Закат эволюции?
Мир будущего... На протяжении всей своей истории человечество пытается предсказать будущее. Этим занимались и занимаются шаманы и колдуны, авгуры и гадалки, фанатики, утописты и политики, фантасты и футурологи, маниловы и обломовы, влюбленные, художники и просто мечтатели. Будущее рисуется то туманным, то светлым и радостным, то ужасным и отвратительным. Но обязательно соблюдается одно условие - в случае исчезновения (переселения, вымирания, самоуничтожения и т.д.) “венца эволюции” его “святое место” на планете никто не занимает (за исключением искусственного интеллекта).
Даже в одной из самых масштабных за последнее время моделей будущего (“Дикий мир будущего: естественная история будущего”), авторы которой, экстраполировав биологическую и геологическую историю Земли на 200 млн. лет вперед, соблюли это условие - разумной жизни на Земле места не будет.
А. Журавлев (доктор биологических наук, член британского Комитета по природным ресурсам) подверг достаточно жесткому, и в целом справедливому, критическому анализу биолого-геологические аспекты данного сценария будущего (с другой стороны, реконструкции прошлого заслуживают не менее, если не более жесткой критики). В начале своего критического анализа автор с глубокой философской грустью отмечает, что “почти за четыре миллиарда лет существования жизни на Земле случилось почти все, что могло случиться”. Разобрав “по косточкам” монстров далекого грядущего и в свою очередь зеркально отразив развитие экосистем четвертичного периода в будущее, выносит все тот же безжалостный “вердикт”: “Но чего на планете уже не будет никогда - это разумной жизни”. Конечно, очень трудно оспорить такие аргументы. И все же в рассуждениях А. Журавлева есть два момента, которые позволяют нам взглянуть на будущее не столь «пессимистично».
Итак, приходится согласиться с тем, что любая группа живых организмов, кроме самых примитивных, рано или поздно вымирает и человечество здесь не исключение. Но, во-первых, «на смену исчезнувшему виду обычно приходит очень похожий, а зачастую и родственный ему». Во-вторых, «черты человека современного типа независимо складывались в разных линиях прямоходящих приматов».
К сожалению, традиционно из наблюдений и рассуждений исключают эти и другие эволюционные факторы. Ведь человек относится к отряду приматов, одному из восемнадцати отрядов, выделяемых обычно в составе класса ныне живущих млекопитающих. В свою очередь, по выражению Гексли, “час млекопитающих пробил перед окончанием мезозоя... Наступившие при этом изменения в климате, а также в распределении суши и моря привели в конце концов к вымиранию многих из их пресмыкающихся конкурентов”. А при описании мышления животных часто делается оговорка, что речь может идти только об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций ЧЕЛОВЕКА (“Человек мера всех вещей”). Например, по словам Д.Гудол, шимпанзе не только биохимически и генетически близки человеку - они напоминают нас с вами и многим другим. Ради повышения своего социального статуса они плетут сложные интриги и составляют настоящие заговоры. У них, как и у людей, тоже долгое взросление, у них развита семейная клановость и взаимовыручка. Невольно возникает вопрос, шимпанзе - это талантливые ученики гомо сапиенс? Кто же в эволюционном смысле старше, люди или близкие нам биохимически и генетически представители отряда приматов?
Еще в 1949 году Л.А.Орбели выдвинул гипотезу о существовании промежуточного этапа в развитии первой и второй сигнальных систем в процессе эволюции. Промежуточные формы сигнальных систем обеспечили возможность использования символов вместо реальных объектов и реальных явлений на переходном уровне отражения психикой реальной действительности.
Современные исследования подтвердили гипотезу Л.А. Орбели. Установлено, что у животных разных видов, начиная с рептилий, обнаружена способность к операциям обобщения и абстрагирования. Диапазон уровней обобщения и абстрагирования у разных животных широк. Способность к высшим степеням абстрагирования свойственна не только человекообразным обезьянам, но и представителям других млекопитающих (например, дельфинам), а также некоторым видам птиц (врановые и попугаи) и даже головоногим. Это свидетельствует, что высшая когнитивная (познавательная) функция человека имеет биологические предпосылки.
