Кластеры многополярного мира
«Пусть Машина установит на планете Высочайшую Гармонию,
пусть установит и упрочит Совершенный и Абсолютный порядок».
Ийон Тихий. Путешествие двадцать третье
        Приближающийся многополярный мир, в принципе, дело совсем не новое. То и дело полюсами становились государства, а затем и их союзы в силу тех или иных исторических условий сумевшие стать сильнее соседей. Такие «полюса» с древнейших времён стремились увеличить своё «жизненное» пространство преимущественно военным путём. Возникающие административные образования – от афинских городов до британской империи – строились на силовой основе, удерживались ею и распадались при ослаблении силовых структур. Это и понятно: силовой способ создания таких образований однозначно определяет их судьбу. Будущий многополярный мир следует строить иначе.
        В определённом смысле несиловой способ прослеживается в БРИКС, ШОС и др. новообразованиях. Как правило, их рефреном служит тезис о невмешательстве в дела соседей и учёт их интересов. Однако, на этой основе синтезировать полюс многополярного мира невозможно – отсутствуют внутриполярные связи. Очевидно, что генетика фактором кластеризации не является, доказательство – «гражданские братские» войны, например, палестино-израильский конфликт. Генетика это «чертёж» «железа», как говорили программисты середины прошлого века, имея в виду конструкции своих приборов. А мягкая «программная» начинка не записана в ДНК хромосом, она называется менталитет, приобретается в течение первых лет после появления на свет и пополняется всю жизнь.
        Исключив силовой компонент и генетику, мы должны предложить нечто иное, обеспечивающее кластеризацию. Для этого нужно начать, что называется «аб ово», «ово» в данном случае признание факта, что человек – существо социальное, а его среда обитания – социум. Из этого факта следует, что важнейшим свойством для человека должна быть возможность коммуникации, то есть язык. Именно в силу его важности язык атакуют сепаратисты всех цветов и оттенков. Признав язык важнейшим фактором кластеризации полюса, мы получаем второй фактор: письменность как средство сохранения устной речи.
        Преобразование устной речи в письменную состоит всего из двух способов: алфавитный и иероглифический. В первом случае дискретизируются и получают свои обозначения издаваемые людьми звуки и все богатства устной речи («слова») синтезируются набором соответствующих звуков, а на письме набором знаков («букв»). Во втором случае условные обозначения присвоены самим словам и обозначаемым ими понятиям. Читать буквенный текст в несколько раз сложнее, так как приходится производить «вычисления». Когда слово записано иероглифом, «вычисления» не нужны – налицо сразу смысл слова – зато нужен поиск в памяти. Иначе говоря, у первого способа повышены требования к операционной системе, у второй – к памяти. Каждый способ имеет свои достоинства и свои недостатки, но эта тема заслуживает отдельного обсуждения.
        Третьим фактором, безусловно, следует признать религию, но теологией занимается достаточно много желающих и здесь нет необходимости эти вопросы обсуждать. А вот четвёртый фактор – исторические традиции – потребует особого внимания. Дело в том, что эволюция предполагает плавное изменение условий существования субъекта и столь же плавное изменение самого субъекта. Применительно к социуму эволюция исключает скачки, те самые «перестройки» (по гречески «катастрофы»), которыми «всенепременно» сопровождаются «революции». Поскольку к моменту революции новые условия или отсутствовали, или были недостаточны, революции всегда разорительны. Революционным скачкам противостоят исторические традиции, которые и следует признать четвёртым фактором кластеризации полюсов.
        Перечисленные четыре фактора кластеризации ментальны и никак не связаны ни политически, ни экономически, ни даже территориально. Иначе говоря, демографически полюс может охватывать несколько административных государственных образований, а гособразование включать в себя представителей двух и более полюсов. Это и есть важнейшее условие, осложняющее силовые решения межгосударственных проблем. Так устроены многие крупные государства, предоставляющие равные права всем своим гражданам. Потребность кластеризации  ощущалась давно, более того, были попытки использовать эту потребность для трансформации колониальной зависимости. С этой целью в 1948 году США была создана Организация американских государств – региональная международная организация Америки и Карибского бассейна, ныне постепенно освобождающаяся от ига США.
        За 3 года до этого на основании Александрийского протокола была создана Лига арабских государств – международная организация, объединяющая арабские государства, а также дружественные им неарабские, в которых арабский язык является одним из официальных. Состоит из 22 государств-членов. Высший орган ЛАГ – Совет Лиги, в котором каждое из государств – членов имеет один голос. Цели Лиги указаны в соглашении 1945 года и предусматривают укрепление связей между государствами, участвующими в ней, выработку единой политической линии, сотрудничества между ними, защиты их независимости и суверенитета, рассмотрения спорных дел и интересов арабских стран. Сотрудничество не ограничивается политическими аспектами и включает также коммуникационные, экономические, финансовые, культурные, социальные и санитарные взаимодействия. Кроме того, сотрудничество включает вопросы подданства, паспортов, виз, выдачи преступников. В Лигу арабских государств входят 18 арабоязычных стран, Государство Палестина и три мусульманские страны Восточной Африки (Коморы, Сомали и Джибути), тесно связанные с арабским миром. В 19 из 22 членов ЛАГ арабский язык является родным для большинства граждан.
        12 ноября 2021 года на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в городе Стамбул созданный 3 октября 2009 года Тюркский Совет был переименован в Организацию Тюркских Государств (ОТГ). В её состав на правах постоянных членов входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. В 2018 году статус наблюдателя в ОТГ получила Венгрия, а в 2021 году – Туркменистан. 9 – 11 сентября 2024 года страны тюркского мира утвердили единый тюркский алфавит, состоящий из 34 букв. Это произошло на третьем заседании Комиссии по созданию общей тюркской азбуки в Баку. Алфавит учитывает фонетические особенности различных тюркских языков. Каждая буква символизирует уникальные звуки, характерные для тюркской группы языков, обеспечивая гибкость и универсальность новой письменности. Разработка единого алфавита, по мнению специалистов, станет шагом на пути к более тесному сотрудничеству тюркских стран в образовательной и культурной сферах.
        Процесс образования полюсов социального тяготения «набирает обороты», их властные полномочия всё более уходят из административных аспектов в ментальные, что даёт основания предположить постепенное превращение многополярного мира в сетевой, уже не содержащий каких-либо локальных центров. Однако, для существования сетевого мира нужно выполнение нескольких условий, прежде всего, доступ любого члена социума ко всем базам данных, то есть полная информационная открытость. Во вторых, абсолютно необходимо ограничение потребления уровнем достаточности. Именно второе условие труднодостижимо!
В оглавление