Николай Егорович
Жуковский
175 лет создателю аэродинамики
Николаю Егоровичу Жуковскому
Заслуженный профессор
Московского университета (1911), почётный член Московского университета
(1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища
(с 1918 г. – МВТУ); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду
математических наук (1894).
Биография
Николай Егорович Жуковский – русский учёный-механик, основоположник гидро-
и аэродинамики – родился в деревне Орехово под Владимиром 5 января 1847
года. Отец – штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был высокообразованным
военным инженером; его дед был офицером русской армии, участником Отечественной
войны 1812 года. Мать Николая Егоровича – Анна Николаевна (урождённая Стечкина).
В феврале 1858 года Николай Жуковский поступил в 4-ю московскую гимназию.
И, окончив в 1864 году гимназию с серебряной медалью, он без экзаменов
был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.
Планировалось, что он, как отец, станет инженером-путейцем, но учиться
в Петербургском институте путей сообщения ему не пришлось – этого не позволили
ограниченные средства его родителей – плата за обучение в университете
была заметно ниже.
По окончании университета по специальности прикладная механика, в 1868
году, он попытался всё-таки учиться в Петербургском институте путей сообщения,
но неудачно и 16 августа 1870 года Жуковский занял место преподавателя
физики во 2-й московской женской гимназии вместо уехавшего в Одессу профессора
физики Н. А. Умова. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать
математику и механику в МВТУ; 14 сентября 1874 года Жуковский был утверждён
доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 года состоялась
публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела»,
а 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора
прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879
года он был сверхштатным профессором механики училища.
Одновременно, с 1885 года он стал преподавать в Московском университете
гидродинамику, с 1886 года – как экстраординарный профессор кафедры прикладной
механики, затем – ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической
химии в Московском высшем техническом училище. Кроме этого, он долгое время
(1872 – 1920) читал в московской академии коммерческих наук курс практической
механики. Тогда же он преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.
С 01.01.1893 года – действительный статский советник. В 1894 году Жуковский
был избран чл.-корр. Академии наук. В 1902 году он руководил сооружением
аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского
университета, а в 1904 году возглавил первый в Европе аэродинамический
институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино под
Москвой.
В 1905 году избран президентом Московского математического общества. В
высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок,
из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники:
А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б.
С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил
создание в МВТУ аэродинамической лаборатории. В 1916 году он возглавил
расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского
технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического
расчёта и расчёта прочности самолётов.
Картина Т. Е. Иванова «Начало»
с изображением Н. Е. Жуковского со своими учениками (слева направо) – Б.
С. Стечкин, А. А. Архангельский, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, Б. Н.
Юрьев, Н. Р. Лобанов, Б. И. Россинский на Ходынском поле в 1911 году при
испытании самолёта ИТУ
При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации»
(1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919),
а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец,
в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт
(ЦАГИ). В последние годы жизни тяжело болел, перенёс два инсульта, воспаление
лёгких, брюшной тиф. Тяжёло переживал кончину любимой дочери Лены от туберкулёза
в 1920 году. В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности
Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет
СНК за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского
за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского,
а также о ряде льгот для самого учёного. Похоронен на кладбище Донского
монастыря в Москве.
Награды: орден
Св. Станислава 2-й ст. (1884); орден Св. Анны 2-й ст. (1888); орден Св.
Владимира 3-й ст. (1899); орден Св. Станислава 1-й ст. (1902); орден Св.
Анны 1-й ст. (1914).
Научная деятельность
В 1883 году в статье «Приложение теории центров ускорений высших порядков
к направляющему механизму Чебышёва» Н. Е. Жуковский применил аппарат теории
ускорений высших порядков (созданной в трудах А. Трансона, А. Резаля и
О. И. Сомова) к теории механизмов – в задаче о синтезе симметричного прямолинейно
– направляющего механизма Чебышёва.
В
1890 году появилась публикация в Математическом сборнике Московского университета
большой работы Н. Е. Жуковского «Видоизменение метода Кирхгофа для определения
движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на
неизвестной линии тока». В этом же году он сделал попытку разработать теоретические
основы определения подъёмной силы винта или крыла – «К теории летания».
Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей,
на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику
полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892
году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив
основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть
при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях
движения воздуха. В 1895 году Н. Е. Жуковский ездил в Германию, где встречался
с пионером авиации Отто Лилиенталем и приобрёл один из его планёров для
исследований.
В
1897 – 1898 гг. Н. Е. Жуковский исследовал причины возникновения аварий
в Московском водопроводе; 21 февраля 1898 года сделал на собрании учёных
и инженеров в Политехническом обществе доклад о явлениях гидравлического
удара, вскрыв его механизм, вывел формулы, связывающие скорость течения,
давление, плотность с радиусом трубы, в зависимости от времени и расстояния
рассматриваемого сечения от выбранного начала координат.
Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский
прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании». В этом же году он разработал
оптимально экономичные способы горизонтального полёта – «О крылатых пропеллерах».
В 1904 году Жуковский сформулировал теорему, дающую количественную величину
подъёмной силы крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей
винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Им был прочитан
15 ноября 1905 года доклад «О присоединённых вихрях», заложивший теоретическую
основу развития методов определения подъёмной силы крыла аэроплана.
Свои открытия он опубликовал в 1906 году в работе «О падении в воздухе
лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси». В 1910
– 1912 годах он прочитал курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания»,
в котором систематизировал свои теоретические работы и экспериментальные
исследования в кучинском институте, а также исследования С. А. Чаплыгина.
Им был разработан математический аппарат для решения задач обтекания крыла.
В работах 1912 – 1916 годов Жуковский установил закон распределения скорости
у лопасти винта, ставший теоретической основой для проектирования воздушных
винтов. В годы Первой мировой войны он разработал теорию бомбометания,
занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов.
Личная жизнь
Живший с матерью, женщиной твёрдых правил и предрассудков, Н. Е. Жуковский
не смог создать семью. Он имел сына Сергея (1900 – 1924) и дочь Елену (1894
– 1920) от тамбовской крестьянки Н. С. Сергеевой, бывшей у них в доме прислугой,
жить с которыми открыто смог только после кончины матери в 1912 году.
Интересные факты
Жуковский никогда не любил летать. Лишь однажды, будучи на Всемирной выставке
в Париже, он поднялся на небольшую высоту на воздушном шаре, но там, наверху
плохо себя почувствовал. Больше не летал никогда. В 1890 году Жуковский
написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность
птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность
создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать
с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил
на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлёй Нестерова».
В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесённой 3 марта 1918
года в Московском математическом обществе, Жуковский, в частности, сказал:
«…Эйнштейн в 1905 г. встал на метафизическую точку зрения, которая решение
прилегающей к рассматриваемому вопросу идеальной математической проблемы
возвела в физическую реальность. …Я убеждён, что проблемы громадных световых
скоростей, основные проблемы электромагнитной теории разрешатся с помощью
старой механики Галилея и Ньютона. … Мне сомнительна важность работ Эйнштейна
в этой области, которая обстоятельно была исследована Абрагамом на основании
уравнений Максвелла и классической механики».
Память
Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике
учреждена в 1920 году.
На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской
области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.
В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет
Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии
им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета,
Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и
посёлке Стаханово Московской области сооружены памятники учёному; создан
Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован
дом-музей на родине Жуковского.
23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово
Раменского района Московской области получил статус города и название –
Жуковский.
Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
– городу Жуковскому Московской области;
– Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
– Военно-воздушной инженерной академии (г. Москва);
– Харьковскому авиационному институту;
– Омскому авиационному техникуму;
– Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
– Кратеру на обратной стороне Луны.
– Именем Жуковского назван проспект и микрорайон «посёлок Жуковского» в
Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя;
– Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил («Военно-воздушная
академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»);
– Брянский строительный колледж (имени профессора Н.Е. Жуковского).
Ученики Н.Е. Жуковского: Я.
Д. Аккерман; А. А. Архангельский; Л. В. Ассур; Н. Б. Делоне; А. А. Микулин;
Л. С. Лейбензон; Б. С. Стечкин; А. Н. Туполев; С. А. Чаплыгин; В. В. Шулейкин.
В
оглавление