Алексей Викторович Щусев
Алексей Викторович Щусев – русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств, академик архитектуры. Академик АН СССР. Родился 26 сентября 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. До революции 1917 года архитектор Алексей Щусев рисовал иконостасы и строил церкви, а в советские годы возвёл Мавзолей Ленина и здание НКВД. В 1945 году Алексей Щусев стал директором Музея архитектуры, отразившим историю зодчества в России.
Биография.
        Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишинёве. С детства он любил рисовать и уже тогда знал, что будет архитектором. Он много чертил, копировал из журналов репродукции, срисовывал фотографии, изучал памятники зодчества. За свои рисунки он получал награды и похвальные листы. В 18 лет Щусев поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он учился в мастерской архитекторов Г.И. Котова и Л.Н. Бенуа, а также посещал живописные классы И.Е. Репина и А.И. Куинджи. Жить приходилось впроголодь, денег хватало только на учёбу. Чтобы иметь средства к существованию, Щусев начал подрабатывать. Заказы находил сам либо у знакомых, либо в газетных объявлениях.
        В 1895 году из газеты Щусев узнал о смерти генерала Шубина-Поздеева и сразу подготовил эскиз надгробия – небольшую квадратную часовню под шатром. Без приглашения и рекомендаций он пришёл к вдове с готовым наброском и сумел её убедить отдать заказ именно ему. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры. А о Щусеве заговорили как о талантливом архитекторе. В 1896 году Щусев закончил Академию художеств. За дипломную работу «Барская усадьба» зодчий получил Большую золотую медаль и право поехать за границу за государственный счёт. Зимой 1897 года Щусев в составе Археологической комиссии отправился в Узбекистан. Под руководством профессора Н.И. Веселовского он снимал кальки с многочисленных орнаментов и обмерял древнейшие памятники Самарканда – гробницу Тамерлана Гур-Эмир и соборную мечеть Биби-Ханум. Его настолько впечатлила среднеазиатская архитектура, что восточные мотивы позже появлялись во многих работах зодчего.
        Через полгода после археологической поездки Щусев отправился в новое заграничное путешествие. Он побывал в Тунисе, Австрии, Италии, Англии, Бельгии и Франции. За границей молодой зодчий изучал различные архитектурные стили: готику, возрождение, классицизм. В Париже он учился в частной академии художника Рудольфа Жюлиана, где за полгода в совершенстве овладел мастерством рисования. Всего за границей Щусев провёл около двух лет. В 1899 году архитектор вернулся в Россию. Он оказался в трудном финансовом положении: на кафедру Академии его не брали, в подмастерья к маститым зодчим он идти не хотел, а самостоятельным востребованным архитектором стать без связей было почти невозможно. Помог Щусеву Григорий Иванович Котов – дал первый небольшой заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Увлекшись древнерусским зодчеством и искусством, он поступил на службу в канцелярию Священного Синода и стал его официальным архитектором.
        Через год Щусев получил новый заказ – от графа Олсуфьева: архитектор должен был построить церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве. Щусев решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей – Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей, за которой находилась сама церковь. Заказчику эскиз не понравился, однако архитектору удалось отстоять проект с некоторыми уступками.
        В 1904 году Священный Синод командировал Щусева на Украину, в древний город Овруч. Архитектору предстояло заняться реставрацией церкви Святого Василия XII века, разрушенной почти до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: он собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причём не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало отечественной реставрационной школы.
       «Реставрация этого древнейшего храма представляет совершенно исключительный интерес как по приёмам, впервые в этой области применённым, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их – арки, карнизы и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине». (И.Э. Грабарь, «История русского искусства» )
        В 1909 году на территории Марфо-Мариинской обители милосердия по заказу княгини Елизаветы Романовой Щусев начал возводить Покровский собор – здание в новорусском стиле. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но были выполнены в духе современного искусства. После этого Щусев спроектировал ещё несколько храмов: церкви в Натальевке, Глазовке, Ракитной и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве. В 1910 году Щусеву присвоили звание академика за методику реставрации зданий и наградили орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство. Год спустя Щусев получил крупный государственный заказ: спроектировать «восточные ворота Москвы» – Казанский вокзал. В 1913 году Щусев представил в МПС детальный проект вокзала, в котором соединил мотивы восточного и древнерусского зодчества. В центре композиции была многоступенчатая конструкция, напоминающая башню Сююмбике в ансамбле Казанского кремля. На её шпиле находился мифический змей Зилант – символ древней Казани.
