Сергей П.
Об образовании
ядра
Красивые слова не заслуживают
доверия.
Дейл Карнеги
Вторая часть общеизвестной сентенции – «Русские долго запрягают, но быстро
ездят» – блестяще подтверждается работой нашего ВПК в критических условиях:
почти мгновенно появляются и производятся огромными тиражами лучшие в мире
образцы военной техники (пушки Шувалова, ЯК-3, Т-34, Калибр, Циркон, Орешник...).
Недавно получила подтверждение и её первая часть: чтобы осознать, что советское
образование было лучшим в мире потребовалось разрушить его до основания,
уничтожить многолетние научные школы, заменить познание мира начётничеством
по западному образцу и только затем понять: «А ведь в СССР было лучше!».
Потратив на это почти полвека. Но лучше поздно, чем никогда: начатая во
второй половине прошлого века реформа образования после всего перечисленного
родила «Концепцию фундаментального ядра содержания общего образования».
В ходе реформы основного общего образования, проводившейся в стране в 60-70-е
гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной
содержания по ряду предметов и перегрузкой, была выдвинута идея выделения
«ядра» школьного курса и его «оболочек», вариабельных в зависимости от
интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе
вариативности образования. Вообще-то говоря, это и есть суть существовавших
в советской школе Т-образных программ: широкая база и узкая специализация
на ней. Применительно к содержанию образования она не была реализована:
«ядро» содержания образования в явном виде не выделено. Похоже, что это,
наконец-то, осознали. Однако, всё ещё не всё гладко.
Вынужденный международной ситуацией первой половины ХХ века перекос в дилемме
«физики – лирики» в пользу «физиков» вызвал в его 2-й половине ответную
реакцию – перекос в пользу «лириков», что немедленно сказалось на структуре
«ядра»! Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ,
необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических
материалов и пособий. Основным назначением ядра в системе нормативов сейчас
определены:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского
народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения
человека к семье, обществу, государству, труду, смысл
человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным
в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов
учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Наиболее значим и проработан пункт 1. По сути это воспитание менталитета,
на самом деле обеспечивающего национальность вопреки общим представлениям
о роли генетики. Гены отвечают за «механизм», а менталитет за результаты
работы этого механизма. Зато в п. 2 речь ни о чём. Хотя именно в этом пункте
должны быть заложены основы той самой широкой базы, которая сможет обеспечить
возможность не только узкой специализации, но и лабильность профессиональной
деятельности в широких пределах.
Если п. 1 должен формировать социальную часть менталитета и обеспечивать
взаимодействие со средой социальной, то п. 2 – часть, обеспечивающую взаимодействие
с природой. К сожалению, здесь далеко не всё хорошо в области естественно-научных
направлений. Дело в том, что наряду с естественно-научными факультетами
педвузов существуют специализированные вузы, собирающие «сливки» профориентации.
Педвузы вынуждены ориентироваться на обширную, но «среднесильную» часть
абитуриентов. Из них готовят «среднесильных» учителей, не имеющих доступа
к научной работе по преподаваемой дисциплине.
Пункт 3 наиболее опасен: именно там «творят» методисты, многие из которых
не только не преподавали хоть что-нибудь, но и боятся учеников, как чёрт
ладана. Здесь уместна формула: «Кто умеет работать, тот работает, кто работать
не умеет, учит, как надо работать, а кто и этого не умеет, учит, как надо
учить». Увы, но до районного образовательными процессами звена включительно,
а порой и выше трудятся зачастую представители третьей категории. Именно
этот пункт предъявляет наиболее жёсткие требования к ядру: оно должно иметь
максимальную «защиту от дурака», что пока не обеспечено. Было бы разумно
заполнять штаты РОНО и выше по конкурсу среди учителей с цензом практической
работы не менее 5 лет. Иначе положительные идеи быстро сменят знак.
И последнее. Абсолютно необходимо быстро, но максимально скрытно изъять
из обращение и само слово «педагог» и все его производные. Как говаривал
капитан Врунгель, как вы судно назовёте, так оно и поплывёт! Ведь
слово «педагог» связано с Древней Грецией и там оно означало рабов, которые
отводили хозяйских детей на учёбу. Из греческого слово перекочевало в латынь,
а из латыни, через среднефранцузский, дошло и до русского языка. Фонвизинский
Цифиркин и онегинский убогий француз месье л'Аббе этого поля ягоды. Отсюда
и нынешние выходки именитых детишек. В Азии детей учит не «педагог», а
гуру, в переводе «учитель»!
И, наконец, образование это ни в коем случае не сфера услуг, это производство
производительных сил, самой важной части социума, вполне сопоставимое с
ВПК по роли в выживаемости этого самого социума!
В
оглавление