Новые Газели
На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде
23 сентября 2020 года пресс-служба «Группы ГАЗ» представила предсерийные
образцы и сообщила о том, что ГАЗ разработал первый в России коммерческий
электромобиль – GAZelle e-NN. По сообщению, предприятие создало унифицированную
электроплатформу, на базе которой могут быть созданы электромобили для
разных форматов эксплуатации: микроавтобусы, бортовые грузовики, фургоны,
спецтехника. Новая конструкция соединяет в себе как уже имевшиеся разработки,
например, шасси, кузов и салон от автомобиля «ГАЗель NEXT», так и специально
разработанные на ГАЗе электрические компоненты: электродвигатель, преобразователь
напряжения, тяговые батареи, зарядное устройство и другие элементы.
Кинематическая схема разработки
Пиковая мощность электродвигателя – 100 кВт, ёмкость аккумуляторов – 48
кВт*ч. Возможна быстрая зарядка до 80% за 30 минут. На одной зарядке электромобиль
способен проехать 120 км, максимальная скорость – 100 км/ч. Количество
батарей может быть увеличено по желанию заказчика, чтобы машина могла проезжать
200 км на одной зарядке. По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина,
которые приводятся в пресс-релизе, перед предприятием и в целом перед российским
машиностроением сейчас стоит задача наладить собственное производство компонентов
для электротранспорта, чтобы обеспечить технологическую независимость отрасли
от зарубежных компаний и конкурентоспособность российской автотехники в
мире.
Всё это хорошо, станочное производство завода и рабочие-станочники будут
обеспечены работой, российские транспортники получат неплохие машины, появятся
новые рабочие места в авторемонте и снабжении запчастями, но..., что касается
обеспечения технологической независимости от зарубежных компаний и конкурентоспособности
российской автотехники, то это вряд ли. Кинематическая схема с одним тяговым
электродвигателем и последующим механическим распределением усилий между
колёсами устарела ещё в 1943 году, когда Фердинанд Порше поставил на свою
самоходку («Фердинанд») раздельные электромоторы, заменив механику электрокоммутацией.
Кинематика «Группы ГАЗ» (и её зарубежные прототипы) устарела минимум лет
эдак на 80!
Тем более, что электрические мотор-колёса в широчайшем диапазоне мощностей
уже выпускают и применяют во всем мире от электросамокатов и моноколёс
до колёс камазовских тягачей. Четыре мотор-колеса мощностью по 25 кВт,
которые могут вращаться независимо друг от друга, исключают все механические
изыски (дифференциалы, мультипликатары и прочие редукторы и муфты; один
из таких изысков – задний мост – показан на рисунке).
Один из узлов кинематической
схемы
Во-первых, это существенно уменьшает вес (значит, можно добавить аккумуляторов),
повышает надёжность (количество деталей уменьшается на несколько порядков)
и, самое главное, существенно повышает кпд (нет потерь во всевозможных
редукторах), то есть повышает дальность пробега. Во-вторых, линейка автомобилей
с таким приводом действительно конкурентноспособна, а вот копия электросхемы
Мицубиси – вряд ли. Об импортозамещении речь не идёт – ведь даже название
латиницей!
В
оглавление