Михаил Клавдиевич Тихонравов
Дата рождения:  16 (29) июля 1900
Место рождения:  город Владимир
Дата смерти:  4 марта 1974
Научная сфера:  Ракетостроение
Место работы: МАИ
Альма-матер:  ВВИА им. Н.Е. Жуковского
Учёная степень:  дтн
Учёное звание:  профессор
Биография
         Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире. Отец Клавдий Михайлович, почётный гражданин города Владимира, окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Николаевна – Санкт-Петербургские высшие Бестужевские курсы, училась в техническом училище рисования А. Л. Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ. Когда Михаилу было полтора года, его родители переехали в Санкт-Петербург, здесь он окончил 3-ю классическую гимназию. В девятилетнем возрасте Миша Тихонравов, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь заболел небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. Михаил Тихонравов в совершенстве владел латынью и читал в подлиннике античных авторов, знал французский язык.
        В конце 1918 года, спасаясь от голода, Тихонравовы вернулись во Владимирскую губернию, обосновавшись в городе Переславль-Залесский. Первое время Михаил работал курьером в городском суде, затем устроился агитатором в военкомат. В 1919 году добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию. В этом же году работал товарищем председателя переславского комитета РКСМ. За хорошую работу по агитации в 1920 году Тихонравова перевели во Владимир. В том же году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского), который окончил в 1925 году по специальности «инженер-механик». В учебных мастерских института вместе с известным впоследствии авиационным инженером-конструктором Вахмистровым Владимиром Сергеевичем спроектировал и построил планер, названный «Змеем Горынычем», он представлял советский планеризм на международных соревнованиях в Германии в 1925 году, показав превосходные результаты: поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 км.

Михаил Тихонравов в 1925 году
        После получения диплома Тихонравова направили служить в 1-ю легкую бомбардировочную эскадрилью имени В.И. Ленина в Липецк. Затем он работал на нескольких авиационных предприятиях, где увлёкся планеризмом. В 1925 году создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии. Михаил Тихонравов разработал ряд планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба 1928 г.), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г.), «Скиф-2» (1931 г.; все – совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным). В конце 20-х годов Тихонравов недолгое время работал под началом известного авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, принимал участие в создании самолётов У-1, У-2, И-3, И-6, Р-5. По-2.
       В секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР Тихонравов познакомился  с С.П. Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. В 1930 году Тихонравова перевели в ЦКБ им. Менжинского, где он возглавил авиамоторную группу. Королёв увлёк Тихонравова идеями создания реактивных двигателей и ракет и предложил ему возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работающих над созданием баллистических ракет на жидком топливе. В 1932 году совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером, и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 года ракета 09 конструкции Тихонравова успешно совершила полёт с Нахабинского полигона.
        Приказом по Реввоенсовету в сентябре 1933 года на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Наркомата тяжёлой промышленности СССР. По предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института. С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940 – 1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) опытный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.
        В середине 1940-х годов (1945 – 1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190). Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.
        В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же, вместе с группой сотрудников, был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей. В её состав в то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др. В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.
        Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с П. И. Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был. В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивнох параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты. Разработка таких методов была необходима, поскольку в то время расчёты приходилось вести на ручных механических машинках (арифмометрах).
        Основные исследования в отмеченных направлениях с учётом достижений ОКБ С. П. Королёва в области одноступенчатых ракет вёл И. М. Яцунский. Работы шли достаточно быстро и уже в начале 1948 г. был получен ряд результатов, свидетельствующих о возможности создания составных ракет в недалёком будущем. Михаил Клавдиевич сообщил об этом С. П. Королёву, с которым продолжал поддерживать постоянную связь. Придавая важное значение этим результатам, Тихонравов решил выступить на заседании Учёного совета института с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы» и сделал это сообщение в начале лета 1948 г. в присутствии специалистов и учёных из других учреждений.
        К этому времени в ОКБ-1 С. П. Королёва была создана ракета Р-1 с дальностью полёта около 300 км (на основе немецкой Фау-2), разработана новая ракета Р-2 на дальность порядка 600 км, прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто, особенно в кругах военных специалистов, не признавал. Поэтому сообщение Михаила Клавдиевича о том, что «пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли (ИСЗ), взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений.
