М.А. Железняк
Пути развития
социума
На невидимой руке рынка
хорошо
различимы воровские наколки
www.anekdot.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из интервью, отрывок из
которого опубликован на сайте РПЦ, высказал своё мнение о доминирующих
сейчас экономических учениях – капитализме и коммунизме. По его мнению
«Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный
социальный эгоизм – противны христианскому мировоззрению». Патриарх отметил,
что построение «коммунистического рая» стоило жизни сотням тысяч беззаконно
казнённых. Поощрения же потребительства в угоду капитализму оборачивается
деградацией общества и кризисом, от которого страдают миллионы людей.
Патриарх уверен, что капитализм неизбежно потерпит крах, поскольку не пропагандирует
семью как базовую ценность. «Для капитализма есть «маленькая» проблема:
эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности. Количество
потребителей неуклонно снижается, ведь даже при самом высоком качестве
жизни – человек смертен. Таким образом, капитализму, который не умеет «производить
людей», поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей
извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения. Хотя бы
опять собирать с них выручку. Эта нисходящая спираль, которая неизбежно
закончится крахом». А по мнению президента России даже в богатых странах
неравномерное распределение материальных благ усугубляет неравенство: «Все
говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа
общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя.
В её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий».
Однако и коммунизм, который с лёгкой руки Маркса и Ленина мыслился в качестве
смены капитализма, себя не оправдывает даже там, где господствует его идеология.
И причина здесь всё та же – приоритет материального потребления. Ведь основной
закон коммунизма, как его формулируют марксисты: «От каждого по возможности,
каждому по потребности». Или по Хрущёву: «Максимальное удовлетворение постоянно
растущих материальных потребностей трудящихся». С этим тезисом не способны
справиться никакие производительные силы. В СССР справились с индустриализацией,
победили фашизм и вызванную Великой отечественной войной разруху, но на
попытке реализовать лозунг Хрущёва страна рухнула. «Мещанин» способен съесть
любое изобилие, ибо матресурсы конечны, а матпотребности – нет!
Великий фантаст Иван Ефремов в «Туманности Андромеды» описал будущее человеческое
общество так, как он его себе представлял. Что очень важно, все его герои
совершенно не озабочены материальным благополучием, – общество оптимально
обеспечивает их жизненные потребности – не прихоти и причуды, а именно
жизненные потребности, а они оптимально делают то, что могут. И никаких
«постоянно растущих» матпотребностей. В этом социум Ефремова отличается
от социума Маркса, Ленина, Хрущёва. Зато его, вероятно, одобрит патриарх.
Ведь все герои Ефремова заняты теми делами, которые они любят и умеют делать
и которые нужны социуму. А вот частное владение чем-то общеполезным им
даже в голову не приходит.
Это и немудрено. Отрицательное отношение к частной собственности просматривается
во все времена и во всех религиях. Поклонение «золотому тельцу» всегда
осуждалось, но, увы, всегда существовало. А теперь русский вопрос: «Что
делать?» Снова «до основания, а затем?..» Россия на своих боках испытала
все прелести революций. Хватит. Нужна эволюция. И сейчас для этой эволюции
создаются необходимые условия (в том числе, и появление криптовалют с анонимностью
их владельцев). Растёт число самозанятых, то есть именно тех, кто занят
любимым делом и за счёт этого дела существует! Теперь нужны следующие шаги,
дезавуирующие капитал медленно и постепенно. И начинать нужно с «демократизации»
частной собственности.
Частная
собственность на предприятия при капиталистическом общественном строе общепринята
в виде трёх основных форм: индивидуальное предприятие, кооператив, акционерное
общество. На рисунке показано главное отличие этих форм друг от друга –
двумя первыми управляют люди, а третьей – капитал! Ведь в АО голосуют
акции, а не акционеры. Этот порядок порождает контрольные и блокирующие
пакеты акций, дающие тоталитарную власть их обладателям. Поэтому, прежде
всего, необходимы правовые изменения в уставах АО. Ведь столь излюбленная
ныне общественная форма – демократия – нарушается в них самым радикальным
образом. АО в нынешней правовой ипостаси – питомники олигархов, в них право
голоса имеет капитал – пакет акций!.
В уставы АО под модным флагом «демократизации» нужно внести совсем небольшое
изменение: при голосовании на собраниях каждый акционер имеет один голос,
не зависящий от количества акций. Разумеется, большое разнообразие видов
акционерных обществ потребует конкретных проработок их структур (например,
разделения акционеров на «пайщиков» и «рантье»). Дивиденды нужно по-прежнему
начислять по числу акций, то есть по размеру вклада – крупный акционер
имеет крупный доход, – но в вопросах управления он такой же, как любой
миноритарий. Такое изменение уставов будет по-прежнему привлекать рантье,
но исключит присвоение предприятия. По сути АО станет своего рода акционерным
кооперативом с внешними участниками – инвесторами.
Следующим шагом должна стать «античубайсовская» национализация естественных
монополий. Чубайсовское преобразование ЕЭС СССР привело только к удорожанию
энергии за счёт «прилипал». Государственными должны быть ЕЭС, РЖД, РосКосмос
с его предприятиями и предприятия ОПК. Уже сейчас без революционных потрясений
можно постепенно внедрять (здесь это слово вполне уместно) четыре типа
предприятий: ИП (с приоритетом самозанятости), кооператив, акционерный
кооператив и госпредприятие в монопольной области народного хозяйства.
Для первых двух важны конкурентные преимущества перед инофирмами, для третьего
и четвёртого – конфиденциональность (секретность).
В
оглавление