А. Финогенов
Конструкция власти
Всё моё – сказало
злато, всё моё – сказал булат.
Всё куплю – сказало злато, всё
возьму – сказал булат.
Знаменитая сентенция «Нет ничего хуже диктатуры, кроме демократии, и нет
ничего хуже демократии, кроме диктатуры» совсем не так противоречива, как
кажется. Дело в том, что каждая из этих форм правления социумом хороша
в своё время и на своём месте. В критической ситуации, требующей быстрой
реакции, когда самое плохое решение лучше отсутствия решения (или длительной
процедуры его выработки), предпочтительна диктатура. Во время стабильности
предпочтительна демкратия, отсеивающая особо глупые и особо умные (потому
опасные) решения. Разумеется, если демократия воистину демократия, а не
олигархия под маской демократии. В настоящее время из 195 членов ООН официально
числятся монархиями 43 государства, президентскими республиками 36, парламентскими
республиками 16. Остальные 100 членов ООН – смешанные формы власти.
Хотя весь этот властный микс весьма разнообразен, но по форме принятия
окончательного решения вся смесь укладывается в интервал между
монократией
– решения принимает единолично глава государства и поликратией
– решения принимает группа лиц, в той или иной форме возглавляющая управление.
Обратим внимание: демократии в форме поголовного голосования (как на агоре,
вече или круге) нет нигде. То, что именуют сейчас демократией, на самом
деле делегирование властных полномочий различной степени ступенчатости.
При этом ни способы входа во власть, ни способы её удержания не оказывают
существенного влияния на результат: легитимнейший глава может оказаться
маской хунты, а узурпатор – позитивнейшим реформатором. События последних
лет управления США – «демократией демократий» – тому наглядное доказательство.
Средства массовой информации, включая интернет, сейчас развиты настолько,
что могут окрасить любое событие, даже самое чёрное, в любой ранее заданный
цвет. Это делает недостоверными любые предвыборные кампании, следовательно,
минимизирует достоверность самих выборов. Более того, практически во всех
демократиях победители совсем не стремятся исполнять собственные предвыборные
обещания: сначала новый глава госдарства исправляет ошибки предшественника,
затем начинает готовиться к очередным выборам, делая новые ошибки. По сути
сделать что-либо полезное у него просто нет времени. Ведь самый длинный
срок правления – 7 лет (Казахстан, Узбекистан), а избираться можно не более
2-х раз!
Между тем в России появился зародыш значительно более дешёвого и в то же
время более надёжного способа формирования и последующего функционирования
госвласти. Речь идёт о ежегодных отчётах президента. Вот как может выглядеть
предлагаемая система: прежде всего по форме это президентская республика
с прямыми непосредственными выборами главы государства на неограниченный
срок. Раз в год, как это сейчас делает Путин, глава государства в конце
года делает публичный всенародный отчёт, по которому проводится референдум
утверждения отчёта простым большинством голосов. Разумеется, участие в
референдуме должно составлять не менее 50% + 1 голос имеющих право голоса
граждан страны. Значимые последствия в виде новых выборов наступают, если
отчёт не утверждён, то есть результат референдума отрицателен или явка
недостаточна. В этом случае действующий глава государства объявляет о своей
отставке и в месячный срок организует выборы нового главы государства.
Участвовать в них он уже не имеет права.
Такая форма функционирования обеспечивает следующие преимущества:
1. Властные
структуры могут реализовать многолетние программы, не отвлекаясь на очередные
выборы.
2. Общество
получает возможность оценивать не предвыборные обещания, а результаты работы.
Понятно, что
любую систему можно изуродовать до неопознаваемости (что, к примеру проделали
в США), но тут уж придётся признать, что каждый народ достоин своего правительства!
В
оглавление