        В октябре 1917 года в России началась революция. Русская аристократия спешно начала покидать страну, но Щусев решил остаться. Новое правительство закрыло Марфо-Мариинскую обитель, приостановило строительство Казанского вокзала, однако к их создателю относились благосклонно. В 1918 году по заданию советского правительства А.В. Щусев в паре с И.В. Жолтовским приступили к проекту реконструкции Москвы – «Новая Москва». Щусев предложил максимально сохранить исторический центр, расширить границы города, построить магистрали, площади и набережные. Но городские власти проект раскритиковали: планировалось сносить многие религиозные памятники. Реконструкцию города поручили более сговорчивым архитекторам.
        Однако в 1922 году Щусева назначили председателем Московского архитектурного общества.  В день смерти Ленина – спустя два года – архитектору приказали за несколько часов спроектировать временный мавзолей для тела вождя на Красной площади. Деревянный мавзолей по проекту Щусева построили за 4 дня. Здание представляло собой куб, увенчанный трёхступенчатой пирамидой. После этого Щусев стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. Позднее именно Щусеву доверили строительство второго деревянного мавзолея и третьего, каменного. Новый план реконструкции Москвы тем временем набирал обороты: рядом с Красной площадью на территории Охотного ряда решили построить первую советскую многоэтажную гостиницу.
        Первоначальный проект в стиле конструктивизма разработали Л.И. Савельев и О.А. Стапран. Однако конструктивизм вскоре уступил место сталинскому ампиру, и идею гостиницы пришлось срочно менять. В помощь двум зодчим назначили Алексея Щусева. Однако сотрудничество маститого академика и молодёжи не сложилось, и Щусев покинул проект. В 1933 году Щусеву, как члену Моссовета, поручили проинспектировать строительство гостиницы: в это время её фасад был готов почти наполовину. Академик заключил: «Названные молодые люди ещё никогда и нигде не строили, проектного опыта не имеют и справиться с таким объектом не имеют возможности». Моссовет предложил Щусеву возглавить стройку. Он согласился с условием, что не будет соавтором Савельева и Стапрана. В 1935 году гостиница «Москва» в стиле неоклассицизм приняла первых гостей.
        После строительства гостиницы Алексей Щусев параллельно вёл десятки проектов в разных городах. Он разработал план Большого Москворецкого моста и застройки набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала, расширил улицу Горького (сейчас – Тверская), сохранив старые дома, создал план академического городка. Он спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиала Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси и Театра оперы и балета в Ташкенте. В 1937 году отношение советских властей к Щусеву изменилось. Сначала на съезде архитекторов академик публично возразил председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. По мнению зодчего, неопытным молодым архитекторам необходимо давать небольшие заказы, а маститым – крупные проекты. Через два месяца в газете «Правда» появилась разгромная статья Савельева и Стапрана. Они обвиняли Щусева в антисоветских настроениях, плагиате, монополии на крупные проекты. По решению парткома Союза архитекторов СССР Щусева исключили из организации, отстранили от работы в мастерской и лишили всех госзаказов. Забвение длилось около года: советской власти нужны были опытные архитекторы, поэтому Щусева восстановили в должности. Реабилитация в отличие от обвинений не освещалась в прессе. Щусев продолжил проектировать и строить, но первым архитектором страны его уже не называли. В 1939 г. он начал работать над перепланировкой здания НКВД, которое завершил почти через 8 лет.
        В послевоенные годы Щусев составлял проекты восстановления и реконструкции разрушенных фашистами городов: Истры, Сталинграда, Новгорода, Кишинева, Минска. Советское правительство не скупилось на награды: три постройки Щусева – каменный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, здание оперы и балета в Ташкенте – были отмечены Сталинскими премиями. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. С 1945 года по инициативе  Щусева Республиканский музей русской архитектуры в городской усадьбе Талызиных был открыт для всех желающих. Музей должен был выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области искусства. Его сотрудники ездили в научные экспедиции по России, исследовали и реставрировали памятники архитектуры, пополняли найденными экспонатами музейную коллекцию. Сам Щусев и его коллеги дарили музею свои проекты, модели, фотографии.
        Одной из последних работ Щусева стала станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена. Оформление станции, посвящённой победе над немецкими захватчиками, Щусев выполнил в русском стиле. Алексей Щусев умер в 1949 году. Похоронили архитектора на Новодевичьем кладбище. За строительство станции метро «Комсомольская» его посмертно наградили четвёртой по счёту Сталинской премией.

Лучший памятник для любого архитектора его реализованные проекты:

В оглавление