Трансиранский комплекс
От Каспийского моря до Персидского залива
        Иран пытается «реанимировать» старый проект судоходного канала, который соединит Каспийское море с Персидским заливом. Этот проект интересен и России, поскольку новый путь к Индийскому океану окажется вдвое короче, чем маршрут через турецкие проливы и Суэцкий канал и станет альтернативой пути через Босфор – Дарданеллы – Суэцкий канал и Красное море. Проект судоходного канала Каспий – Персидский залив был разработан русскими инженерами ещё в 1889 – 1892 гг.
        Запад никогда не радовался возможному появлению такого канала и до сих пор ему не рад. В 1997 году антииранские санкции США не случайно распространились и на указанный проект. После снятия санкций Иран сможет в полной мере вернуться к старому проекту. Тема канала очень интересна не только для России и Ирана, но и для других стран региона: Индии, Китая, Пакистана... Судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по Ирану, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов.
Суть проекта
        Во многих публикациях протяжённость канала определяется в 700 км, хотя это – примерная длина прямой линии от Каспийского моря до Персидского залива. На самом деле в Иране рассматривали два проекта канала и, соответственно, два маршрута: западный и восточный. Западный, длиной около 1000 км, предполагалось проложить по рекам северо-запада (река Кызылузен, впадающая в Каспийское море, далее к югу по частично судоходному устью Керхе) и юго-запада страны (наиболее полноводная судоходная река Карун, пограничная с Ираком река Шатт-эль-Араб). По руслам частично судоходных рек предполагали пройти около 400 км. Главное препятствие – горные системы Загрос и Эльбурс высотой около 900 м. Потребуется около 90 шлюзов, которые должны поднять воду из Персидского залива и опустить её на уровень Каспия. Это серьёзная техническая проблема…
        Варианты восточного маршрута канала (их несколько) более протяжённые (1100 – 1500 км), но пролегают преимущественно по низменным территориям. Количество шлюзов в зависимости от трассы от 7 до 15.
        Трансиранский канал должен упростить и удешевить маршруты движения мегабольшегрузов в обход Суэцкого канала. Для России это будет альтернативной возможностью выхода к южным морям. Выход в Мировой океан автоматически получат и другие прикаспийские страны. Новый канал мог бы обеспечить и России, и Ирану транзитные доходы (соответственно 1,2 – 1,4 млрд. долл. и 1,4 – 1,7 млрд. долл.) уже с 3 – 4 года эксплуатации. Озвученные иранскими представителями затраты на строительство канала ($7 – 10 млрд) соответствуют минимуму расходов по западному, неконкурентноспособному варианту с глубиной фарватера 4 – 5 м.
        В самом Иране рентабельность подобных планов пока не очевидна. Неопределённость иранской позиции даёт основания для всяких спекуляций. Следует также учесть, что нагло-саксы в разрушении монополии Суэца нисколько не заинтересованы. Поэтому, помимо экономики, в ход идёт и экология. Эксперты говорят: «… Каспий ниже уровня моря, и его обязательно засорят не свойственными ему видами водорослей или даже рыб. Тогда осетрам и белугам придёт конец, а значит и традиционная русская чёрная икра перестанет нас радовать даже по большим праздникам. Так что надо всё взвесить, прежде чем строить этот канал. И конечно Ирану надо заручиться согласием всех стран Каспийского бассейна перед строительством такого канала...».
        В 2012 году политолог Ильгар Велизаде отмечал, что именно в Тегеране в ноябре 2003 года была подписана Рамочная конвенции по защите морской среды Каспийского моря («Тегеранская конвенция»). «Не думаю, что Тегеран отступит от своей практики тщательного взвешивания всех плюсов и минусов и примет безответственное решение», – считает эксперт.
        Заметим однако, что во всех этих оценках речь идёт о канале только как о транспортной артерии. Для западного варианта это справедливо. Несколько иначе обстоит дело с восточным вариантом. Здесь не только возможен, но и необходим комплексный подход. Иранский эколог, профессор Исмаил Кахром безусловно прав, говоря о безнадёжности орошения засушливых районов каспийскими водами. По его словам, литр воды Каспийского моря содержит 13 г. соли (океанской – 3,5 г.). Использование такой воды для сельского хозяйства невозможно, а опреснять её невыгодно.
        Это бесспорно, если речь идёт об орошении, тем более, что и Деште-Кевир (Соляная степь), и Деште-Лут (кстати, самая жаркая пустыня в мире) и без того солончаки, со всех сторон закрытые горами от влажных ветров. Зато обе эти пустыни пригодны для добычи соли в промышленных масштабах. Достаточно питать водой из канала созданные вдоль него на месте солончаков водоёмы, вода из которых будет интенсивно испаряться, заодно повышая влажность воздуха и снижая его температуру. Добыча соли в непосредственной близости от транспортной артерии с расходами только на погрузку может сделать Иран мировым её источником. Доходы от этой деятельности вполне могут быть соизмеримы с доходами от использования канала как транспортной артерии.
        Теперь несколько слов о высотах, о которых так любят говорить эксперты. Да, уровень вод Каспийского моря на 28 м ниже уровня океана. Но перепад высот на самом деле плюс, ведь это означает, что канал с созданными вдоль него озёрами представляет собой водохранилище зеркалом около трети зеркала Каспия с неплохим перепадом уровней. Эта особенность канала при разумном её использовании, то есть при работе всех шлюзов в едином энергетическом комплексе с использованием технологий ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций), может сделать канал энергетически самодостаточным.
        Так, например, существует патент RU 2550726 «Система генерирования электроэнергии в судоходном шлюзе», владеет которым ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» (автор патента Цгоев Руслан Сергеевич) и который относится к области генерирования электроэнергии во время смены уровней воды в судоходных шлюзах. Суть патента можно понять по приводимому в описании патента рисунку:
        Процесс пропуска судов через шлюз и генерирования электроэнергии в шлюзе достаточно подробно объяснены в самом патенте. Существуют и другие патенты, применение которых также обеспечит высокий коэффициент рекуперации энергии, а 28-метровый перепад уровней полностью компенсирует расходы энергии в шлюзах.
        И, наконец, канал не сможет нарушить солевой баланс Каспия – 1500 км по солончакам доведут океанскую концентрацию соли до каспийской, а значит океанские обитатели в ней вряд ли выживут, да и солевой баланс Каспия не изменится в отличие от манипулирования речными стоками.

В оглавление