О Творцах, Инновациях
и Прогрессе
Не продаётся вдохновенье,
Но нужно рукопись продать...
В «Виртуальном
мире» N 1 с.г. опубликована статья
«Прогресс
и авторское право». С констатирующей частью её трудно не согласиться, особенно
имея перед собой наглядные примеры поведения мировых фармацевтических кампаний,
не выпускающих из своих лап (именно лап) производство жизненно важных лекарств
и устанавливающих на них монопольно заоблачные цены. Но вот с резюмирующей
частью статьи, где предложены меры борьбы с такой монополизацией, согласиться
нельзя. Слишком сложно и, как теперь модно говорить, не прозрачно! Пример
советской системы авторства убедительно показывает недостатки директивного
«внедрения» нового. Но и расчитанные на рынок «инновационные» усилия Западной
Европы, а тем более, США, оказались не лучше. Именно рынок породил юридически
защищённый монополизм правообладателя, зачастую даже не автора новинки.
Безусловно,
работу творца, давшую реальные плоды, нужно поощрять и морально, и материально.
Но плод должен «прорастать» самостоятельно. Достойные творения не нужно
«тащить за волосы» из почвы, обрывая корни, – они прорастут сами с оптимальной
скоростью. Конечно, нужно позаботиться, чтобы плоды попадали не на камни,
как сейчас в России, а на удобренную почву, как в КНР – патентование бесплатное,
а реализацию сопровождают налоговые льготы. В итоге КНР, где нет «европейских»
иновационных институтов, давно оставила позади и Европу, и США, и Россию
(а ведь СССР был вообще вне конкуренции в изобретениях). Именно поэтому
предложение поручить Роспатенту «внедрение новаций» будет иметь негативные
последствия. Работа Роспатента должна быть ограничена только информационным
аспектом, иначе «дров» не избежать!
Однако, прежде
чем что-либо предлагать, необходимо исключить терминологические коллизии.
Термины, предложенные далее, не претендуют на какое-то признание – они
нужны только во избежание недоразумений. Итак, под термином «творец», будем
понимать субъекта или группу субъектов, «сотворивших» нечто, ранее не существовавшее.
Результат творения – фразу (текст или музыку), роман или романс, картину
или оперу, не вечный двигатель и т.п. – назовём «новацией» (опять-таки
только в рамках этой статьи). «Право автора» (не путать с юридическим термином
– «авторское право») – признание факта сотворения «новации». И, наконец,
«прогресс» – процесс реализации «новаций» в материальной и духовной жизни
социума, – реализации, а не «внедрения»!
Теперь настала
пора поговорить о «вознаграждениях». Понятно, что любой труд, тем более
творческий, должен быть вознаграждён, но если в материальном производстве
всё очевидно, то в творчестве далеко не так. Порой приходится вспоминать
И.А. Крылова: «Сколь хочешь ты трудись, но приобресть не льстись ни благодарности,
ни славы, коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы...». Так как единицы
измерения труда, в особенности интеллектуального, не существует, то ни
в Венеции, ни в Лондоне, где зарождалось «авторское право» (здесь юридическое
понятие!), не нашли другого способа вознаграждения творца, кроме присвоения
творцу, – вполне в духе цеховой европейской морали, – исключительного права
использования новации.
Это было закреплёно
юридически и в «авторском», и в «патентном» праве. Более того, эти юридические
нормы обросли всевозможными производными правами – правом публикатора,
импрессарио, патентообладателя, – приобретших «право автора» в своё зачастую
исключительное распоряжение с монопольным ценообразованием и прочими произвольными
ограничениями. О каком же прогрессе может идти речь, если правообладатель
по
закону может вести себя подобно собаке на сене, – даже не реализуя
новацию сам, он вправе не позволять никому её реализовывать! Отсюда проистекают
промшпионаж и контрафакт, эрзацы, имитации и прочие «квазиновации», порождающие
конфликты от судебных до международных...
Чтобы устранить
эти противоречия, вполне достаточно лишить правобладателей исключительных
прав. В этом случае скорость реализации будет зависеть от качества самой
новации, а не от настроения правообладателя. Разумеется, небходимо установить
нормативы на вознаграждения и самому автору, и другим законным правообладателям.
И установить так, чтобы поощрять и «реализаторов». А задача властей от
местных до международных в том и будет состоять, чтобы реализацию вовремя
зафиксировать, оценить экономически и определить размеры вознаграждений
обладателям соответствующих прав.
В
оглавление