М.А. Железняк
О «пользе прогресса в эпоху жизни»
«Чем 300 лет питаться падалью,
лучше раз напиться живой крови, а там что бог даст».
Емельян Пугачёв (А.С. Пушкин, Капитанская дочка)
        Предлагаемая читателю статья – антипод эссе А.Дубровского «О вредности жизни в эпоху прогресса» в альманахе «Глаголъ», предварённого в качестве эпиграфа цитатой Станислава Ежи Леца: «Жизнь – вредная штука. От неё все умирают». Автору эссе «... не даёт покоя мысль о вредности жизни, которая усилиями научно-вирусного сообщества мгновенно возросла чуть не по экспоненте, устремившись в бесконечную высь...». Автор эссе сильно недолюбливает «... ГМО и туалетную бумагу в колбасе, а также безвкусные ярко-красные помидоры, равно как и все прочие фрукты-овощи, приобретшие идеальные калиброванные формы и одновременно потерявшие способность к порче в разумные и привычные с детства сроки. Что уж говорить про всю остальную отраву в неимоверной красоты упаковке с сомнительным содержимым, подробно расписанным мелким шрифтом». «...В результате на повестке во весь рост встала тема высокотехнологичных аватаров с полноценным искусственным интеллектом, индифферентных к состоянию убитой биосферы и даже к полному её отсутствию, что вовсе ставит вопрос о ненужности хронически больных двуногих организмов, страдающих в объятиях цивилизационных достижений и неспособных без масок и перчаток противостоять даже элементарным вирусам, сопровождающим человечество всю историю». Завершив это перечисление, автор эссе задаёт элементарный вопрос: «Почему, при условии начисто убитой биосферы, люди сейчас живут много дольше и здоровей, чем их предки?»

При этом средний возраст человечества за пару-тройку столетий существенно увеличился.
        Так прав ли Станислав Ежи Лец: жизнь вредна, от неё умирают? Понятно, что современным обществом с его философией потребительского образа жизни управляет реклама: «... Мой дед до самой смерти в 105 лет, во время каждой трапезы ел икру и пил хороший французский коньяк. 5 раз в неделю ел полукилограммовый стейк и выпивал бутылку старого итальянского красного вина. Раз в неделю по его просьбе мы заказывали ему двух проституток и четыре дорожки кокаина… – Отчего же он умер? – Мы его убили. Невозможно было дальше тянуть такие расходы...». Эдакий экземпляр шутки с изрядной долей «черноватого юмора». Каково же наше светлое будущее? Неужели «безразмерное удовлетворение непрерывно растущих физиологических потребностей»?
        По определению общественный прогресс – «восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим». Это красиво, вот только что же есть «низшее» и «высшее». Если квадраты Малевичапрогресс по сравнению с «Последним днём Помпеи», а «бытие» деда из «шутки» есть то самое «высшее», то такой прогресс почему-то не вдохновляет. То есть нас призывают двигаться от Homo sapiens к Homo gasters. Прогресс в смысле продления жизни многообещающий: и слизевик, и амёба принципиально бессмертны! Ещё более бессмертны минералы! Этот идеал прогресса похож на тот путь, который выбрали индиоты из 24-го путешествия лемовского Ийона Тихого.
        Вот как этот «идеал» определил ДРАП (добровольный распространитель абсолютного порядка) из этого путешествия: «Я, Установитель Добровольного  и Абсолютного Порядка, придаю вашим хрупким,  слабым  телам красивые, прочные, неизменные формы, из которых выкладываю приятные  глазу симметричные  рисунки и орнаменты несравненной правильности,  вводя  таким образом на планете элементы совершенного порядка...». Надо признать, что по крайней мере часть человеческой цивилизации (ЕС и около того) уже почти тождественна описанному Лемом обществу индиотов. А в качестве ДРАПА вот-вот появится Большая Цифра с вживлёнными чипами, обеспечивающими «абсолютный» порядок...
        Этот тупиковый путь связан с тем, что человек, добравшись до квантов и тёмной материи, сохранил желание «хапать» всё, на что он «глаз положил». Поэтому наш нынешний количественно-материальный «прогресс» по сути совершенствование способов всеобщего «хапа». Отсюда войны («хочу то, что у соседа»), всевозможные кризисы (напр., ипотечный, перепроизводства и т.п.)...
        Впереди на этом пути кризисы ресурсов! Поэтому задача перед нами непростая: нам придётся идти наперекор преобладающим в обществе тенденциям, контролировать свои желания и, как можно быстрее перейти с жёстких рельсов количественного прогресса на множество свободных дорог качественного!

В оглавление