В.А. Коноваленко
Об аэрокатамаранах
        Летательные аппараты тяжелее воздуха можно классифицировать, в частности, по способу создания подъёмной силы. Её можно получить, используя закон сохранения импульса (ракеты, вертолёты) или разность давлений (самолёты, экранопланы, аппараты на воздушной подушке – АВП). Аппараты второго типа, работающие на разности давлений, кроме АВП, так сказать «экстраверты», – зона изменённого (пониженного у самолётов и повышенного у экранопланов) давления не имеет ограничений от окружающей среды. Самолёты – этот наиболее распространённый вид воздушного транспорта создают – с лёгкой руки Н.Е. Жуковского – подъёмную силу за счёт пониженного давления над крылом. Несмотря на широкое применение, энергетически способ далёк от оптимального. В этом виновна турбулентность граничных потоков у концов крыльев, при больших углах атаки срывы обтекающего крыло потока, следовательно, дополнительные потери и снижение эффективности.
        Полёт сопровождает волнообразование с дополнительными расходами энергии. Тем более это справедливо для сверхзвуковых скоростей с весьма ощутимыми потерями на ударные волны. Энергетически это выглядит настолько существенно, что в рамках проекта ССН М-25 с громким прозвищем «Адский косильщик» изучалась возможность уничтожения наземных сил противника без применения вооружения: поражающим фактором должна быть мощная ударная волна, создаваемая при полёте со сверхзвуковой скоростью. Проект М-25 стартовал в 1969 году, и его запуск был прямо связан с событиями на о. Даманский. Пролёт такого самолёта на высоте 30 – 50 м мог уничтожить или, как минимум, временно вывести из строя живую силу в полосе шириной до 100 – 150 м.
        Создание подъёмной силы за счёт повышенного давления под летательным аппаратом (кроме АВП) было реализовано в экранопланах. Воздушную подушку повышенного давления для них создаёт отражение воздушного потока от подстилающей поверхности. Но и в этом случае воздушная подушка имеет возможность «вытекать» из под летательного аппарата в поперечном направлении со всеми вытекающими последствиями.
        Вполне очевидно, что существенная причина снижения эффективности в обоих случаях – отсутствие границ между «рабочей зоной» и остальным пространством. Решение столь же очевидно – катамаран: два полукорпуса с внешними плоскими и выпуклыми внутренними бортами, создающими интерферирующие между ними волны. Полукорпуса объединены сверху аэродинамическим крылом, в котором размещены кабина управления, салон или грузовой отсек, а в катамаранных полукорпусах – баки и двигатели.
        На дозвуковых скоростях интерференция волн от катамаранных полукорпусов может существенно повысить давление под крылом, снизить потери и поднять рабочий потолок летательного аппарата, а на сверхзвуке за счёт интерференции ударных волн – вообще оторваться от «экрана».
В оглавление