        Очень немногие специалисты поняли принципиальную ценность доложенных М. К. Тихонравовым результатов и высказывались с поддержкой его замыслов. Это были С. П. Королёв, президент ААН А. А. Благонравов, сочувственно к докладу относился и начальник НИИ-4 генерал А. И. Нестеренко. Благодаря заинтересованной помощи этих крупных учёных доклад М. К. Тихонравова был повторён 14 июля 1948 г. на годичном заседании Академии артиллерийских наук, выслушан с огромным вниманием, однако отклик участников заседания, в основном, был подобен реакции большинства членов учёного совета НИИ-4. Участник этого совещания И. М. Яцунский свидетельствовал о многочисленных критических и даже оскорбительных выступлениях в адрес Михаила Клавдиевича. Голосов же в поддержку принципиальных идей М. К. Тихонравова были очень немного.
        Одним из следствий указанных докладов М. К. Тихонравова явилось то, что вышестоящее руководство упразднило в НИИ-4 отдел П. И. Иванова, как занимающийся неактуальными проблемами. Для продолжения исследований составных ракет по настоятельной просьбе Михаила Клавдиевича было разрешено оставить одного только И. М. Яцунского. Сам М. К. Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института. Доклад М. К. Тихонравова при деятельной поддержке С. П. Королёва и А. А. Благонравова всё же был обнародован в журналах «Доклады Академии артиллерийских наук» (М., 1949, вып. 6), «Ракетная техника» и позже (уже в 1995 г.) в сборнике статей из истории авиации и космонавтики.
        С. П. Королёв, узнав об упразднении отдела П. И. Иванова, выдал НИИ-4 в поддержку М. К. Тихонравова официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет. С этого времени начался новый этап работ этой группы. Несмотря на то, что бо'льшая часть военно-инженерной общественности восприняла изложенные в докладах М. К. Тихонравова в 1948 г. положения, как неосуществимую фантастику, они всколыхнули научно-инженерную мысль новизной идей и вынудили заняться исследованиями проблем создания составных ракет более широко и подробно.
        Обосновав (по официальному заказу С. П. Королёва) необходимость расширения состава группы для проведения исследований, М. К. Тихонравов в конце 1949 г. добился включения в неё молодых инженеров Г. Ю. Максимова, Л. Н. Солдатовой, Я. И. Колтунова и А. В. Брыкова. Первые трое только что окончили МАИ (все участники стратосферного студенческого кружка, созданного Я. И. Колтуновым), а А. В. Брыков – МВТУ. Г. Ю. Максимов, Л. Н. Солдатова и А. В. Брыков проработали в группе до конца её существования, Я. И. Колтунов в 1951 г. перешёл на работу в другое подразделение института, занявшись, в частности, совершенствованием стартовых сооружений для запуска ракет, в чём весьма преуспел (его вклад в этом направлении по представлению С. П. Королёва был отмечен орденом «Знак Почёта» (1960 г.).
        В 1950 г. к работе в группе М. К. Тихонравова был вновь привлечён Г. М. Москаленко, пришёл также Б. С. Разумихин. Г. М. Москаленко участвовал в работе группы до 1953 г., а Б. С. Разумихин – до 1952 г. В 1950 г. в группу были направлены для подготовки дипломных проектов и последующей работы студенты МАИ О. В. Гурко и И. К. Бажинов, которые проработали в ней до конца её существования, как и возвратившийся туда в 1953 г. В. Н. Галковский. В марте 1950 г. в НИИ-4 предполагалась научно-техническая конференция по вопросам ракетной техники. М. К. Тихонравов при деятельной поддержке С. П. Королёва предложил свой доклад «Ракетные пакеты и перспективы их развития». В нём он развил идеи, изложенные им ранее, дополнив их новыми результатами и впервые прямо сказал о ближайших перспективах создания искусственных спутников Земли, вплоть до полётов на них человека.
        Так, по техническому заданию С. П. Королёва в группе был рассмотрен двухступенчатый «пакет» из трёх ракет Р-3, каждая из которых должна была переносить боевую часть массой порядка 3 т на дальность 3000 км. Было показано, что «пакет» может обеспечить не только перенос тяжёлой боевой части на любую дальность, но и вывод на орбиту спутника, масса которого может оказаться достаточной для полёта на нём человека. На конференции присутствовал С. П. Королёв с одним из своих заместителей. Доклад был выслушан внимательно, но по-прежнему преобладали недоверчивые и сатирические выступления.
