ПРОгиперзвук
        В последнее время ряд стран (Россия, Индия, Китай, КНДР и др.) проводят испытания средств вооружения, способных развивать гиперзвуковые скорости (ГЗЛА). Естественно, возникает вопрос о способах защиты от них. Не будем обсуждать конкретные изделия и их технические данные, – там слишком много политики, дезинформации, наконец, просто хвастовства. Рассмотрим практические вопросы противогиперзвуковой обороны. Разумеется, прежде всего в голову приходят лазерные установки: они обладают самой быстрой реакцией – радар обнаружил, спаренный с ним лазер нанёс удар – никаких расчётов траектории, упреждений и т.п.
        Но, ...плотные слои атмосферы сильно поглощают луч, плазменная «рубашка» боевого гиперзвукового изделия тоже неплохая защита, а его термоизоляция не очень-то склонна испаряться. Всё это потребует большой мощности и длительности воздействия. Инерциальные головки баллистических ракет, реальные траектории которых неизменны и могут быть рассчитаны, ещё можно «сжечь», но такие изделия уже снимают с вооружения. Новые же ГЗЛА, летящие по случайной траектории и обладающие ИИ, могут уклониться от луча, отделавшись лёгкими повреждениями и сохраняя способность утопить авианосец.
        Теперь рассмотрим противоракеты. Стоит задача существенно повредить или разрушить ГЗЛА. Понятно, что гнаться за ним противоракетой себе дороже: для этого противоракета должна лететь со скоростью, превышающей скорость объекта, быть управляемой (извне или своим ИИ), следовательно, быть достаточно сложной и дорогой. Но ведь каждое средство нападения несёт по несколько боевых и много ложных, тоже гиперзвуковых головок, перехват может оказаться дороже защищаемой цели.
        Не проще и перехват на встречно-пересекающихся курсах, хотя в этом случае противоракета может быть даже дозвуковой при соответствующем быстродействии системы управления. Однако коррекция полёта противоракеты потребует высокоскоростных поворотов с большими поперечными перегрузками, следовательно, очень прочным корпусом. Более разумно осуществлять перехват стаей низкоскоростных (и достаточно дешёвых) противоракет, летящих в предвычисленную точку. Однако, заблаговременная стрельба при этом бесполезна (боеголовка успеет уклониться), а повторный залп исключён. К тому же остаётся проблема боеголовок, прикрытых ложными целями.
Решением может быть одновременный подрыв стаи снаряжённых картечью простейших и дешёвых противоракет, создающий «картечное» облако на пути полёта и головок, и ложных целей. 
         Дело в том, что ещё в позапрошлом веке обнаружили, что свинцовая пуля, летящая со скоростью 4 км/с, при ударе о стальную плиту взрывается за счёт своей кинетической энергии, переходящей при ударе в тепло. Подобный эффект для свинца возможен уже при скорости соударения больше 1,4 км/с. Это значит, что при гиперзвуковых скоростях соударения свинцовые шарики за счёт испарения свинца превратятся в своего рода разрывные пули. Свинец широко применяют для охотничьих боеприпасов, тем более он пригоден для ПРО. Конечно, облако должно быть плотным, обеспечивающим высокую вероятность поражения целей.
        Решение простое и сравнительно дешёвое, но свинцовое «картечное» облако «засорит» свинцом большую территорию. Во время войны это несущественно по сравнению с ядерным взрывом, но проводить учения со стрельбой свинцовой картечью экологически накладно. Для учёбы можно применять и менее вредные вещества (а в Арктике зимой использовать «ледяную картечь»). Ниже приведена краткая таблица удельных теплот испарения (L) нескольких широко применяемых в промышленности металлов:
Металл Al Ni Fe Mg Cu Sn Zn Pb  ...  Н2О
кДж/г 9,22 7,21 6,30 5,45 5,41 3,02 1,76 0,86  ... 2,26
        Исходя из простого условия – 2L = V2 – очевидно, что при скоростях выше 3,55 км/с можно использовать более экологичную стальную картечь. А на скоростях свыше 4,3 км/с можно использовать даже алюминий. 
В оглавление