М.А. Железняк
Единая энергосистема
РФ ...
Sapienti
sat – мудрому достаточно
Недавно в СМИ прошло сообщение о том, что Россия фактически отключила рубильник
на одном из важных экспортных маршрутов. Речь идёт о перетоках электроэнергии
по так называемому грузинскому коридору и далее в Турцию. Ранее, особенно
летом, в период пиковых нагрузок из-за аномальной жары, экспорт электричества
уже ограничивался, но до обсуждения таких событий в СМИ дело не доходило.
Вспомним, что в энергосистему СССР входила несколько бо'льшая территория,
но даже в разгар холодной войны таких эксцессов не наблюдалось.
В СССР электростанции были объединены в 93 энергетические системы (ЭС)
например, Мосэнерго, Ленэнерго, Волгоград-энерго и т. д. Эти ЭС, в свою
очередь, входили в 11 объединённых энергетических систем (ОЭС), из которых
9 входили в Единую энергетическую систему (ЕЭС) СССР. При значительном
различии во временных поясах страны всё это позволяло наиболее полно использовать
энергетические мощности, что характерно именно для социалистического планирования.
ЕЭС СССР была уникальным явлением. Её преимуществом была география. ЕЭС
СССР позволяла экономить до 30% необходимых ресурсов.
Распад СССР и последующие реформы существенно изменили структуру управления,
раздробив единую систему на множество структур с административно-коммерческими
связями, отнюдь не обеспечивающими безусловность исполнения сигналов управления.
Одним из примеров такого «управления» была авария на одной из подстанций
Москвы, сгоревшей от перегрузки, хотя необходимая дополнительная мощность
была на соседней подстанции. Технически переброс энергии был возможен,
требовалась предоплата!
Схема управления не смогла обеспечить переброс энергии внутри одного района
Москвы, о каких уж тут перебросах электроэнергии с Дальнего Востока на
Дальний Запад говорить! О РАО ЕЭС, её достоинствах и недостатках мы ещё
поговорим, а сейчас вспомним достоинства и недостатки ЕЭС СССР. Её основными
преимуществами являлись:
– большая надёжность энергосистемы, обусловленная тем, что авария любой
сложности локализовалась, а предусмотренные резервные мощности позволяли
сразу же ликвидировать дефицит мощности;
– возможность принятия оптимальных решений по стратегическим проблемам
ЕЭС в целом: оптимальная стратегия развития ТЭК, территориальная распределённость
ЭС, исходя из наличия топлив и крупных потребителей электроэнергии, территориальное
распределение производств основного и вспомогательного оборудования и т.п.;
– возможность использования большой часовой разницы между регионами Европы
и
Сибири с точки зрения оптимизации режимов выработки и потребления электроэнергии
в часы пиков и провалов нагрузки и т.д.
Основными
недостатками, которые проявились в период экономического кризиса и послужили
поводом для реформирования энергетики России, являлись:
– отсутствие
платёжной дисциплины;
– отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению;
– технологические
показатели (удельный расход энергоносителей, кпд оборудования, потери в
сетях и др.).
Строго говоря, эти недостатки являлись следствием разгильдяйства, свойственного
80-м годам прошлого века. Главным же «недостатком» советской системы
было отсутствие законных способов «стричь купоны» с такой высокодоходной
отрасли! В этом отношении в РАО ЕЭС всё «благополучно»: энергия «переливается»
через множество барьеров и барьерчиков, порогов и порожков, на каждом из
которых акционеры (владеющие 48% акций системы), стригут свои дивиденды.
Какие уж тут новации, инвестиции, тем более оперативные маневры мощностями.
Налицо серьёзная проблема функционирования ЕЭС – слабость межсистемных,
а иногда и системообразующих связей в энергосистеме, приводящая к «запиранию»
мощностей электрических станций, как это было в Москве, только в несоизмеримо
бо'льших масштабах.
ЕЭС России охватывает практически всю обжитую территорию страны и является
крупнейшим в мире централизованно управляемым энергообъединением. В настоящее
время ЕЭС России включает в себя 70 энергосистем на территории 81 субъектов
Российской Федерации, входящих в состав шести работающих параллельно объединённых
энергетических систем (ОЭС) – ОЭС Центра, Юга, Северо-Запада, Средней Волги,
Урала и Сибири и ОЭС Востока, функционирующей изолированно от ЕЭС России.
