимая нами Вселенная (более 20 млрд. световых лет в диаметре) - лишь относительно малая область в пределах одного из пузырей” [9].
Области Вселенной с большой положительной вакуумной энергией настолько стремительно расширяются, что условия в них, пожалуй, даже жестче, чем в окрестностях взрыва сверхновой. Районы с большой отрицательной вакуумной энергией быстро сжимаются и исчезают” [10].
Таким образом, фоновое излучение, возможно, является, во-первых, результатом перехода вакуума от одного состояния к другому. Во-вторых, если Вселенная представляет собой достаточно динамичную “мыльную пену”, то вполне вероятно, что мы улавливаем излучение окружающей нас одной из “вселенских оболочек”.
Р.S. В средствах массовой информации появилось сообщение о том, что ученые из Оксфорда обосновали шесть пространственных измерений во Вселенной. Выводы были сделаны на основе анализа поведения темной материи “в маленьких галактиках и больших группах галактик”. “... три дополнительных пространственных измерения меняют гравитационные эффекты на очень коротких расстояниях - приблизительно в нанометр” (11).

Литература:
1. Фламмарион К. Живописная астрономия. Пер. Е. Предтеченского. Спб.1897. С. 681.
2. Журавский И.В., Коноваленко В.А. Красное смещение и Теория Большого Взрыва. Виртуальный мир, 1998. С. 5-10.
3. Герценштейн М. Генерал покинул поле сражения. “Техника молодежи” .2004, N 12. С. 6.
4. Журавский И.В., Коноваленко В.А. Указ. соч. С. 5-6.
5. Петров В.В. Парадоксы Вселенной. Вестник АТТ. 2003, N 3. С. 56.
6. Коноваленко В.А. Альтернативная космология (философское эссе с легким физическим уклоном). Виртуальный мир. 2004, N 1. С.12-52.
7. Там же. С. 41.
8. Буссо Р., Полчински Й. Ландшафт теории струн. В мире науки. 2005, N 8. С. 58-59.
9. Там же. С. 64.
10. Там же. С. 65.
11. Пространства Вселенной. “Метро”. От 08.09.2005. N 143 (829). С. 6.