        К 1953 г. С. П. Королёв принял основные решения по облику межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, и в ОКБ-1 развернулись соответствующие широкие опытно-конструкторские работы. В 1954 г. по этому поводу было принято правительственное постановление, согласно которому к работам привлекалась широкая кооперация смежных предприятий. Нужно отметить, что к 1953 году у большинства руководителей вооружённых сил и военно-промышленного комплекса уже выработалось понимание огромного значения боевых баллистических составных ракет и перспективности создания и применения искусственных спутников Земли. Поэтому предложение М. К. Тихонравова об открытии в НИИ-4 особой НИР по упомянутой задаче, поддержанное С. П. Королёвым, при участии заместителя начальника НИИ-4 Г. А. Тюлина было принято командованием (А. И. Соколов), и в 1954 г. в институте первая такая тема под номером 72 была открыта. Научным руководителем работ был назначен М. К. Тихонравов, ответственным исполнителем И. М. Яцунский. Все участники группы отвечали за различные разделы темы. Её утверждение явилось прямым свидетельством признания идей и плодов усилий М. К. Тихонравова и его группы.
        Уже в 1954 году М. К. Тихонравов с сотрудниками предложили свою программу освоения космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну. 1956 год стал временем окончания работы группы М. К. Тихонравова в НИИ-4 Минобороны. Заметим, что она административно никогда не выделялась в самостоятельное подразделение. Сначала группа включалась в отдел П. И. Иванова (которому были поручены и другие работы, не связанные с тематикой группы), затем Н. Д. Найды, Н. В. Егиазарова, С. Г. Гриншпуна и т. д. Однако вследствие большого авторитета Михаила Клавдиевича в научно-тематическом отношении группа была самостоятельна.
        В связи с развёртыванием работ над ИСЗ в ОКБ С. П. Королёва (согласно указанному выше постановлению) в 1956 г. в ОКБ-1 ушли работать сначала Л. Н. Солдатова, затем Г. Ю. Максимов. В феврале 1950 года отдел П. И. Иванова был упразднен, а Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института. Но уже в 1953 году руководство СССР и Вооружённых сил было вынуждено обратить серьёзное внимание на разработку реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук.
        Уже в 1954 году Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства – от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну. В декабре 1955 года Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. После этого по приглашению Сергея Королёва перешёл на работу в руководимое им ОКБ № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. 4 октября 1957 года состоялся успешный запуск «Спутника-1» – этот день принято считать началом космической эры человечества. За эту работу конструктор был удостоен Ленинской премии. Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В дальнейшем отдел под руководством Тихонравова занимался, в частности, разработкой тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс. М.К. Тихонравов умер в 1974 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
        С 1931 года Михаил Клавдиевич по совместительству активно занимался преподаванием: в МАИ (в 1930 – 1931 годах и в 1960 – 1974 годах) (с 1962 года – профессор). Ряд сотрудников группы М. К. Тихонравова (Я. И. Колтунов и члены созданного им студенческого кружка И. К. Бажинов, О. В. Гурко и др.) познакомились с ним ещё во время своего обучения в МАИ. Некоторые из них затем были приглашены войти в состав этой группы. В 1944 – 1947 годах – в Артиллерийской Академии имени Ф. Э. Дзержинского. В 1948 – 1950 годах – на Высших инженерных курсах в Московском Высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана. С 1950 по 1953 годы заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности.
Награды и титулы
        Медаль «Серп и Молот».
        Два Ордена Ленина.
        Два ордена Красного Знамени.
        Орден Отечественной войны 2-й степени.
        Медали.
        Ленинская премия.
        Звание Героя Социалистического Труда.
        Член-корреспондент Международной академии астронавтики.
Память

Похоронен М. К. Тихонравов на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.
        В честь него названы и носят его имя:
    Улица Тихонравова в городе Королёв.
    Улица Тихонравова в городе Владимир.
    50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М. К. Тихонравова в городе Юбилейный.
    Марсианский кратер Тихонравов.

В оглавление