Деурбанизация России
 «Российское могущество прирастать будет
Сибирью и Северным океаном ...»
М.В. Ломоносов
        Массовый переток населения России в крупные города продолжается уже больше века, однако с недавних пор наметился если не перелом, то сдвиг в ставшей обыденностью реальности. Значительная часть жителей Москвы, Петербурга и других центров отказывается от города в пользу более уединённых и спокойных, но при этом не менее удобных населённых пунктов. Ускорение процессу придала пандемия, которая позволила пересмотреть отношение к удалённой работе: многим стало не нужно тратить время на поездку в офис. Это ещё не тенденция, но процесс довольно устойчив: скоро мы увидим кардинальный перелом – всё больше граждан смогут реализовать себя не только в мегаполисах, но и в малых населённых пунктах.
История вопроса
        Большинство жителей провинции в России начали переезжать в крупные города после революции 1917 года. За последние 100 лет численность городского населения России увеличилась более, чем в 4 раза (было 17,5% стало 75%). Первая крупная волна пополнения мегаполисов была связана с процессом индустриализации и пришлась на конец 1920-х годов, к 1937 году количество городских жителей увеличилось в два раза, до 34,3 миллиона человек, прирост достиг 18 миллионов. Процесс не замедлился и во время войны – страна основывала новые города, куда эвакуировали жителей и важные промышленные объекты. Переселение продолжилось и в последующие десятилетия. К концу 1950-х годов половина населения страны жила в городах, которые оказались фактически заполнены приезжими из сел и деревень. Однако к 1990-м годам темпы урбанизации упали – сократился прирост населения, промпредприятий строилось меньше, а потенциал села в виде жителей, мечтающих о переезде, был исчерпан.
        В нулевые Россию вновь охватило массовое стремление к переездам: жившие в провинции отправлялись в мегаполисы за интересной жизнью и карьерой. До 2018 года в Москву на фоне стремительного экономического развития ежегодно приезжали от 100 до 200 тысяч человек. Мегаполис считался городом возможностей с более высокими зарплатами и уровнем жизни. В столицу отправлялись, чтобы учиться, подрабатывать, строить карьеру или открывать бизнес. Но к концу 2010-х годов сознание россиян изменилось: те, кто когда-то приехал в Москву строить карьеру, начали уезжать домой.
Современность
        Да, рост мегаполисов замедлился. Но это ещё не деурбанизация, так как переселенцы обосновываются не в деревне. Горожане переезжают из крупного индустриального города в другой город, которой более-менее соответствует их стилю жизни и образу занятий, но остаются горожанами. Они охотно возвращаются в маленькие города, понимая, что жизнь не вертится исключительно вокруг мегаполисов. Только в 2018 году таких возвращенцев оказалось около 50 тысяч. Процесс продолжается и нарастает. Идёт перераспределение населения, его отток из мегаполисов. Люди из Москвы уезжают, например, на юг – в Краснодар или Сочи. В лучшем случае это «демегаполизация». Начавшийся естественный переток людей из мегаполисов в ближайшие годы получит своё продолжение. Россияне покидают крупные города в поисках комфортной и экологичной среды. Москвичи массово интересуются переездом в Московскую область – показатель вырос на 37 % по сравнению со значением аналогичного периода в 2019 году. Спрос на подмосковные участки к февралю 2020 года вырос на 13 %, а к марту – на 27 %.
        Процесс ускорил коронавирус. Во время его пандемии занятые в московских компаниях сотрудники получили возможность работать в удалённом формате в любой точке страны при наличии интернета. Интерес к отдалённым от Москвы локациям весной 2020 года заметили и аналитики проекта «Мой гектар». Раньше покупатели просили риелторов искать участки как можно ближе к столице, однако распространение коронавируса изменило их предпочтения. Рост возможностей для мобильности упрощает путешествия внутри страны – россиянам становится легче собрать чемоданы и уехать с насиженного места. Сложности переезда постепенно отходят на второй план, уступая перспективам лучшей жизни. Города и небольшие населённые пункты начинают конкурировать за людей, предлагая качественную инфраструктуру, современные услуги, хорошую экологию и приятный климат.
