Предисловие. При создании журнала "Виртуальный мир" рубрика "Неиспытанные конструкции" предназначалась для публикации идей конструкций, до реализации которых у автора "не доходили руки", но сами идеи представляли определенную ценность. Эволюция патентного права в стране придает новый смысл этой рубрике. Дело в том, что российские патенты не работают во многих "слаборазвитых" странах, в которых постепенно сосредотачивается производство. Даже в "цивилизованных" странах польза автору от российского патента весьма проблематична.
По сути российский патент за рубежом спасает только от плагиатного патентования (это же обеспечивает и публикация), международный патент не по карману большинству изобретателей, а отечественная промышленность, где российский патент работает, быстро и надежно умирает.
Поэтому рубрика "неиспытанные конструкции" приобретает роль отдушины, позволяющей оспорить патент с более поздним приоритетом, тем самым не позволить получить исключительные права на чужую идею, но не мешает широкой ее реализации (примерно так поступил в свое время Пастер).
Это заявление автора отнюдь не голословно: практически все его публикации в этой рубрике, вполне патентоспособны, но предназначены изначально для реализации без исключительных прав (кроме авторства). К их числу относятся:
  •  «диэлектрический трансформатор» (ВМ 1996 г.)
  •  "психродвигатель" (ВМ 1997 г.),
  •  "насос для садового участка на рассеянной энергии" (ВМ 1998 г.),
  •  "акустический насос" (ВМ 1999 г.),
  •  "велоласт" (ВМ N 1 2002 г.),
  •  "прстранственная модуляция" (ВМ N 2 2002 г.),
  •   "ластоплан" (ВМ N 2 2002 г.).

  • Более того, психродвигатель уже реализован одной московской фирмой под названием "пароконденсатный двигатель", что и требовалось.
    Ниже публикуется очередная вполне патентоспособная идея, которая также предлагается для реализации всем желающим. Автор готов давать необходимые консультации.

    Безроторный  компрессор.

    Рассмотрим движение воздушного потока в тороидальной трубе. Для того, чтобы элементарный объем воздуха dn (тангенциальным сечением S и радиальной высотой  dr) двигался по окружности радиуса r, необходимо существование радиального градиента статического давления, иначе говоря, прменительно к dn требуется разность давлений dP (см рис. 1). Легко видеть, что динамическое равновесие этого объема воздуха описывается уравнением:
    dP/P = (V2/RT)dr/r, где
    V - линейная скорость, 
    R - газовая постоянная,
    T - абсолютная температура.
    Интегрируя по радиусу от внутреннего радиуса тора до внешнего, получаем при V = const:
    ln(P2/P1) =  (V2/RT) ln(r2/r1)
    После этого небольшого рассуждения напрашивается следующая конструкция (см. рис.2):

     Воздух высокого давления (ВВД) поступает в сопло Лаваля, в котором расширяется до атмосферного (статического) давления, приобретая сверхзвуковую скорость, и создает тороидальный вихрь.
    В соответствии с вышеуказанным уравнением во всасывающей щели создается пониженное давление и в щель всасывается воздух извне.
    Сверхзвуковая струя передает всосанному воздуху свой импульс и общий поток движется в торе с дозвуковой скоростью. При этом (геометрия легко считается в зависимости от заданных давлений ВВД и ВНД) на внутреннем радиусе тора давление ниже атмосферного, а на внешнем радиусе - несколько выше. Выходное давление создается суммой статического и, главное, давлением скоростного напора.
    Таким образом, понижая давление, мы увеличиваем массу сжатого воздуха, то есть получаем своего рода динамический редуктор давления воздуха с умножением массы.
    Конструкция красивая, но, увы, не имеющая особой ценности. Дело в том, что при нормальной температуре даже при истечении в вакуум нельзя для воздуха получить скорость больше 760 м/сек, а это значит, что существенного увеличения массы (больше, чем в 2,5 - 3 раза) не получить. По сути предлагаемая конструкция - струйный насос в экзотическом исполнении. Расчет настолько очевиден, что нет необходимости его здесь приводить.
    Другое дело, если нас не заботит чистота воздуха на выходе, а требуемое выходное давление лишь на десятые доли должно превышать атмосферное. Такие требования предъявляются к насосам, создающим воздушную подушку в транспорте на воздушной подушке.
      Компрессор для катера на воздушной подушке легко получить, подключив, как показано на рис. 3, к соплу камеру сгорания.

     В этом случае высокая температура возбуждающего потока позволяет получить увеличение массы выходного потока по сравнению с возбуждающим в несколько десятков раз.
    Кроме того, реализуется практически непосредственное преобразование энергии топлива в конечный результат, а отсутствие вращающихся деталей существенно повышает надежность.