М.А. Железняк
О «пользе прогресса
в эпоху жизни»
«Чем 300 лет питаться
падалью,
лучше раз напиться живой крови, а там
что бог даст».
Емельян Пугачёв (А.С. Пушкин, Капитанская
дочка)
Предлагаемая читателю статья – антипод эссе А.Дубровского «О вредности
жизни в эпоху прогресса» в альманахе «Глаголъ», предварённого в качестве
эпиграфа цитатой Станислава Ежи Леца: «Жизнь – вредная штука. От неё все
умирают». Автору эссе «... не даёт покоя мысль о вредности жизни, которая
усилиями научно-вирусного сообщества мгновенно возросла чуть не по экспоненте,
устремившись в бесконечную высь...». Автор эссе сильно недолюбливает «...
ГМО и туалетную бумагу в колбасе, а также безвкусные ярко-красные помидоры,
равно как и все прочие фрукты-овощи, приобретшие идеальные калиброванные
формы и одновременно потерявшие способность к порче в разумные и привычные
с детства сроки. Что уж говорить про всю остальную отраву в неимоверной
красоты упаковке с сомнительным содержимым, подробно расписанным мелким
шрифтом». «...В результате на повестке во весь рост встала тема высокотехнологичных
аватаров с полноценным искусственным интеллектом, индифферентных к состоянию
убитой биосферы и даже к полному её отсутствию, что вовсе ставит вопрос
о ненужности хронически больных двуногих организмов, страдающих в объятиях
цивилизационных достижений и неспособных без масок и перчаток противостоять
даже элементарным вирусам, сопровождающим человечество всю историю». Завершив
это перечисление, автор эссе задаёт элементарный вопрос: «Почему, при условии
начисто убитой биосферы, люди сейчас живут много дольше и здоровей, чем
их предки?»
При этом средний возраст
человечества за пару-тройку столетий существенно увеличился.
Так прав ли Станислав Ежи Лец: жизнь вредна, от неё умирают? Понятно, что
современным обществом с его философией потребительского образа жизни управляет
реклама: «... Мой дед до самой смерти в 105 лет, во время каждой трапезы
ел икру и пил хороший французский коньяк. 5 раз в неделю ел полукилограммовый
стейк и выпивал бутылку старого итальянского красного вина. Раз в неделю
по его просьбе мы заказывали ему двух проституток и четыре дорожки кокаина…
– Отчего же он умер? – Мы его убили. Невозможно было дальше тянуть такие
расходы...». Эдакий экземпляр шутки с изрядной долей «черноватого юмора».
Каково же наше светлое будущее? Неужели «безразмерное удовлетворение непрерывно
растущих физиологических потребностей»?
По определению общественный прогресс – «восходящее, поступательное развитие
человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим». Это красиво,
вот только что же есть «низшее» и «высшее». Если квадраты Малевича –
прогресс
по сравнению с «Последним днём Помпеи», а «бытие» деда из «шутки» есть
то самое «высшее», то такой прогресс почему-то не вдохновляет. То
есть нас призывают двигаться от Homo sapiens к Homo gasters. Прогресс в
смысле продления жизни многообещающий: и слизевик, и амёба принципиально
бессмертны! Ещё более бессмертны минералы! Этот идеал прогресса похож на
тот путь, который выбрали индиоты из 24-го путешествия лемовского Ийона
Тихого.
Вот как этот «идеал» определил ДРАП (добровольный распространитель абсолютного
порядка) из этого путешествия: «Я, Установитель Добровольного
и Абсолютного Порядка, придаю вашим хрупким, слабым телам красивые,
прочные, неизменные формы, из которых выкладываю приятные глазу симметричные
рисунки и орнаменты несравненной правильности, вводя таким
образом на планете элементы совершенного порядка...».
Надо
признать, что по крайней мере часть человеческой цивилизации (ЕС и около
того) уже почти тождественна описанному Лемом обществу индиотов. А в качестве
ДРАПА вот-вот появится Большая Цифра с вживлёнными чипами, обеспечивающими
«абсолютный» порядок...
Этот тупиковый путь связан с тем, что человек, добравшись до квантов и
тёмной материи, сохранил желание «хапать» всё, на что он «глаз положил».
Поэтому наш нынешний количественно-материальный «прогресс» по сути совершенствование
способов всеобщего «хапа». Отсюда войны («хочу то, что у соседа»), всевозможные
кризисы (напр., ипотечный, перепроизводства и т.п.)...
Впереди на этом пути кризисы ресурсов! Поэтому задача перед нами непростая:
нам придётся идти наперекор преобладающим в обществе тенденциям, контролировать
свои желания и, как можно быстрее перейти с жёстких рельсов количественного
прогресса на множество свободных дорог качественного!
В
оглавление