Трансиранский
комплекс
От Каспийского моря до
Персидского залива
Иран пытается «реанимировать» старый проект судоходного канала, который
соединит Каспийское море с Персидским заливом. Этот проект интересен и
России, поскольку новый путь к Индийскому океану окажется вдвое короче,
чем маршрут через турецкие проливы и Суэцкий канал и станет альтернативой
пути через Босфор – Дарданеллы – Суэцкий канал и Красное море. Проект судоходного
канала Каспий – Персидский залив был разработан русскими инженерами ещё
в 1889 – 1892 гг.
Запад никогда не радовался возможному появлению такого канала и до сих
пор ему не рад. В 1997 году антииранские санкции США не случайно распространились
и на указанный проект. После снятия санкций Иран сможет в полной мере вернуться
к старому проекту. Тема канала очень интересна не только для России и Ирана,
но и для других стран региона: Индии, Китая, Пакистана... Судоходный канал
Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по Ирану, способен обеспечить
кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского,
Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов.
Суть проекта
Во многих публикациях протяжённость канала определяется в 700 км, хотя
это – примерная длина прямой линии от Каспийского моря до Персидского залива.
На самом деле в Иране рассматривали два проекта канала и, соответственно,
два маршрута: западный и восточный. Западный, длиной около 1000 км, предполагалось
проложить по рекам северо-запада (река Кызылузен, впадающая в Каспийское
море, далее к югу по частично судоходному устью Керхе) и юго-запада страны
(наиболее полноводная судоходная река Карун, пограничная с Ираком река
Шатт-эль-Араб). По руслам частично судоходных рек предполагали пройти около
400 км. Главное препятствие – горные системы Загрос и Эльбурс высотой около
900 м. Потребуется около 90 шлюзов, которые должны поднять воду из Персидского
залива и опустить её на уровень Каспия. Это серьёзная техническая проблема…
Варианты восточного маршрута канала (их несколько) более протяжённые (1100
– 1500 км), но пролегают преимущественно по низменным территориям. Количество
шлюзов в зависимости от трассы от 7 до 15.
Трансиранский канал должен упростить и удешевить маршруты движения мегабольшегрузов
в обход Суэцкого канала. Для России это будет альтернативной возможностью
выхода к южным морям. Выход в Мировой океан автоматически получат и другие
прикаспийские страны. Новый канал мог бы обеспечить и России, и Ирану транзитные
доходы (соответственно 1,2 – 1,4 млрд. долл. и 1,4 – 1,7 млрд. долл.) уже
с 3 – 4 года эксплуатации. Озвученные иранскими представителями затраты
на строительство канала ($7 – 10 млрд) соответствуют минимуму расходов
по западному, неконкурентноспособному варианту с глубиной фарватера 4 –
5 м.
В самом Иране рентабельность подобных планов пока не очевидна. Неопределённость
иранской позиции даёт основания для всяких спекуляций. Следует также учесть,
что нагло-саксы в разрушении монополии Суэца нисколько не заинтересованы.
Поэтому, помимо экономики, в ход идёт и экология. Эксперты говорят: «…
Каспий ниже уровня моря, и его обязательно засорят не свойственными ему
видами водорослей или даже рыб. Тогда осетрам и белугам придёт конец, а
значит и традиционная русская чёрная икра перестанет нас радовать даже
по большим праздникам. Так что надо всё взвесить, прежде чем строить этот
канал. И конечно Ирану надо заручиться согласием всех стран Каспийского
бассейна перед строительством такого канала...».
В 2012 году политолог Ильгар Велизаде отмечал, что именно в Тегеране в
ноябре 2003 года была подписана Рамочная конвенции по защите морской среды
Каспийского моря («Тегеранская конвенция»). «Не думаю, что Тегеран отступит
от своей практики тщательного взвешивания всех плюсов и минусов и примет
безответственное решение», – считает эксперт.
Заметим однако, что во всех этих оценках речь идёт о канале только как
о транспортной артерии. Для западного варианта это справедливо. Несколько
иначе обстоит дело с восточным вариантом. Здесь не только возможен, но
и необходим комплексный подход. Иранский эколог, профессор Исмаил Кахром
безусловно прав, говоря о безнадёжности орошения засушливых районов каспийскими
водами. По его словам, литр воды Каспийского моря содержит 13 г. соли (океанской
– 3,5 г.). Использование такой воды для сельского хозяйства невозможно,
а опреснять её невыгодно.
Это бесспорно, если речь идёт об орошении, тем более, что и Деште-Кевир
(Соляная степь), и Деште-Лут (кстати, самая жаркая пустыня в мире) и без
того солончаки, со всех сторон закрытые горами от влажных ветров. Зато
обе эти пустыни пригодны для добычи соли в промышленных масштабах. Достаточно
питать водой из канала созданные вдоль него на месте солончаков водоёмы,
вода из которых будет интенсивно испаряться, заодно повышая влажность воздуха
и снижая его температуру. Добыча соли в непосредственной близости от транспортной
артерии с расходами только на погрузку может сделать Иран мировым её источником.
Доходы от этой деятельности вполне могут быть соизмеримы с доходами от
использования канала как транспортной артерии.
Теперь несколько слов о высотах, о которых так любят говорить эксперты.
Да, уровень вод Каспийского моря на 28 м ниже уровня океана. Но перепад
высот на самом деле плюс, ведь это означает, что канал с созданными вдоль
него озёрами представляет собой водохранилище зеркалом около трети зеркала
Каспия с неплохим перепадом уровней. Эта особенность канала при разумном
её использовании, то есть при работе всех шлюзов в едином энергетическом
комплексе с использованием технологий ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций),
может сделать канал энергетически самодостаточным.
Так, например, существует патент RU 2550726 «Система генерирования электроэнергии
в судоходном шлюзе», владеет которым ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ» (автор патента
Цгоев Руслан Сергеевич) и который относится к области генерирования электроэнергии
во время смены уровней воды в судоходных шлюзах. Суть патента можно понять
по приводимому в описании патента рисунку:
Процесс пропуска судов через шлюз и генерирования электроэнергии в шлюзе
достаточно подробно объяснены в самом патенте. Существуют и другие патенты,
применение которых также обеспечит высокий коэффициент рекуперации энергии,
а 28-метровый перепад уровней полностью компенсирует расходы энергии в
шлюзах.
И, наконец, канал не сможет нарушить солевой баланс Каспия – 1500 км по
солончакам доведут океанскую концентрацию соли до каспийской, а значит
океанские обитатели в ней вряд ли выживут, да и солевой баланс Каспия не
изменится в отличие от манипулирования речными стоками.
В
оглавление