        В первую очередь ожидать притока населения следует на юге страны: тёплый климат и развитая инфраструктура привлекают новых жителей. В будущем следует ожидать увеличения количества перемещений по алгоритму: «закончить школу в провинции, получить образование и приобрести профессиональный опыт в соседнем крупном городе, а после выбрать комфортную для жизни локацию где-нибудь на побережье». Действительно, в последнее время россияне массово устремились к теплу – в Сочи и Краснодар, что будут делать и дальше. Юг страны становится желанным регионом для жизни: во многом из-за этого к маю 2021 года спрос на жильё в Сочи и Краснодаре вырос больше чем в два раза в сравнении с аналогичным периодом 2020-го. Рост продолжается...
Перспективы
        Стремительное развитие транспортных сетей, которому российские власти в последние годы уделяют особое внимание, только увеличит мобильность граждан и сделает поездки по стране комфортнее. Ожидается, что существующие магистрали приведут в порядок: к 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируют отремонтировать и построить 1,8 тысячи километров автодорог федерального значения. К 2030 году более чем в ста агломерациях доля качественных дорог возрастёт до 60 %. Благодаря скоростным дорогам через 20 – 25 лет добраться до отдалённых локаций будет так же просто, как сегодня проехать на метро из одного конца Москвы в другой. Ещё один фактор, толкающий людей к переезду, – запрос на экологичность. Россияне переезжают из мегаполисов в населённые пункты с чистым воздухом и большим числом зелёных зон.
        Власти прекрасно ощущают этот запрос. По всей стране активно развиваются проекты поддержки экологии – как общие, так и направленные на конкретные природные объекты. Планируется запустить национальные проекты, направленные на ликвидацию свалок, утилизацию отходов, оздоровление Волги, сохранение заповедников и лесов. В начале 2021 г. в стране запустили федеральный проект «Сохранение озера Байкал», который за три года должен поддержать и восстановить его многообразие, развивая находящиеся вблизи субъекты. Предполагаются финансовая ответственность за негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимые условия
        Но не стоит думать, что динамика городских потоков приведёт к опустению мегаполисов. Урбанисты уверены, что скоро города принципиально изменятся, станут дружелюбнее по отношению к собственным жителям, а качество жизни будет только расти. Города станут меняться под людей, усилятся самореализация, общение между людьми и качественные сервисы в «шаговой» доступности. В будущем мегаполисы по-прежнему будут крупнейшей площадкой для реализации человеческого потенциала с обширными возможностями для комфортной жизни. Просто мегаполисы начнут «диссипировать» в окружающие их пространства, снижая плотность населения и, соответственно, этажность застройки. Процесс неизбежен, бороться с ним бессмысленно, но неверное поведение городских властей может привести к «эффекту Детройта» – этот город стал памятником самому себе!
        Между тем крупные стройфирмы всё так же демонстрируют гигантоманию. Ещё бы: так меньше пятно под застройку, да и в целом такое здание дешевле в строительстве, чем равные по площади малоэтажки. Другое дело, что растут эксплуатационные расходы, но строителей они не касаются! Казалось бы очевидным: сажая многоэтажку на уже существующие сети водоснабжения и отопления, необходимо повышать в них давление – с Торричелли не поспоришь. Отсюда массовые аварии и, в конечном итоге, смена сетей – трубы не держат давление! Но так и будет при нынешней системе тендеров: торгуется цена стройки, а не цена эксплуатации! Тем более, что участники тендеров, как правило, никаких обоснований не представляют: предполагается, что никто себе в убыток работать не будет. Так оно и получается, но за счёт эксплуатационных расходов, благо это никого не интересует!
