К слову о бурлаках
Недавно уважаемая
петербурская газета с восторгом сообщила о том, что репинские «Бурлаки
на Волге» с лёгкой руки нового гендиректора Русского музея отправились
в Самарский областной музей. Это событие вызывает два вопроса: должны ли
экспонаты музея покидать место хранения и насколько ценна и реалистична
ли сама картина? По поводу первого вопроса на современном уровне развития
техники подобные путешествия должны быть запрещены. Строго говоря, подобная
деятельность музеев, удовлетворяя сиюминутную политическую потребность
типа «Искусство в массы», противоречит основной задаче музея – сохранению
культурных ценностей для последующих поколений. Ведь «музей» это учреждение,
собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства,
научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес и т. п.
Мало того, что транспортировка зачастую представляет опасность для экспоната,
так помимо этого всегда существует опасность хищения и даже отказа в возврате
по политическим мотивам (см., напр., эпопею «скифского золота»).
Теперь о собственно
картине. Полагается считать, что она предельно реалистична и свидетельствует
о тяжёлой жизни бурлаков. Между тем, это не совсем так, а, возможно, и
совсем не так. Первый камешек – скульптура бурлака в Рыбинске. Этот бурлак
как-то мало вписывается в репинскую «ватагу». Да и припев бурлаков («чёрный
пудель шаговит, шаговит», «белый пудель шаговит, шаговит») тоже мало похож
на «стон», который «раздаётся над великою русской рекой». Есть и более
весомый довод – самоходная баржа («водоход», как её назвал автор) И.П.Кулибина.
«Водоход» – изобретение
Кулибина, которое позволяло двигаться против течения реки, используя силу
течения. Кулибин спроектировал три таких судна, два из которых были построены
и испытаны. Принцип работы на рисунке.

Однако,
хотя водоходы могли доставлять грузы по «бурлацким» путям с экипажем в
2 – 3 человека, сбыта они не нашли.
Дело в том, что «бурлацкая ватага» это не случайный сброд «тягловой
силы», как на картине Репина, а хорошо организованная, порой вооружённая,
артель, подряжавшаяся благополучно доставить груз из Астрахани в Нижний,
Рыбинск, Ярославль, в том числе и охраняя его от «разиных». Кулибинские
баржи этого обеспечить не могли. Именно поэтому бурлаками работали мощные,
смелые мужики, обеспечивающие за лето жизнь семьи в течение года, но зато
способные и защитить груз, на что явно не годятся бурлаки Репина. Было
бы неплохо прояснить, где Репин находил натурщиков как для этой картины,
так и для «Запорожцев».
И
в заключение. Почему-то мимо внимания искусствоведов прошли существенные
для течения «Реализм», которое впоследствии обвиняли в «фотографии», факты.
Одно дело «Лунная ночь на Днепре» или «Неизвестная»,
совсем иной реализм тех же «Запорожцев» или «Бурлаков». И
начинается специфика с «Последнего дня Помпеи».
Суть в том, что произведение искусства, скрупулёзно точное в деталях, фантастично
в реализации самой идеи. Те несколько руин Помпеи, которые видны на картине
Брюллова, это факт, но они лишь стимул фантазии автора. Так же точны
сани, лица зрителей и самой боярыни Морозовой у Сурикова, хотя изображённая
сцена вряд ли была таковой в действительности. Это относится и ко многим
репинским картинам – к «Запорожцам», «Бурлакам
на Волге» и даже «Торжественному заседанию
Госсовета». Портретная точность в изображении членов Госсовета и произвольная
динамика самого заседания, где, конечно, никто в зале не позировал художнику!
Фантазии авторов времён «политико-пропагандистского реализма» проявлялись
не только в картинах. Ярким образцом течения может быть памятник Александру
III работы Паоло Трубецкого. Скульптор работал 8 лет, Николай II
не пожалел на памятник больше миллиона рублей. Однако после открытия монумента
в центре Знаменской площади появилась эпиграмма:
На площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот… |
 |
В этом смысле «Бурлаки на Волге» – образец «политико-пропагандистского»
реализма и тем более ценен! Но при его размерах и толщине красочного слоя
его легко повредить и нелегко реставрировать. Это не Чёрный квадрат!
Справочно: «Бурлак – крестьянин,
уходивший на заработки, преимущественно на речные суда. В обязанности судорабочих
входил весь комплекс работ, связанных с обслуживанием судна и груза». Энциклопедия
Руниверсалис!
В
оглавление