О Творцах, Инновациях и Прогрессе
Не продаётся вдохновенье,
Но нужно рукопись продать...
        В «Виртуальном мире» N 1 с.г. опубликована статья «Прогресс и авторское право». С констатирующей частью её трудно не согласиться, особенно имея перед собой наглядные примеры поведения мировых фармацевтических кампаний, не выпускающих из своих лап (именно лап) производство жизненно важных лекарств и устанавливающих на них монопольно заоблачные цены. Но вот с резюмирующей частью статьи, где предложены меры борьбы с такой монополизацией, согласиться нельзя. Слишком сложно и, как теперь модно говорить, не прозрачно! Пример советской системы авторства убедительно показывает недостатки директивного «внедрения» нового. Но и расчитанные на рынок «инновационные» усилия Западной Европы, а тем более, США, оказались не лучше. Именно рынок породил юридически защищённый монополизм правообладателя, зачастую даже не автора новинки.
        Безусловно, работу творца, давшую реальные плоды, нужно поощрять и морально, и материально. Но плод должен «прорастать» самостоятельно. Достойные творения не нужно «тащить за волосы» из почвы, обрывая корни, – они прорастут сами с оптимальной скоростью. Конечно, нужно позаботиться, чтобы плоды попадали не на камни, как сейчас в России, а на удобренную почву, как в КНР – патентование бесплатное, а реализацию сопровождают налоговые льготы. В итоге КНР, где нет «европейских» иновационных институтов, давно оставила позади и Европу, и США, и Россию (а ведь СССР был вообще вне конкуренции в изобретениях). Именно поэтому предложение поручить Роспатенту «внедрение новаций» будет иметь негативные последствия. Работа Роспатента должна быть ограничена только информационным аспектом, иначе «дров» не избежать!
        Однако, прежде чем что-либо предлагать, необходимо исключить терминологические коллизии. Термины, предложенные далее, не претендуют на какое-то признание – они нужны только во избежание недоразумений. Итак, под термином «творец», будем понимать субъекта или группу субъектов, «сотворивших» нечто, ранее не существовавшее. Результат творения – фразу (текст или музыку), роман или романс, картину или оперу, не вечный двигатель и т.п. – назовём «новацией» (опять-таки только в рамках этой статьи). «Право автора» (не путать с юридическим термином – «авторское право») – признание факта сотворения «новации». И, наконец, «прогресс» – процесс реализации «новаций» в материальной и духовной жизни социума, – реализации, а не «внедрения»!
        Теперь настала пора поговорить о «вознаграждениях». Понятно, что любой труд, тем более творческий, должен быть вознаграждён, но если в материальном производстве всё очевидно, то в творчестве далеко не так. Порой приходится вспоминать И.А. Крылова: «Сколь хочешь ты трудись, но приобресть не льстись ни благодарности, ни славы, коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы...». Так как единицы измерения труда, в особенности интеллектуального, не существует, то ни в Венеции, ни в Лондоне, где зарождалось «авторское право» (здесь юридическое понятие!), не нашли другого способа вознаграждения творца, кроме присвоения творцу, – вполне в духе цеховой европейской морали, – исключительного права использования новации.
        Это было закреплёно юридически и в «авторском», и в «патентном» праве. Более того, эти юридические нормы обросли всевозможными производными правами – правом публикатора, импрессарио, патентообладателя, – приобретших «право автора» в своё зачастую исключительное распоряжение с монопольным ценообразованием и прочими произвольными ограничениями. О каком же прогрессе может идти речь, если правообладатель по закону может вести себя подобно собаке на сене, – даже не реализуя новацию сам, он вправе не позволять никому её реализовывать! Отсюда проистекают промшпионаж и контрафакт, эрзацы, имитации и прочие «квазиновации», порождающие конфликты от судебных до международных...
        Чтобы устранить эти противоречия, вполне достаточно лишить правобладателей исключительных прав. В этом случае скорость реализации будет зависеть от качества самой новации, а не от настроения правообладателя. Разумеется, небходимо установить нормативы на вознаграждения и самому автору, и другим законным правообладателям. И установить так, чтобы поощрять и «реализаторов». А задача властей от местных до международных в том и будет состоять, чтобы реализацию вовремя зафиксировать, оценить экономически и определить размеры вознаграждений обладателям соответствующих прав.
В оглавление