        Деурбанизация особенно важна для России, в которой средняя плотность населения и без того невелика (на 01.01.2022 г. средняя плотность населения в России составила 8,49 чел/км2), а в Зоне Крайнего Севера (ЗКС) общей площадью 11,9 млн. км2, составляющей 70% территории России, живёт всего 12,2 млн. человек. Иначе говоря, в ЗКС средняя плотность населения чуть больше одного человека на кв. км. С такой демографией гордиться тем, что Москва самый крупный мегаполис Европы, нет оснований.
        К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены полностью или частично территории 27 субъектов РФ – 6 республик, 3 краёв, 10 областей и 8 автономных округов. Резюмируя изложенное и учитывая государственную значимость для России расселения россиян по территории страны, в том числе и из соображений противодействия агрессии, можно наметить осмысленную реакцию на ожидаемую социальную тенденцию:
        1. Ввести ограничения на этажность зданий. Основания – сложность работ в чрезвычайных ситуациях.
        2. Тендерные торги вести по стоимости эксплуатации, рассчитанной сторонней организацией.
        3. Расширить систему льгот для жителей ЗКС в отношении транспортной доступности.
        4. Строительство коммуникаций вести по принципу «доставка за счёт поставщика».
        5. Создать систему дешёвых (в ЗКС безпроцентных) госкредитов для ИЖС.
       Разумеется, система дешёвых госкредитов для индивидуального жилого строительства может оказаться полезной, так же, как и система льгот для жителей ЗКС в отношении транспортной доступности. Однако, ни Столыпину с Витте, ни Ленину со Смидовичем и Лариным, ни даже Хрущёву с его кукурузой в Заполярье не удалось существенно населить Сибирь, кроме узкой полосы по её южной границе. Конечно, погода в Сибири своеобразна, но ведь население Якутска в 2022 году составило 341 221 человек. Причём собственно якуты составляли меньше половины (якуты – 47%, русские – 38%, другие – 15%). Значит, дело не только в погоде!
        Дело ещё и в психологии. Одно дело Центр, другое дело – «места не столь отдалённые», и совсем уж третье дело «места отдалённые», как Колыма и Магадан. До тех пор, пока существует понятие «Дальний Восток», а «места не столь отдалённые» расположены к западу от Урала, никакие «таёжные гектары» статус Сибири не изменят. Между тем, статус – дело наживное! В истории России (и не только России) существенные изменения структуры власти сопровождались переносом столицы: из Ладоги в Киев, из Киева в Москву, из Москвы в Санкт-Петербург, затем опять в Москву...
        Поскольку ожидается и даже постепенно идёт очередная смена властных структур, следовало бы подумать о переносе из Москвы ряда столичных функций. По опыту Казахстана, это может быть полезно. Здесь тоже можно и даже нужно соблюсти принцип децентрализации: не переносить всё целиком, а рассредоточить властные структуры в пространстве. Благо, этот процесс уже начат переносом судебных структур в Санкт-Петербург. Можно, например, перенести Парламент в Самару, Правительство – в Красноярск, оставив в Москве Президентские структуры: Администрацию Президента, МИД, МО и Росгвардию. Такое рассредоточение может снизить коррупционный потенциал. Во всяком случае, многолетний опыт США, где столица отнюдь не мегаполис, показывает, что для «выживания» коррупции пришлось придумать механизм лобби, а лобби всё-таки легче контролировать, хотя бы в смысле налогов!
        Но дело не только в коррупции. Красноярск – крупный город, близкий к географическому центру России. Правительство в этом городе будет равноудалено от Москвы и Магадана. В этом случае есть надежда, что Дальний Восток станет просто Востоком, а «местами, не столь отдалёнными» в равной мере будут Саратов и Хабаровск. Другие столичные функции – представительские, законодательные, судебные – психологически намного менее значимы. Перенос Парламента в Самару полезен в ином смысле. Существующие средства коммуникаций позволят в режиме видеоконференции взаимодействовать с другими органами власти, но сделает депутатов более эмоционально независимыми, упростив квартирный вопрос депутатского корпуса. Наконец, депутаты смогут подать личный пример деурбанизации.

В оглавление