Иван Григорьевич
Бубнов
Дата рождения:
6 (18) января 1872
Место рождения:
Нижний Новгород,
Дата смерти: 13
марта 1919 (47 лет)
Научная сфера:
математика, строительная механика, инженерное дело
Биография:
Родился 6 (18) января 1872 года в Нижнем Новгороде в купеческой семье.
В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище и поступил
в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, которое окончил
в 1891 году с занесением его имени на мраморную доску. В 1891 – 1893 годах
служил младшим судостроителем на Новом Адмиралтействе, участвовал в постройке
эскадренного броненосца «Полтава».
В
1894 году поступил в Николаевскую морскую академию и вновь его имя было
занесено на мраморную доску при окончании им в 1896 году кораблестроительного
отдела академии. В период обучения в академии (1894 – 1896) разработал
конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный 1-й премии
(1895), и первый отечественный прибор для измерения деформаций, провел
модельные эксперименты по успокоению качки, на броненосном крейсере «Россия»
исследовал динамику спуска корабля на воду. По предложению А. Н. Крылова
он был оставлен в академии штатным преподавателем. Одновременно слушал
лекции по математике, аналитической механике и теории вероятностей в Петербургском
университете.
В 1900 году Бубнову было поручено проектирование крейсера-яхты «Алмаз»,
успешное испытание которого состоялось в 1903 году. Этот корабль принял
участие в Цусимском сражении и единственный смог прорваться во Владивосток.
В 1900 году Бубнов возглавил Комиссию по разработке проекта первой российской
подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания – «Дельфин» (в состав
комиссии входили также И. С. Горюнов, М. И. Беклемишев). К весне 1901 года
проект был готов и Бубнов был назначен её строителем, руководил испытаниями
и сдачей. В 1903 году лодка прошла испытания на Неве. Ниже представлена
её музейная модель
С 1903 года по 1908 год И. Г. Бубнов – начальник кораблестроительной чертёжной
Морского технического комитета (МТК), где были разработаны проекты подводных
лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»). По
его проектам было построено 32 субмарины. В 1907 г. зачислен в списки офицеров
подводного плавания. Как писал И. Г. Бубнов в 1917 году с конца 1909 года
он решил уйти с Балтийского завода: «…только уговоры начальника завода
и просьбы моих сотрудников, доказывавших, что мой уход может разрушить
с таким трудом созданное дело, заставили меня временно остаться. Но всё
же с этого времени (с конца 1909 г.) я перестал быть строителем лодок и
стал лишь консультантом Балтийского завода».
С
1904 года он стал преподавателем в Петербургском политехническом институте,
а с 1909 года – профессором. С 1910 года Бубнов – преподаватель в Морской
академии; одновременно преподавал в Морском корпусе. С 1912 года – генерал-майор
корпуса корабельных инженеров. В 1910 – 1912 гг. и 1914 – 1916 гг. – консультант
Балтийского завода и с 1912 – 1917 гг. судостроительного общества «Ноблесснер»
в Ревеле. В составе ЦСЭ, возглавлявшегося К. П. Боклевским, руководил на
Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда, разрабатывал
программу для речного флота. К 1917 году И. Г. Бубнов закончил проект нового
института, по проекту размещаемого на территории Марсова поля.
Впервые
создал методы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна («Напряжения
в обшивке судов от давления воды», 1902). Математически объяснил вопросы
местной и общей прочности судов в последующих работах. Его теоретические
работы использовались при проектировании линейных кораблей и подводных
лодок в 1908 – 1910 годах, частично используются и поныне.
Бубнов руководил разработкой на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге
проекта линкоров типа «Севастополь» – первых дредноутов России (заложены
в июне 1909, спущены на воду в июне – сентябре 1911, введены в строй в
ноябре – декабре 1914 года), участвовавшие в первой и второй мировой войне,
обороне Ленинграда. Остальные линкоры, построенные в России, также проектировались
и строились на основе этого типа. В 1914 году под руководством Бубнова
в ГУК (Главном Управлении Кораблестроения) был разработан проект более
мощного дредноута с исключительными для своего времени боевыми качествами
(реализован этот проект не был).
И.Г. Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности
корабля и разработки их решения, формулировании строительной механики корабля
как самостоятельной научной дисциплины. Автор фундаментальных работ «О
погашении боковой качки судна водным балластом» (1896), «О непотопляемости
судов» (1901), «Основы статистики судостроения» (1901), «Напряжения в обшивке
судов от давления воды» (1902), «Строительная механика и теория упругости»
(1906), «Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна»
(1916) и др.
Умер в 1919 году от тифа. Похоронен И. Г. Бубнов на Смоленском кладбище
в Санкт-Петербурге.
Награды:
Награждён орденами Святого Владимира 3-й и 4-й степени, Святой Анны 2-й
степени.
Память:
Его именем названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985). В центре Нижнего
Новгорода на бывшем здании реального училища, которое он закончил в 1887
году, установлена мемориальная доска.
В 2001
году на доме по адресу улица Марата, 90 установлена мемориальная доска
(авторы И. Д. Спасский, В. П. Семёнов, художник В. П. Алексеев) с текстом:
«Бубнов Иван Григорьевич главный конструктор ПЛ ВМФ России, основал в 1901
г. конструкторское бюро (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), заслуженный профессор, генерал-майор
корпуса корабельных инженеров».
В
оглавление