ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ВЕНЧУРНЫХ КОМПАНИЯХ

При рассмотрении ситуации с состоянием менеджмента венчурных компаний следует, на наш взгляд, выделить два уровня проблем.

Первый и, возможно, важнейший и определяющий, - недостаточная общая управленческая подготовка руководителей, характерная для большинства российских компаний, что объясняется не только недостаточной базовой подготовкой, но также и несовершенством системы повышения квалификации.

Действующие руководители российских предприятий, как правило, находятся в возрасте старше 28 лет, это означает, что они закончили Вузы как минимум, 5-6 лет назад, а дисциплины экономико-управленческого цикла изучали более чем 7-8 лет тому назад, то есть в 1991-92 годах.

В то время о методах управления предприятием в рыночной экономике преподаватели российских институтов и университетов в лучшем случае только слышали, не говоря уже о современных методиках обучения и необходимых для этого технических средствах. В настоящее время ситуация медленно улучшается, хотя положение осложняется оттоком молодых преподавательских кадров, связанным с плачевным материальным обеспечением высшей школы.

Следовательно, основной формой изучения методов менеджмента для действующих российских руководителей была практика. Возможности системы повышения квалификации для того, что бы заполнить образовательный вакуум, явно недостаточны по нескольким причинам, из которых можно выделить две важнейшие.

Во-первых, краткосрочность наиболее часто предлагаемых на рынке программ и, следовательно, узкая их направленность, не способствующая формированию организованной системы знаний. Доступные для менеджеров программы долгосрочного обучения, например, программы в рамках президентской инициативы ограничены как по количеству человек, так и по знанию языка, что уменьшает их доступность.

Во-вторых, спорное качество образования, предлагаемого во многих учреждениях системы дополнительного образования.

Актуальность проблемы квалифицированного менеджмента российских компаний подтверждается результатами последних исследований, посвященных анализу важнейших проблем, препятствующих развитию бизнеса в России и опубликованных в журнале "Эксперт" № 42 от 8 ноября 1999 года. Недостаток квалифицированных управленцев поставлен в перечне проблем российского бизнеса на третье место вслед за высокими налогами и государственным рэкетом (последний термин - формулировка специалистов журнала "Эксперт").

Второй фактор первого уровня - специфический менталитет российских управленцев, не способствующий развитию венчурного предприятия и проявляющийся в следующем:

  • оперативность мышления в ущерб стратегическому подходу, для российского предпринимателя стратегический приоритет – выжить до конца года, пройти налоговую проверку и т.д. и т.п., действительно же стратегические цели в практике управления, как правило, не рассматриваются
  • слабая ориентация на клиента, что характерно даже для персонала, лично контактирующего с покупателями
  • недостаточная ориентация на рынок при разработке новых продуктов (ориентация на что угодно, чаще всего на продукт или на технологию, иногда на производство, но не на реальные потребности рынка)
  • слабое представление о межкультурном менеджменте, о различиях в поведении и подходах российских и зарубежных предпринимателей, что порождает непонимание и недоразумения при контактах с потенциальными внешними инвесторами.
  • Второй уровень проблем менеджмента характерен для растущих компаний, к которым и проявляют интерес венчурные инвесторы.

    К данному уровню проблем можно отнести следующие спе-цифические черты российского менеджмента:

  • нежелание и неумение делегировать полномочия сотрудникам при увеличении объема управленческих работ в растущей компании, что приводит к тому, что менеджеры буквально погрязают в многочисленных управленческих задачах, не справляясь с их решением
  • нежелание и неспособность формализовать управленческие процедуры в выросшей компании и ввести стандарты в механизмы управления, стандарты отчетов, приказов, писем...
  • неподготовленность к неизбежным, как показывает опыт, конфликтам, возникающим по разным причинам между сотрудниками, работающими с момента основания кампании, "пионерами движения" и новичками, которые приходят в растущую компанию
  • стремление менеджеров, особенно в случае, когда они же являются и собственниками компании, закрыть информацию, прежде всего финансовую, от стороннего наблюдателя, в том числе и инвестора, так как по разнообразным причинам часть финансовых потоков проходит через "теневой" бизнес
  • неумение менеджеров мотивировать персонал, использовать весь арсенал мотивационных инструментов, а не только заработную плату, как это обычно имеет место в российских компаниях
  • Единственным выходом из данной ситуации является систематическое обучение персонала, выделение целевых групп и разработка программ под потребности каждой целевой группы, проведение обучения в интерактивном режиме с использованием современных методических приемов и современных технических средств. Такой подход, к сожалению, является дорогостоящим и доступен не каждой компании, как с точки зрения осознания его необходимости, так и с точки зрения финансов.