Реставрация, история и авторство
... есть вопросы на все ответы!
Устами младенца
        В инстанциях различных «инспекций охраны памятников» господствует идея максимального сохранения «исторических кирпичей», хотя в СПб то и дело приходится допускать отклонения от этого «святого» принципа. Коренным ленинградцам – петербуржцам проблемы реставрации (точнее, проблема «подлинник – новодел») хорошо знакомы по судьбе пригородов.  Ведь сохранять то, что осталось в городе и окрестностях после блокады, значило беречь груды обломков подлинных кирпичей, похоронив под ними всё остальное. Да, янтарная комната, фигура Самсона и многие другие скульптуры Петергофа новоделы, но сохранена нематериальная идея «парадиза», фонтаны работают без насосов, на естественном напоре, как это изначально и задумывалось.
        По определению история – гуманитарная наука, исследующая прошлое человечества, эволюцию общества и отношений внутри него, реальные факты и закономерности смены исторических событий и самого человека (его деятельность, состояние, мировоззрение, социальные связи, организации и так далее) в этом прошлом... Иначе говоря, история изучает два аспекта: ментальный – по устным и письменным свидетельствам и материальный на основе сохранившихся артефактов (наскальных рисунков, руин и построек разной степени сохранности). Следует иметь в виду, что артефакты в виде построек исторически интересны не только в материальном аспекте: по авторскому замыслу виден уровень развития общества во время постройки исторического памятника, а по руинам – уровень его падения. Поэтому, воспевая и сберегая руины, мы несём ментальные потери, утрачивая под руинами идеи и замыслы и охраняя следы деструкции, то есть, в конечном счёте, «антижизнь», энтропию!
        Парфенон, Колизей, Кижи, ансамбли Петергофа – плоды труда человека, а гниение деревянного сруба, растрескивание кирпичей, окисление металлов скульптур, разъедание мрамора кислотными дождями – плоды природных процессов. Даже если эта деструкция – результат деятельности человека, то результат негативный... Так что же важнее для истории – сохранять гниющие брёвна Кижей и ждать, когда церковь рухнет, или всё-таки заменить их «новоделом» и тем сохранить шедевр, а не «исторические» брёвна. Древние римляне с их техникой сумели построить Колизей, а гордые потомки позволяют историческому памятнику превращаться в руины!
        Полезно отдать себе отчёт в чувствах, возникающих при взгляде на Колизей. Прежде всего, это мысль о необратимости времени и неотвратимости приносимых им разрушений, затем о строителях здания и только потом об эпохе, породившей этот шедевр. Между тем, для науки, исследующей «закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него» важны как раз мысли об эпохе, которые при виде Колизея либо приходят в последнюю очередь, либо не приходят вовсе, подавленные степенью разрушения. Да, Колизей производит впечатление, но прежде всего «бренности сущего»...
        Эти размышления были навеяны статьёй в СПб Ведомостях от 30.07.21 о реставрации усадьбы «Монрепо» в Выборге, в которой Зампред Совета по культурному наследию Петербурга Мильчик скорбит по тем брёвнам, которые успели сгнить и будут заменены «новоделами»... Он ещё о многом «скорбит», почему-то полагая, что ценностью памятника архитектуры является «подлинность» потрескавшихся кирпичей и гнилых брёвен, а не реализация замысла архитектора. Любой исторический памятник это прежде всего воплощённый в нём замысел, затем приёмы и способы реализации этого замысла и только в последнюю очередь использованные материалы (янтарь, мрамор, кирпичи, брёвна). Именно так должны быть расставлены приоритеты хранения! Это не значит, что нужно строить колокольню Смольного собора, – исторически её не было, – а вот сам собор должен выглядеть таким, каким его видел автор. Конечно, новодел нужно обозначать, но так, чтобы не специалисту это не бросалось в глаза. Только в этом случае будет обеспечена преемственность творчества, потомки будут учиться на опыте предков, обеспечивая «закономерности смены исторических событий». Руины ничему обучить не могут!
В оглавление