Электрические связи между ними существовали ещ` с середины 1980-х годов
– это три линии 220 кВ вдоль Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Кроме того, ЕЭС России осуществляет параллельную работу с ОЭС Казахстана,
ОЭС Белоруссии, энергосистемами Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии и Азербайджана,
а также с NORDEL.
Принципы
централизации выработки электроэнергии и концентрации генерирующих мощностей
на крупных районных электростанциях были заложены ещё при реализации плана
ГОЭЛРО. Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в
основном, был перевыполнен к 1931 году. К 1990 году в состав ЕЭС СССР входили
9 из 11 энергообъединений страны, охватывая 2/3 территории СССР, на которых
проживало более 90 % населения. После распада СССР электрические связи
между некоторыми энергообъединениями в составе ЕЭС России стали проходить
по территории независимых государств и электроснабжение части регионов
оказалось зависимым от этих государств. Централизованное управление ещё
работало до 2008 года – высшим уровнем в структуре управления электроэнергетической
отраслью являлось ОАО «РАО ЕЭС России».
Однако, 31 мая 2008 года состоялось последнее собрание акционеров единой
энергетической компании России. РАО ЕЭС России распалась на 23 независимые
компании (две из них – государственные). Постановлением Правительства РФ
от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»
Единая энергетическая система России признана «общенациональным достоянием
и гарантией энергетической безопасности» государства. Основой её «является
единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных
линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая
собой один из элементов гарантии целостности государства» (далее ЕНЭС).
В постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 41 были утверждены критерии
отнесения к ЕНЭС магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого
хозяйства. Однако при этом генерирующие субъекты системы к ЕНЭС не относятся:
тепловые электростанции России находятся в собственности 7 ОГК (оптовые
генерирующие компании) и 14 ТГК (территориальные генерирующие компании);
большая часть ГЭС сосредоточена в руках компании ПАО «РусГидро»; АЭС России
эксплуатирует АО «Концерн Росэнергоатом». Иначе говоря, ЕНЭС управляет
передачей того, что ему не принадлежит, а организации – генераторы передаваемого
продукта не вправе управлять процессами передач. Это почти как двухпалатный
парламент Франции при Первом консуле Наполеоне: одна палата могла обсуждать
законы, но не могла их менять, вторая могла менять, но не могла обсуждать!
Теперь уже ясно, что нынешняя система существенно хуже ЕЭС СССР, но и возврат,
мало того, что невозможен, так он ещё и бессмысленен – это возврат к незаинтересованности
участников процесса в его результате.
Экономисты
задолго до Маркса поняли, что принудительный труд, стимулом которого является
кнут (в прямом ли смысле или в виде денежного штрафа), не производителен
и попытались добавить к кнуту пряник в виде акций. Ничего хорошего из этого
не вышло: всякое достаточно многолюдное производство реализуется миноритариями,
которые довольно быстро осознают, что их мнения никого не интересуют и
ни на что не влияют – ведь голосуют акции, то есть деньги!. Поэтому из
АО пряника не получилось, по крайней мере, в градо- и гособразующих производствах.
Именно это демонстрируют и госпредприятия типа ЕЭС СССР. Зато владельцы
48% акций ЕЭС РФ вполне способны пожертвовать общей пользой, заполняя личный
кошелёк! Нужна новая форма экономических отношений. Не капитализм с его
«золотым тельцом» и не коммунизм с его «по потребностям».
Возможно,
частная собственность на предприятия с этой новой формой несовместима.
Возможно, подойдёт коллективная собственность производителей, занятых на
данном предприятии, по типу колхоза. Ведь именно кибуцы вывели Израиль
на его нынешний уровень. Вот только голоса на общем собрании не должны
зависеть от числа акций и должности: и директор, и разнорабочий должны
обладать одним голосом – руководитель здесь должен добиться консенсуса,
иначе грош ему цена. Конечно, это относится только к общим собраниям, как
высшему органу управления, повседневная власть управленцев неоспорима!
В
оглавление