Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РОСТА ИННОВАТИВНОЙ КОМПАНИИ
Развитие растущей организация не может идти только поступательно, в жизни растущей компании неизбежно возникают проблемы, противоречия, вследствие чего периоды стабильного развития сменяются кризисами, разрешение которых является, в свою очередь, базой для дальнейшего роста.
Анализируя последовательное развитие инновативной компании и проблемы, возникающие в процессе роста, можно выделить 5 этапов или фаз роста бизнеса (см. рисунок 6.)
Фаза 1. Рост на основе креативности.
На ранней стадии существования компании рост обеспечивается прежде всего путем создания и развития новых продуктов и рынков. Основные черты первой фазы:
Рис.6. Развитие организации.
Все вышеперечисленные черты, прежде всего индивидуальная и креативная энергия, позволяют компании встать на ноги и развиться.
Однако рост компании порождает свои проблемы, наступает кризис, который может быть назван кризисом лидерства. Кризис лидерства проявляется в следующих чертах:
Все это приводит к возникновению в коллективе острых противоречий и конфликтов. Если основатели компании продолжают действовать по старинке, ностальгируют, вспоминая «добрые старые времена» и не желают ничего менять, компании грозит катастрофа.
Сотрудники, невольно отстраненные от принятия решений и обиженные на предпринимателей, имеют ограниченное число альтернатив поведения.
Они или пытаются найти нового неформального лидера внутри компании, образуя тем самым второй центр власти, что всегда нехорошо.
Или в их сознании интересы фирмы вытесняются личными интересами. В этом случае сотрудники действуют по принципу - «с паршивой овцы хоть шерсти клок».
Наиболее квалифицированные сотрудники уйдут из компании: или в созданную ими фирму или просто сменят место работы на более интересный для них вариант.
Самый надежный путь разрешения кризиса лидерства - найм квалифицированного менеджера, способного воплотить в фирме методы управления, соответствующие уровню ее развития. Этот шаг - привлечение сильного менеджера знаменует собой для компании, пережившей кризис лидерства, начало новой фазы роста.
Фаза 2. Рост на основе развития направления.
Фаза характерна следующим:
Несмотря на то, что новые директивные управленческие подходы более рационально направляют усилия сотрудников на рост и развитие компании, постепенно, по мере дальнейшего роста и укрупнения фирмы, средний менеджмент начинает испытывать противоречие между необходимостью быстро прини-мать оперативные решения и необходимостью согласовывать эти решения с высшим руководством.
Наступает кризис, который может быть определен как кризис автономии. Основные характерные черты кризиса автономии:
Самый эффективный способ разрешения кризиса автономии - делегирование полномочий руководителям подразделений, хотя это, как правило, нелегкий шаг для высшего руководства, привыкшего к директивным методам управления.
Проблемы могут возникнуть и у менеджеров среднего звена, которым потребуется время для адаптации к новым условиям, так как они не имеют навыков самостоятельного принятия решений в рамках прежней централизованной системы. Некоторые из них даже будут вынуждены покинуть компанию, почувствовав неспособность работать самостоятельно.
Фаза 3. Рост на основе делегирования
Развитие и рост компании на третьей фазе достигается за счет следующих факторов:
Мировой опыт управления показал высокую эффективность делегирования полномочий как инструмента управления, поскольку это позволяет фирме расти и расширяться на основе повышенной мотивации менеджеров на среднем уровне.
Получившие дополнительные права и руководящие полномочия менеджеры среднего звена становятся способными проникать на новые рынки, быстрее реагировать на запросы потребителей, разрабатывать и предлагать рынку новые продукты.
Тем не менее развитие в рамках фазы 3 не может быть непрерывным и безграничным, постепенно, по мере роста компании, накапливаются предпосылки для нового кризиса, кризиса контроля...
Задачей высшего руководства при разрешении кризиса контроля - вернуть управляемость компании как единого целого. Ошибкой при этом является возврат к централизованным методам, которые не работают вследствие слишком больших размеров корпорации. Управляемость возможно вернуть только путем введения специальных механизмов внутренней координации.
Фаза 4. Рост путем развития координации
Во время периода эволюционного развития в фазе 4 удается за счет использования формальных систем достичь высокой степени координации внутри подразделений корпорации, а именно так можно назвать компанию, достигшую этой фазы.
Высший менеджмент принимает на себя ответственность за разработку и внедрение новой системы, основными чертами которой являются:
Путем таких преобразований достигается дальнейший рост через более эффективное распределение ресурсов корпорации.
Менеджеры подразделений начинают рассматривать проблемы под более широким углом зрения, выходя за узкие рамки потребностей своего подразделения и учитывая интересы всей корпорации.
Однако по мере дальнейшего развития и роста корпорации возникает кризис взаимопонимания между руководителями и наблюдателями-координаторами из штаб-квартиры с менеджерами подразделений:
Выход из ситуации и разрешение кризиса взаимопонимания лежит в области развития методов сотрудничества.
Фаза 5. Рост через развитие сотрудничества
Преодолеть кризис взаимопонимания возможно только за счет развития сотрудничества и совершенствования межличностных отношений путем использования работы в командах.
Если корпорации удается это сделать, она переходит в следующую фазу роста:
Знание сущности фаз развития инновативной компании и инструментария преодоления кризисов позволит как руководителям компании, так и венчурным инвесторам избежать проблем роста.