Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Владимирович Ильюшин – советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории – штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат 7 Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Госпремии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года – Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968).
Биография
        Сергей Владимирович Ильюшина родился 30 марта 1894 года в сельском поселении Дилялево в семье, где было семеро детей. Пока не наступила необходимость помогать родителям по хозяйству, ребёнок, смышлёный от природы, научился читать и писать. В детстве он досконально изучил тексты Библии, а также водившегося в доме журнала «Вестник Европы». Успехи подраставшего ребёнка радовали отца и мать, поэтому в 8-летнем возрасте его отдали в отдалённую земскую школу. Ежедневно Серёжа преодолевал около трёх километров до деревни Березники.
        Окончив семилетку, потомок крестьянина по примеру старших детей отправился на заработки. Он освоил ряд трудозатратных профессий в Вологде, Ивано-Вознесенске и под Костромой. В начале 1910-х Сергей оказался в Петербурге. Знакомые посоветовали устроиться на ипподром, приспособленный под аэродром. Исполняя обязанности землекопа, подросток получил шанс наблюдать за показательными выступлениями воздухоплавателей, приехавших на международную неделю авиации. Мальчик восхищался пилотажем, который демонстрировали Сергей Уточкин, Михаил Ефимов, Лев Мациевич и Владимир Лебедев.
        В 1914-м Сергей вступил в армию. Он служил в пехотном полку в Вологодской области до тех пор, пока командованию армии не понадобились люди для формирования команды Северного района авиации. Новым местом дислокации стал петербургский Комендантский аэродром. Спустя три года отличнику боевой подготовки посчастливилось попасть в солдатскую школу авиации. Он получил право пилотировать самолёты и до конца жизни добрым словом вспоминал Всероссийский императорский аэроклуб. Когда в связи со снижением темпа роста авиационной промышленности бригаду, работавшую на берегах Невы с самолётами, распустили, Ильюшин был разочарован. Бодрость духа вернулась после призыва в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот.
        В начале 1920-х у красноармейца появились желание и возможность поступить в Военно-воздушную Академию имени Н. Е. Жуковского, занимавшуюся подготовкой инженеров. Присоединившись к кружку авиамоделистов, Сергей начал самостоятельно проектировать самолёты. Планеры «Мастяжарт», «Рабфаковец» и «Москва» участвовали во всесоюзных и международных фестивалях воздухоплавания. После окончания высшего учебного заведения и защиты диплома Ильюшину присвоили звание инженера-механика советского Воздушного флота и сделали главой специализированного комитета при Центральном аппарате ВВС. На протяжении ряда лет Сергей Владимирович с коллегами изучал мировой опыт самолётостроения и занимался разработкой технических требований к самолётам, планировавшимся к выпуску в СССР.
        Весной 1920 года Сергей Владимирович стал старшим механиком и комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В авиапарке занимались ремонтом, восстановлением и испытанием самолётов перед отправкой на фронт. Через некоторое время Ильюшин пишет рапорт с просьбой направить его во фронтовую часть Красной Армии. Вскоре Ильюшина вызвали в Москву, и в феврале 1921 года Сергей Владимирович был назначен начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта. Осенью 1921 года авиапоезд Ильюшина был направлен в Москву, на усиление заново формирующихся частей. 21 сентября 1921 года Сергей Владимирович был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года — Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского).
        Во время учёбы Ильюшин активно участвовал в работе кружка планеристов Мастерских тяжёлой и осадной артиллерии. В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал свой первый планёр «Мастяжарт» (АВФ-3). Построив его вместе с участниками кружка, принял участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года. Позднее спроектировал и построил планёры «Рабфаковец» (АВФ-4) (1924), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) (1924). Впоследствии содействовал созданию и участвовал в работе Высшей лётно-планёрной школы Осоавиахима в Коктебеле. А четвёртый планёр Сергея Владимировича «Москва» (АВФ-21) (1925) принял участие в Рёнских состязаниях планеристов в Германии в августе 1925 года (лётчик Константин Арцеулов), где получил первый приз за продолжительность полёта. После окончания Академии и защиты дипломного проекта (посвящённого разработке самолёта-истребителя), приказом Реввоенсовета СССР № 750 за 1926 год С. В. Ильюшину было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота.
        С июня 1926 по ноябрь 1931 года Сергей Владимирович работал председателем самолётной секции НТК ВВС, где занимался изучением мирового опыта самолётостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолётам. Под руководством Ильюшина были составлены технические требования к некоторым самолётам Николая Поликарпова (в том числе к У-2), Андрея Туполева, Дмитрия Григоровича. Также в 1930—1931 годах Сергей Владимирович работал помощником начальника НИИ ВВС по научно-технической части. Работа в НТК и НИИ ВВС была интересной, однако Ильюшин стремился начать собственную конструкторскую деятельность. Летом 1931 года Сергей Владимирович пишет рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность. Рапорт Ильюшина был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Ильюшин возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ.
        В конце 1932 года Ильюшин предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов. Приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого был назначен Ильюшин. Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ.
        Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). 21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолёта УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода И. В. Жуков — получили травмы (след остался у Ильюшина на всю жизнь). Советский Союз мог лишиться одного из лучших авиаконструкторов и, хотя создатель машины и его пассажир отделались лёгкими травмами, власти запретили главным конструкторам самостоятельно летать.
        Позже Ильюшин разработал штурмовик ИЛ-2, в годы Великой Отечественной войны названный «летающим танком». За это он удостоился двух Сталинских премий и звания Героя Социалистического Труда. В мирное время бюро, возглавляемое выпускником московской военно-воздушной академии, занялось созданием пассажирских самолётов. Вкладом в науку признали выпуск гражданских ИЛов, обслуживавших клиентов компании «Аэрофлот». В начале 1970-х Ильюшин стал испытывать проблемы со здоровьем и покинул пост руководителя КБ при ЦАГИ. Пока позволяли силы, выдающийся разработчик самолётов появлялся на предприятии, чтобы консультировать преемника Генриха Васильевича Новожилова и членов НТС нынешнего «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина».
        Сергей Владимирович Ильюшин умер 9 февраля 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Причиной смерти авиаконструктора стало обострение возрастных болезней. Могила на Новодевичьем кладбище круглогодично украшена цветами.
Память
        Именем С.В. Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском. В Доме-музее А.Ф. Можайского расположена экспозиция, посвящённая непосредственно С. В. Ильюшину. Бюсты Сергея Ильюшина установлены в Вологде и Москве.

    Памятник С.В. Ильюшину в деревне Березники.
Самолёты С.В. Ильюшина
     – ДБ-3 – Двухмоторный дальний бомбардировщик.
     – Ил-2 – Тяжелый двухместный штурмовик.
     – Ил-4 – Двухмоторный дальний бомбардировщик.
     – Ил-10 – Тяжелый штурмовик.
     – Ил-12 – Среднемагистральный двухмоторный пассажирский самолёт.
     – Ил-14 – Ближнемагистральный двухмоторный пассажирский самолёт.
     – Ил-18 – Дальнемагистральный четырёхмоторный пассажирский самолёт.
     – Ил-20 – Самолёт радиоэлектронной разведки.
     – Ил-28 – Фронтовой бомбардировщик.
     – Ил-38 – Патрульный противолодочный самолёт.
     – Ил-62 – Дальнемагистральный пассажирский самолёт.
Награды
        За свою научную и конструкторскую деятельность Сергей Владимирович награждён восемью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями. Трижды Герой Социалистического Труда, единственный лауреат семи Сталинских премий, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
В оглавление