В.А. Коноваленко
Реформирование реформы...
«Все науки о природе делятся на физику
и коллекционирование марок»
 Эрнест Резерфорд
        Известен анекдот о трёх конвертах, которые уходящий директор презентовал преемнику. Первый конверт с советом «вали всё на меня» либеральные деятели Наробраза уже использовали: ушаты грязи были вылиты в конце прошлого века на советскую систему, за два десятилетия превратившую аграрную страну с малограмотным народом в передовую промышленную державу, устоявшую против всей «высокообразованной» Европы. И не только устоявшую, но и восставшую затем из руин. Не помогло! Второй конверт содержал совет при очередном провале начинать реформы. Реформа 90-х на время помогла: задача развалить советскую – слишком успешную – систему и подчинить её западно-европейской сработала, – развалили. Благодаря ей сейчас в школы приходят нормальные дети, а выходят носители книжной либеральной мудрости, лишённые индивидуальности, зато легко управляемые извне! Теперь, когда Россия осознала, куда её затащили, реформаторы готовят три конверта для очередного «директора»!
        А может быть лучше вместо конвертов выбрать «правильного директора»? Как сделали наши деды сто лет назад! Давайте поговорим о «дедовом» пути: не будем систему подстраивать под новых «директоров», а правильно поставим задачу и будем искать людей, способных эту задачу решить. Прежде всего договоримся о терминах, которыми будем пользоваться в рамках этого доклада: «учёба» – процесс усвоения «знаний, умений и навыков», обеспечивающих последующую успешную деятельность обучаемого («ученика»), «школа» – учебное заведение любого уровня от начальных классов до докторантуры, организующее «учёбу», «учитель» – организатор «учёбы» любого ранга от гувернёра до академика. Далее совершенно необходимо признать, причём не на словах, а на деле, что форма и содержание учебного процесса существенно зависят от цели «учёбы», специфики будущей деятельности «ученика» и, наконец, от индивидуальных особенностей каждого «ученика».
        Начнём с цели. Наши деды, организовав ликбез и рабфаки, изначально ставили ставили своей целью повышение общего уровня образования «масс», как тогда было принято говорить, а отнюдь не обеспечение кадрами отдельных, пусть даже очень важных производств и отраслей – образованные «массы» выполняли это автоматически и, как показал опыт СССР, очень даже неплохо! Для того, чтобы «кадры решали всё», нужно было эти кадры иметь, причём не только для сего дня, но и для завтрашнего, а ещё лучше и для послезавтрашнего. А вот что предлагает один из новых реформаторов Д.Н. Песков*:
    «... В 1970-е годы индустрия заранее знала, сколько пилотов нужно, были вузы, которые этих пилотов готовили. Скажем, для получения лицензии пилота требуется 1,5 тыс. учебных часов.  Сейчас вузов нет, лётная подготовка за 1990-е годы развалилась, в авиакомпаниях дефицит пилотов. Что можем сделать? Допустим, авиакомпания ждёт пилотов из трёх полуразвалившихся вузов. Мы можем с помощью метаигр отобрать среди второкурсников этих вузов студентов, сформировать из них команды, погрузить их, с одной стороны, в виртуальные симуляторы, а с другой, смоделировать стрессовые ситуации... Затем обращаемся в индустрию, которая готовит людей с похожими навыками, к военным. Военные за 100 часов, а современные лётные симуляторы это позволяют, натаскивают студентов, где какие приборы, как их нажимать, как взлетать и садиться. Студенты становятся поверхностными экспертами, которые за 500 часов доучиваются в авиакомпаниях до готовых пилотов. В итоге 600 часов вместо 1,5 тыс...»
