Гений высокоточного удара
Главному конструктору ударных подводных лодок Радию Шмакову – 90 лет
        Безопасность нашей страны и её интересы на океанских просторах надёжно защищены ВМФ России, основу которого составляют атомные подводные лодки с ракетным оружием. Большой личный вклад в развитие этого вида военной техники внёс Радий Анатольевич Шмаков – инженер-конструктор, изобретатель, специалист в области проектирования, строительства, испытаний, поддержания боевой готовности сил и средств подводного компонента Военно-морского флота. 17 января с.г. ему исполнилось 90 лет, из которых почти 67 он работает в конструкторском бюро «Малахит».
     «Радий Анатольевич Шмаков является ярким представителем проектной школы атомного подводного флота, которая формировалась при его непосредственном участии, – отметил в приказе генеральный директор АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. – В течение всей трудовой деятельности Радия Анатольевича Шмакова отличают глубокие знания, высокий профессионализм, ответственность и требовательность к себе и окружающим, в то же время доброжелательность, коммуникабельность и душевное отношение к людям. В родственных конструкторских бюро, на флоте, в научно-исследовательских институтах, судостроительных и судоремонтных заводах он пользуется высоким и заслуженным авторитетом».
Биография
        Радий Анатольевич Шмаков родился 17 января 1931 году в Новосибирске. Рано потерял отца, который был репрессирован и расстрелян в апреле 1938 года. В 1948 году окончил с золотой медалью новосибирскую среднюю школу. Подал документы на поступление в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, но из-за отсутствия там общежития изменил решение. Успешно сдал экзамены в Николаевский кораблестроительный институт, был зачислен на первый курс, но решил по семейным обстоятельствам перевестись в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1954 году окончил с отличием Ленинградский кораблестроительный институт и по распределению направлен конструктором 2-й категории в СКБ-143 (ныне «Малахит»). Там под руководством В.Н. Перегудова шла подготовка чертежей первого отечественного атомохода – многоцелевой подводной лодки проекта 627. «Нам Сталин дал три года. И мы на ровном месте создали проект. Я считаю, это подвиг», – вспоминал о тех днях Радий Анатольевич. Первенец советского атомного флота вышел в море 3 июля 1958 года.
        Среди находившихся на борту К-3 был и представитель проектного отдела СКБ-143 – Шмаков, который руководил опытной вывеской и кренованием корабля. Работа, порученная 27-летнему конструктору 1-й категории, была не только ответственная, но и опасная. Ведь первые атомоходы, хоть и выступали носителями самых передовых технологий, имели много «детских болезней». О них юбиляр знает не понаслышке – он провёл под водой много часов, участвуя в испытаниях и опытной эксплуатации АПЛ первого поколения. Вскоре за первой АПЛ К-3, построенной по проекту 627, последовала лодка улучшенного проекта 627А. Все расчёты по теории корабля (статика, погружение и всплытие, непотопляемость), инструкции на стадиях технического и рабочего проектирования подписаны рукой Радия Анатольевича как начальника сектора проектного отдела СКБ-143 (1956–1957).
        В 1962 году, когда К-3 получила собственное название «Ленинский комсомол», Шмаков стал исполнять обязанности главного конструктора в проекте 613 РВ. Это экспериментальный корабль, перестроенный из серийной дизель-электрической лодки для испытаний новейшего вида оружия – противолодочных ракет комплекса «Вьюга». Сначала реактивные снаряды, выстреливаемые из торпедного аппарата калибра 533 мм, имели лишь инерциальное наведение; ошибка по точности наведения компенсировалась мощностью ядерного заряда. В 1965–1967 годах произведено свыше 20 пусков, государственные испытания комплекса завершились летом 1968-го. Затем были созданы «Водопад» и «Ветер» различных вариантов исполнения, в том числе с самонаводящейся малогабаритной торпедой в качестве средства поражения противника. Отработка высокотехнологичного оружия требовала многочисленных испытаний и анализа их результатов. Шмаков принимал в этом многоплановое, деятельное участие: и как главный конструктор опытных кораблей-носителей (ПЛ пр. 613РВ, 633РВ и др.) и наземных стендов (03010, 03010Б), и в качестве члена государственных комиссий, причём не только вышеупомянутых комплексов, то также «Водопад-НК» (для надводных кораблей), «Шквал» (со скоростной подводной ракетой) и «Гранат» (с крылатой ракетой стратегического назначения).
Лично участвовал в подготовке и проведении пусков ракет, десятки раз выходил в море на опытных подлодках, работал в составе комиссий и групп авторского надзора над спроектированными АПЛ с противолодочным оружием на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. Приобретённый ценный опыт и знания Радий Анатольевич передавал студентам, по совместительству ведя преподавательскую деятельность в ЛКИ (1966–1976), где читал курс лекций по динамике старта ракет с подводной лодки, устройствам и теории корабля. 
