Недостатки образования
        Журналист и телеведущий Владимир Познер на сайте «Познер Online» порассуждал на тему различий современного российского и советского образования. Журналист считает, что чрезмерное увлечение современных учеников смартфонами и компьютерами негативно повлияло на их мыслительную деятельность. «А что это дало? С точки зрения умения размышлять, уходить куда-то глубоко. Это ноль. Я бы сказал, даже что-то отняло», – заключил он. То, что представитель четвёртой ветви власти обратил внимание на проблемы образование, конечно, очень существенно, так как появляется надежда, что со временем на образование обратят внимание и другие ветви. «Умение размышлять, уходить куда-то глубоко» – существенное свойство человека разумного, но при условии обеспечения самого существования. Между тем в угоду сиюминутным требованиям рынка система образования и в России, и на Западе – сегодняшном эталоне нашей элиты, – готовит к безработице целые поколения. Ведь многие классические профессии ждёт серьёзная эволюция. Чтобы остаться на плаву, нужно освоить дополнительные навыки и, что существенно, иметь нужные знания.
        Так, под угрозой скорого исчезновения оказалась работа пилота. Это связано с развитием систем автопилотов. Уже сейчас произошло сокращение в экипажах воздушных судов – если раньше в кабине находились до пяти человек, то уже сегодня достаточно двух участников процесса, а в скором будущем возможно и дальнейшее сокращение до одного пилота. Ещё радикальнее судьба водителей наземного транспорта. Это же относится к профессиям сферы услуг, которая так бурно развивалась последние годы. В 2019 году член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов О. Шеин предположил, что в России к 2030 году из-за исчезновения ряда профессий могут остаться без работы 15 млн. человек. По его словам, исчезновение в России таких профессий, как продавцы, охранники и водители, связано с наступлением четвёртой промышленной революции. Основное её требование – отношение к работе не как к необходимости, а как к творчеству, отметил депутат.
        К сожалению, такое понимание ситуации доступно даже далеко не всем законодателям, иначе не было бы разговоров о четырёхдневной неделе – творчество не любит регламента! С 1 сентября 2020 года в российских колледжах изменился список профессий, – из перечня профессий и специальностей решили убрать почти 100 позиций (среди них: «ткач», «вышивальщица», «сборщик изделий электронной техники», «радиооператор»...). Принципиально верно, однако, в качестве критерия принята популярность специальностей у абитуриентов в последние пять лет, то есть текущая потребность. То, что повышение квалификации или переквалификация скоро станут нормой жизни, – очевидно (увы, этого не видят «шкрабы»). Для этого нужна широкая общеобразовательная база, которой не может быть у узкого специалиста, настроенного на сиюминутный запрос.
        Следовательно, специальности нужно оценивать не по популярности, а по возможности их «модификации». Сегодня водитель-дальнобойщик, завтра – диспетчер транспортного узла беспилотных грузовиков, а послезавтра – оператор 3-Д принтера, печатающего коттеджи «под ключ». Или сегодня переводчик с китайского на тайский, хинди и ещё пару языков, завтра журналист-международник, а послезавтра – автор «Оперы джунглей». То есть в списке должны оставаться специальности с базовой подготовкой, позволяющей такие «траектории». А это в свою очередь означает, что профессиональные учебные заведения (училища, колледжи, техникумы) должны работать по Т-образной форме подготовки: широкая общая база и узкая профессиональная специализация. Такая подготовка была в советских вузах и, к нашему счастью, её «соросятам» пока не удалось полностью уничтожить.
        Прообразом такого обучения могут быть программы физматшкол, школ «углублённой языковой» подготовки и других профилированных школ, обеспечивающих специализацию на фоне полноценной общеобразовательной подготовки. Выпускники таких учебных заведений вместе с аттестатом зрелости должны получать «корочки» по одной из востребованных «модных» специальностей, быть способными работать по ней, но также быть подготовлеными к переквалификации.
В оглавление