        Здорово! Только автопилот уже сейчас работает много лучше полуобученного студента. Тем более будет ещё лучше работать спустя несколько лет! А вот студент, выдернутый из вуза, полупилот, полуробот в биоисполнении уже выбит из жизни!!! Он уже не студент и далеко не каждый из них способен вернуться к учёбе. В то же время он ещё не специалист, – просто «поверхностный эксперт», – своего рода заготовка «лица без определённых занятий». Советской заботой о «массах» здесь и не пахнет! Цель «учёбы» вывернута наизнанку. У наших дедов главным был человек, а у Пескова – экономические показатели, прибыль прежде всего. Удовлетворение сиюминутных потребностей экономики, тем более ценой кадровых интервенций, грозит появлением массы безработных профессионалов, уже сейчас вытесняемых роботами...
        Недалёкое будущее такой системы предвидел Станислав Лем в путешествиях Йона Тихого («Путешествие двадцать четвёртое»). А ведь Песков не одинок! Идея учить сверхузких специалистов под конкретные запросы бизнеса носится в воздухе – ведь она в каждый данный момент рентабельна (расплата будет потом). Да и авторы прошлой реформы ещё ходят в коридорах власти! А что будет с «кнопочниками», когда их заменят автоматы, бизнесу неважно!  Однако, из либерального тупика выбираться необходимо и без реформы не обойтись. Вот только базироваться новая реформа должна не на эмоциях Пескова и доверии авторитетам, особенно тем, кто создал болонскую систему, а на объективном фундаменте.
       Для успеха новой реформы необходимо учесть, по меньшей мере, три компонента: цель «учёбы», индивидуальность «ученика» и специфику его будущей деятельности. Цель «учёбы» задаёт социум, это задание надо «прочесть» и сформировать требования к «ученику». Речь вот о чём. В середине прошлого века было такое время, когда социум делили на «физиков» и «лириков». В значительной степени это деление прокламировали те, кто не относился ни к той, ни к другой категории. Однако, такое деление не было совсем беспочвенным. Мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: всегда задействованы, хотя и в разной степени, оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль, при этом полушария работают** по разному.
        Левое полушарие – вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких объектах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счёта, логического, аналитического, абстрактного мышления... Его выключение приводит к депрессии.
        Правое полушарие – невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления... Оно способно геометрически воспринимать мир. С ним связан анализ звуков, интонаций и образности речи, оно почти не понимает абстрактных терминов... Выключение его приводит к эйфории.
        Вполне очевидно, что у «физиков» доминирует левое полушарие, их восприятие внешней информации прежде всего аналитическое, в основе логической цепочки, как правило, лежит нечто объективное, некий «факт», от которого и строится всё остальное. У «лириков» доминирует правое полушарие, их эмоционально-целостное восприятие, как правило, базируется на субъективном «мнении» «авторитета». Между этими полюсами – все менее выраженные межполушарные взаимодействия, их носители заполняют вакансии между «технарями» – «физиками» и «гуманитарами» – «лириками». Пожалуй, наиболее иллюстративен пример А.П. Бородина – лучшего композитора среди химиков и лучшего химика среди композиторов!
        Однако, суть не в том, какое полушарие доминирует, а в том, как обрабатывается внешняя информация. «Технари» для доказательства ссылаются на «факты», зачастую «свеженькие, с иголочки»; «гуманитары» – на «авторитеты»! Но ведь «авторитет» и сам в прошлом, и его достижения, и его мнение тоже основаны на прошлом! Поэтому для «инноваций» нужны «физики», а для сохранения традиций и достижений прошлого – «лирики». Так цель «учёбы» определяет не только специфику учебного процесса, но и индивидуальные особенности психики «ученика», его соответствие будущей профессии!
        Прошлый век был достаточно богат примерами ошибочного выбора: мода (или родители) заставляли «ученика» с гуманитарным строем психики учиться в техническом вузе и только потом дать себе волю: даже среди народных артистов есть и врачи, и инженеры по образованию... Хорошо, если они смогли заняться, наконец, любимым делом, но сколько и материальных, и психических ресурсов истрачено зря! Увы, бывали и депрессии, и запои! Случается и прямо противоположное, просто «технари» легче адаптируются!
