Технологии транспорта энергии
На невидимой руке рынка хорошо
видны воровские наколки
www.anekdot.ru
        Транспорт (от лат. trans «через» + portare «нести») – совокупность всех видов путей сообщения, технических средств, устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Эта тема очень обширна, мы ограничимся сравнительно узкой областью – транспортировкой энергии и её носителей. Обсуждение вызвано активностью той «зелёной» фракции экологического движения, представители которой считают источником электроэнергии розетку на кухне. Именно поэтому в Германии отключают АЭС, ТЭС заменяют ВЭГами и солнечными  батареями...
        Увы, но энергию, прежде чем использовать, нужно как-то произвести, где-то хранить и, наконец, доставить потребителю. Всё это сопровождается расходами и потерями, но если КПД генерации энергии, её хранения и использования давно сосчитаны, то вопросы транспорта энергии выпадают из рассмотрения. Из соображений, аналогичных введению КПД, можно ввести понятие «коэффициента полезности транспорта» (КПТ), оценивая количество доставляемой энергии в транспортируемом энергоносителе. Таким КПТ могла бы стать теплота сгорания топлива, например, в МДж, которые можно извлечь из 1 кг носителя.
Носитель
Водород
Метан
Бытовой газ
Дизтопливо
Антрацит
МДж/кг
142,2
50,2
45,1
42,7
31,0
        Таблица довольно убедительно говорит в пользу водородной энергетики и хорошо маскирует потрясающую расточительность существующих транспортных технологий. По хорошему, подобную таблицу нужно было бы исполнить в одинаковых единицах измерения, например, измерить в кг полезную доставку (Мнетто) и отнести её к перевозимым кг «доставки с упаковкой» (Мбрутто). Учитывая, что 1 МДж имеет массу ~ 1,1·10-11 кг, самый энергоёмкий теплоноситель – водород – несёт в 1 кг ~ 1,5 нанограмма энергии! То есть КПТ применительно к водороду не больше полутора «пронано» (0,00000015%). Всё остальное – транспортировка «тары»! Вот истинная цена трубопроводов, газовозов и поездов с нефтепродуктами и углём, обеспечивающих топливом ТЭЦ и ГРЭС!
        Между тем, КПД длинных линий электропередачи лежит в пределах (90 – 98)%. Поэтому любая осмысленная технология транспорта энергии заключается в «освобождении от лишней тары», то есть в передаче её в электрическом виде. «В сухом остатке»: целесообразно минимизировать транспортировку «топлив» (кроме ядерного), извлекая содержащуюся в них энергию и преобразуя её в электрическую как можно ближе к источнику «топлива». В идеале – даже не поднимая топливо из под земли!
        При этом настоятельно необходимо такие преобразования осуществлять кратчайшим путём, то есть избегать излишних преобразований типа «химсвязь – теплота – механика – электроэнергия», заменяя их топливными элементами с прямым преобразованием «химсвязь – электроэнергия». Разумеется, необходимо восстановить (то есть сделать её административно и экономически единой) Единую Энергетическую систему России, единственную в мире систему, которая была способна экономить энергию географически!
Для справки:  Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России несут ТЭС, выработка которых составляет ~57,1% (выработка АЭС ~19,3%, ГЭС ~17,6%). Среди топливно-энергетических ресурсов газ составляет 22,3%, жидкое топливо 17,5%, уголь, кокс и торф 4,5%. В целом электрогенерирующие компании можно разделить на три типа:  госконтроль: «Газпром», «РусГидро», «Интер РАО», «Росатом»; контроль российских собственников: En+ Group, «СУЭК», «Т Плюс», «Квадра»; контроль иностранных собственников: «Юнипро», «Энел Россия», «Фортум».

В оглавление