Кто же мог одним из первых вкусить плоды разума в лабиринте эволюции? На рубеже среднего и позднего плейстоцена (130-150 тыс. лет назад) в Европе появляются классические неандертальцы. Постепенно они заселяют сначала Западную Азию, а затем районы вплоть до южной Сибири.
Последние представители этого вида жили в ряде районов Евразии еще 30 тыс. лет назад и даже несколько позднее. Твердо установлен тот факт, что классические неандертальцы и люди современного анатомического типа появились примерно одновременно, хотя и в разных частях света. Эти две формы гоминид сосуществовали в Западной Европе на протяжении как минимум от 10 до 5 тыс. лет. Проведенный палеогенетический анализ ДНК неандертальцев и современных людей показал, что генетическая “дистанция” между неандертальцами и гомо сапиенс в три с лишним раза превышает разницу между основными ныне существующими расовыми группами. Это означает, что неандертальцы не были нашими предками, и если внесли какой-либо вклад в генофонд человечества в результате ассимиляции, то весьма скромный. Зато данные археологических раскопок позволяют утверждать, что именно неандертальцы были одними их первых разумных существ. Неандертальцы хоронили своих умерших или погибших собратьев. Без сомнения их погребения сопровождались какими-то церемониями и ритуалами. Некоторые косвенные данные говорят о том, что широкое распространение имели колдовские обряды, связанные с охотой. Остаются не ясными причины полного исчезновения неандертальцев. Среди причин называют изменения климата, недостаток витаминов, жестокая конкуренция с гомо сапиенс и т.д. Как бы там ни было, неандертальцы разделили судьбу многих других млекопитающих плейстоцена.
Конечно, опасаться “конкурентов по разуму” на данном историческом этапе человеку не приходится. Ведь даже у наиболее высоко организованных животных - шимпанзе- уровень овладения простейшим вариантом языка человека (например, жестовым языком американских глухих - амсленом) не превышает способностей 2 - 2,5-летнего ребенка. Однако если четыре миллиарда лет эволюция шла естественным путем, то за последнее столетие появился мощный и достаточно противоречивый катализатор всех природных процессов - техногенез. По образному выражению Д. Лавлока: “Гея всегда заботлива и нежна с теми, кто соблюдает правила, но беспощадна в своей разрушительной ярости к тем, кто их нарушает. Ее бессознательная цель заключается в стремлении поддерживать условия, пригодные для жизни”.
Если предположить, что у природы действительно есть некая “бессознательная цель”, а вероятно и не одна, то можно утверждать, что человек получил “желтую майку лидера” в гонке за разум временно.
По нашему мнению техногенез неизбежно катализирует естественную эволюцию разума и не только среди приматов. В частности, невозможно предвидеть глобальные последствия систематических опытов над животными “хотя бы” через десять или пятьдесят миллионов лет. Времени вполне достаточного, для того чтобы исчезли старые и возникли совершенно новые виды, новые виды sapiens.
Литература
1. Баландин Р.К. Цивилизация против природы. Что происходит с погодой и климатом? М., 2004.
2. Вишняцкий Л.Б. Человек в лабиринте эволюции. М., 2004.
3. Диксон Д., Адамс Д., Токарева Е., Курочкин Е. Жизнь после человека. //Парадокс, 2003, №9.
4. Журавлев А. Дикие, совсем дикие.// Парадокс, 2003, № 9.
5. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2003.
6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
7. Крумбигель Г., Вальтер Х. Ископаемые. М., 1980.
8. Сазерлэнд С. Расставание на пять миллионов лет. // Что нового в науке и технике, 2004, №8.