        Россия сейчас далеко не самая населённая страна, такие эксцессы ей не показаны. Это означает настоятельную необходимость ранней профориентационной работы, то есть: во-первых, необходимо разработать перечни психотипов для людей, занятых в конкретных отраслях деятельности (возможно, ранжированные), во-вторых, нужны необременительные методики определения психотипов подростков (5 – 12 лет) и в-третьих, следует в юности (13 – 18 лет) ориентировать и ученика, и его родителей на перспективные для его психотипа виды деятельности. Так как п.1 и п.2 пересекаются неоднозначно, выбор достаточно широк.
        Допустим далее, что и цель поставлена правильно, и ученики отобраны*** не по ЕГЭ! На этом настоящие проблемы только начинаются. Уже в конце прошлого века пятилетний срок между циклами повышения квалификации оказался слишком велик, тем более это справедливо сейчас. Добросовестный работник вынужден постоянно обновлять свой информационный багаж, как правило, в интернете, где ему отвечает искусственный интеллект, тем самым постепенно подменяя его собой! Отсюда появляются совершенно новые требования к «учителям». Многовековое представление об «учителе», как источнике знаний уже сейчас трещит по всем швам: самый гениальный учитель не выдержит количественной конкуренции с поисковиками интернета! Интернетные базы знаний и намного богаче, и намного безалабернее, и, наконец, намного не надёжнее рядового учителя...
        Поэтому современный «учитель» должен стать гидом-консультантом в просторах информационных джунглей интернета, а его лекции – правильно построенными экскурсиями по ним. «Учитель» не источник знаний, он живая «карта баз знаний», так как самую большую опасность таят ошибки образования, противопоставляющие ЕИ и ИИ... На самом деле они совсем не антагонисты, если не прилагать усилия, чтобы столкнуть их лбами. Этот аспект обсуждался в ВМ № 1 2023 г. По настоящему уже пора думать о параллельной деятельности естественного и искусственного интеллекта.
        Настоящая же работа современного «учителя», – управление процессом обработки добытой информации, отработка «умений» её использования, а затем и закрепление «умений» в «навыках». Это самый важный процесс «школ» будущего: ЕИ, во многом уступая ИИ, превосходит его своим уникальным способом работы с информацией, ибо этот его способ получен вариационным методом на основе его собственных уникальных баз знаний, умений, навыков...
        Только обеспечив такой фундамент, можно начинать работать с программами, которые, конечно, должны иметь широкое основание и узкую, высокую специализацию. То есть теми знаменитыми советскими Т-образными программами, позволявшими легко менять специализацию и переучиваться, в том числе и на вновь появившиеся специальности!
        Попытки унифицировать процесс всякого рода симуляторами, а также сократить время «учёбы» исключают индивидуальную работу «ученика», тем самым уничтожая его самое существенное преимущество перед ИИ. Вот тогда-то людей ждёт судьба индиотов.


* Дмитрий Николаевич Песков, – с 2018 года спецпредставитель Президента по вопросам цифрового и технологического развития, ярый поклонник Массачусетского технологического института (учебные программы которого почему-то очень похожи на программы ЛПИ дореформенных времён), координатор и соразработчик комплексной программы по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках; соавтор модели «Цифровая экономика»; со-руководитель группы «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика»; автор программы «Глобальное образование»; член экспертного совета при правительстве РФ, глава Совета Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров WorldSkills Russia», член совета директоров ПАО «Аэрофлот», член совета директоров АО «РВК».


**  Здесь рассмотрена работа полушарий у праворуких:


*** Одной из удобных форм отбора будущих студентов может быть «пробный семестр». Суть его в том, что все, изъявившие желание учиться в этом вузе, допускаются к занятиям на первом семестре первого курса на правах внебюджетных студентов. Их дальнейшая судьба определяется результатами сессии. По ним заполняются бюджетные (с выплатой стипендии и предоставлением общежития) и внебюджетные места в пределах установленного Минвузом плана. Остальных вуз отчисляет. «Пробный семестр» обеспечивает более высокое качество отбора, чем любой конкурс.

В оглавление