        Начиная с 1976 года Шмаков занимался ещё одним важным направлением – модернизацией и ремонтом атомоходов, построенных по чертежам СКБ-143 в Северодвинске и Ленинграде. «Став главным конструктором, модернизируя и поддерживая в строю атомные подводные лодки первого и второго поколений, он принял эстафету от своих учителей В.Н. Перегудова, А.К. Назарова, Н.Н. Исанина, М.В. Русанова, Г.Н. Чернышева», – сказано в приказе гендиректора АО «СПМБМ «Малахит».
        В декабре 1984 года приказом министра судостроительной промышленности назначен главным конструктором многоцелевых атомоходов пр. 671, 671РТ, 671РТМ. Принимал участие в проектировании, строительстве и сдаче лодок, вооружённых комплексом «Гранат»; пуски крылатых ракет выполнялись из торпедных аппаратов. Эта работа выполнялась в тесном взаимодействии с Ленинградским адмиралтейским объединением и судоремонтным заводом «Нерпа». Несколько кораблей проекта 671РТМК и сегодня продолжают нести службу в составе Северного флота ВМФ России. Знания и практический опыт, приобретенные Шмаковым в ходе проектирования и испытаний АПЛ первого и второго поколений, оказались востребованными, когда встал вопрос об их утилизации по выработке ресурса в соответствии с международными соглашениями и планами переоснащения флота.
        На всех этапах трудового пути Радий Анатольевич проявлял талант творца-кораблестроителя, отмеченный несколькими авторскими свидетельствами на изобретения, в том числе на создание уникальных навесных минных контейнеров для подводных лодок. Более 20 лет он возглавлял Совет изобретателей и рационализаторов СПМБМ «Малахит». Его собственные разработки отличает высокий научно-технический уровень. За создание образцов новой военной техники удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, Премии правительства РФ в области науки и техники. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе юбилейными им. академика С.П. Королёва, В.П. Макеева, Н.Н. Исанина, Н.А. Доллежаля.
        Шмаков увлечено занимается историей отечественного кораблестроения и флота, уделяет большое внимание музейной, писательской и редакторской деятельности. Принимал участие в создании фильмов по истории бюро, в том числе по АПЛ К-3. Автор десятков статей, вышедших в журналах «Морской сборник», «Гангут», «Судостроение», «Военный Парад», «Тайфун» и др., в соавторстве выпустил две монографии. Выступил инициатором и научным редактором серии сборников «История «СПМБМ «Малахит». Под его редакцией в СПМБМ выходят книги серии «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее». За активную исследовательскую и пропагандистскую деятельность по истории флота избран действительным академиком Санкт-Петербургской Академии истории, науки и техники (1998).
Награды и премии
    Орден Октябрьской Революции;
    Орден Трудового Красного Знамени (1971);
    Орден Трудового Красного Знамени (1985);
    Государственная премия СССР (1981);
    Премия Правительства РФ в области науки и техники (1997);
    Юбилейные медали им. акад. С. П. Королёва, В. П. Макеева, Н. Н. Исанина.
        В честь Радия Анатольевича Шмакова и брата-близнеца Сталя Анатольевича Шмакова – учёного-филолога, заслуженного учителя России, доктора педагогических наук, установлена Памятная плита в Новосибирске у дома, где они выросли (ул. Сургутская, 62 Железнодорожного района).

В крещенские морозы 1931 года в Новосибирске молодые родители ждали мальчика и заранее придумали имяСталь. А родились сразу двое. Одного, как и было задумано, назвали Сталь, другогоРадий.
     «В начале 30-х страна перестраивалась, всё старое отметалось, – много десятилетий спустя говорил о том времени Радий Анатольевич Шмаков. – Не Пушкин был на пьедестале, а Маяковский. И те имена, которые давали по церковным документам, молодым семьям казались не современными, взамен искали что-то новое. Радий или Рая – это бог Солнца, радий – значит лучистый. Мои родители не химики, нормальные русские люди. Но им очень хотелось, чтобы имя сына сразу запоминалось. И чтобы носить его было приятно… Отца забрали в 36-м. А мама моя – Анна Ивановна Смышляева – жила долго, умерла в 92-м. То есть практически всю жизнь без мужа. Но она верила, ждала его и надеялась. И нам с братом внушала, что он где-то занят работой. А на самом деле его расстреляли в 38-м году, то есть почти сразу. Узнали об этом только после реабилитации»
        Сталь Анатольевич Шмаков избрал, в отличие от своего брата, не техническую, а гуманитарную стезю. Закончил в 1952 году Новосибирский государственный педагогический институт и до последних дней своей жизни занимался преподавательской работой, теорией воспитания и организацией досуга молодежи, разработкой педагогических основ и концепции коллективной творческой деятельности школьников в свободное время. По творческим проектам С.А. Шмакова были созданы Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (открыт в 1961-м и действует до сих пор) и круглогодичный пионерский лагерь Новолипецкого металлургического комбината «Прометей» (1975).

В оглавление