Технологии транспорта
энергии
На невидимой руке рынка
хорошо
видны воровские наколки
www.anekdot.ru
Транспорт (от лат. trans «через» + portare «нести») – совокупность всех
видов путей сообщения, технических средств, устройств и сооружений на путях
сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного
назначения из одного места в другое. Эта тема очень обширна, мы ограничимся
сравнительно узкой областью – транспортировкой энергии и её носителей.
Обсуждение вызвано активностью той «зелёной» фракции экологического движения,
представители которой считают источником электроэнергии розетку на кухне.
Именно поэтому в Германии отключают АЭС, ТЭС заменяют ВЭГами и солнечными
батареями...
Увы, но энергию, прежде чем использовать, нужно как-то произвести, где-то
хранить и, наконец, доставить потребителю. Всё это сопровождается расходами
и потерями, но если КПД генерации энергии, её хранения и использования
давно сосчитаны, то вопросы транспорта энергии выпадают из рассмотрения.
Из соображений, аналогичных введению КПД, можно ввести понятие «коэффициента
полезности транспорта» (КПТ), оценивая количество доставляемой энергии
в транспортируемом энергоносителе. Таким КПТ могла бы стать теплота сгорания
топлива, например, в МДж, которые можно извлечь из 1 кг носителя.
Носитель
|
Водород
|
Метан
|
Бытовой газ
|
Дизтопливо
|
Антрацит
|
МДж/кг
|
142,2
|
50,2
|
45,1
|
42,7
|
31,0
|
Таблица довольно убедительно говорит в пользу водородной энергетики и хорошо
маскирует потрясающую расточительность существующих транспортных технологий.
По хорошему, подобную таблицу нужно было бы исполнить в одинаковых единицах
измерения, например, измерить в кг полезную доставку (Мнетто)
и отнести её к перевозимым кг «доставки с упаковкой» (Мбрутто).
Учитывая, что 1 МДж имеет массу ~ 1,1·10-11
кг,
самый энергоёмкий теплоноситель – водород – несёт в 1 кг ~ 1,5 нанограмма
энергии! То есть КПТ применительно к водороду не больше полутора «пронано»
(0,00000015%). Всё остальное – транспортировка «тары»! Вот истинная цена
трубопроводов, газовозов и поездов с нефтепродуктами и углём, обеспечивающих
топливом ТЭЦ и ГРЭС!
Между тем, КПД длинных линий электропередачи лежит в пределах (90 – 98)%.
Поэтому любая осмысленная технология транспорта энергии заключается в «освобождении
от лишней тары», то есть в передаче её в электрическом виде. «В сухом остатке»:
целесообразно минимизировать транспортировку «топлив» (кроме ядерного),
извлекая содержащуюся в них энергию и преобразуя её в электрическую как
можно ближе к источнику «топлива». В идеале – даже не поднимая топливо
из под земли!
При этом настоятельно необходимо такие преобразования осуществлять кратчайшим
путём, то есть избегать излишних преобразований типа «химсвязь – теплота
– механика – электроэнергия», заменяя их топливными элементами с прямым
преобразованием «химсвязь – электроэнергия». Разумеется, необходимо восстановить
(то есть сделать её административно и экономически единой) Единую Энергетическую
систему России, единственную в мире систему, которая была способна экономить
энергию географически!
Для справки:
Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России
несут ТЭС, выработка которых составляет ~57,1% (выработка АЭС ~19,3%, ГЭС
~17,6%). Среди топливно-энергетических ресурсов газ составляет 22,3%, жидкое
топливо 17,5%, уголь, кокс и торф 4,5%. В целом электрогенерирующие компании
можно разделить на три типа: госконтроль: «Газпром», «РусГидро»,
«Интер РАО», «Росатом»; контроль российских собственников: En+ Group, «СУЭК»,
«Т Плюс», «Квадра»; контроль иностранных собственников: «Юнипро», «Энел
Россия», «Фортум».
В
оглавление