Солнечные парусники
Великие географические открытия были совершены во времена расцвета парусного
флота. Это немудрено – при всех достоинствах тепловых двигателей (паровых
машин и турбин, дизелей и прочих ДВС), парусный флот имел неоспоримое преимущество
– не нуждался в топливе – энергию поставлял природный, пусть и не всегда
стабильный, и порой даже опасный процесс – ветер. Неудивительно, что и
в эпоху гелиографических открытий появляется тяга к парусам. Предположение
о существовании давления солнечного света впервые высказал Иоганн Кеплер,
наблюдая отклонение от Солнца хвоста кометы. П.Н. Лебедев первым обнаружил
и измерил эту силу в 1900 году. Идея полётов в космосе с использованием
солнечного паруса также появилась в России (в 1920)
– она принадлежит одному из пионеров
ракетостроения Фридриху Цандеру.
Первый опыт создания солнечного паруса был предпринят
в 1993 г. в отечественном эксперименте «Знамя-2».
Большая 20-метровая тонкоплёночная конструкция была развёрнута за счёт
центробежных сил на борту грузового космического корабля «Прогресс
М-15». Это была не только проверка
возможностей создания солнечного паруса, но и эксперимент по созданию «космического
зеркала» для освещения Земли из
космоса. Световое пятно, отражённое рефлектором,
диаметром около 5 километров скользило по Земле со скоростью около 8 км/сек
от районов южной Франции через Чехословакию, Германию, Польшу. На втором
витке гигантский солнечный зайчик также наблюдался над Канадой.
Первая попытка начать космическую регату была предпринята в 1989 г., когда
юбилейной комиссией Конгресса США в честь пятисотлетия открытия Америки
был объявлен конкурс. Его идея заключалась в выведении на орбиту нескольких
солнечных парусных кораблей, разработанных в разных странах, и проведении
гонки под парусами к Марсу. Весь путь планировалось пройти за 500 дней.
Свои заявки на участие в конкурсе подали США, Канада, Великобритания, Италия,
Китай, Япония и Советский Союз. Старт должен был состояться в 1992 году.
Но регата была отменена из-за распада Советского Союза и финансовых трудностей
у юбилейной комиссии. С того времени появилось немало более или менее жизнеспособных
конструкций солнечных парусов:
В 2004 году лидером в практическом воплощении работ по созданию космических
аппаратов с солнечным парусом становится Япония
– она успешно развернула в космосе
два прототипа солнечных паруса. Тест, однако, был кратковременным, поэтому
паруса не успели показать себя в работе, т.е. приобрести измеримое ускорение.
Теперь же главная цель японских инженеров
– демонстрация маневрирования и
значительных изменений орбиты при помощи солнечного паруса в ходе его полёта
к Венере.
Парус IKAROS (Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation of the
Sun, межпланетный парусный аппарат, движущийся за счёт солнечного излучения)
представляет собой квадрат со сторонами чуть больше 14 метров. Создан он
из полиамидной плёнки. В нескольких местах к этой мембране добавлены ультратонкие
солнечные батареи. Они питают различные приборы парусника, в т.ч. сенсоры
– счётчики ударов космической пыли.
IKAROS – это
первый солнечный парусник, который выйдет за пределы околоземной орбиты.
Он же – первый,
в котором космический парус – движитель
использован
в качестве солнечной батареи.
Однако, все эти проекты – реликты начала прошлого века, когда никто толком
не представлял, что, кроме электромагнитных волн различной длины, пространство
Солнечной системы заполнено солнечным ветром. Солнечный ветер – поток ионизированных
частиц (в основном водородно-гелиевой плазмы), истекающий из солнечной
короны со скоростью 300 – 1200 км/с в окружающий космос. Солнечный ветер
является одним из основных компонентов межпланетной среды. Не следует путать
понятия «солнечный ветер» – поток ионизированных частиц, долетающий от
Солнца до Земли за 2 – 3 суток и «солнечный свет» – поток фотонов, долетающий
от Солнца до Земли в среднем за 8 минут 17 секунд. Предположение о существовании
постоянного потока частиц, летящих от Солнца, впервые было высказано Ричардом
Кэррингтоном ещё в 1859 году, когда Кэррингтон и Ричард Ходжсон независимо
наблюдали то, что впоследствии было названо солнечной вспышкой. На следующий
день произошла геомагнитная буря, и Кэррингтон предположил связь между
этими явлениями. Джордж Фитцджеральд допустил, что выброс ускоряется Солнцем
и за несколько дней достигает Земли. Многолетние наблюдения на орбите Земли
(150 млн км от Солнца) показали, что солнечный ветер структурирован и обычно
делится на спокойный и возмущённый (спорадический и рекуррентный).
Параметры солнечного
ветра
Параметр
|
Среднее
|
МСВ
|
БСВ
|
Концентрация n,
м-3 |
8,8·106 |
11,9·106 |
3,9·106 |
Скорость V,
м/с |
4,68·105 |
3,27·105 |
7,02·105 |
Спокойные потоки делятся на два класса: медленные (МСВ, примерно 300 –
500 км/с около орбиты Земли) и быстрые (БСВ, 500 – 800 км/с около орбиты
Земли). Медленный солнечный ветер порождается «спокойной» частью солнечной
короны (областью корональных стримеров) при её газодинамическом расширении:
при температуре короны около 2·106
К корона не может находиться в условиях гидростатического равновесия, это
расширение при имеющихся граничных условиях должно приводить к разгону
коронального вещества до сверхзвуковых скоростей.
Потоки рекуррентного быстрого солнечного ветра испускаются Солнцем в течение
нескольких месяцев и имеют период повторяемости при наблюдениях с Земли
в 27 суток (период вращения Солнца). Эти потоки ассоциированы с корональными
дырами – областями короны с относительно низкой температурой (примерно
0,8·106 К), пониженной
плотностью плазмы и радиальным по отношению к Солнцу магнитным полем. Состав
солнечного ветра не блещет особым разнообразием: протоны, электроны, ядра
гелия и немного иных частиц. Относительный химический состав солнечного
ветра:
Элемент
|
Н
|
3Не
|
4Не
|
О
|
Ne
|
Si
|
Ar
|
Fe
|
Отн. сод.
|
0,96 |
1,7·10-5 |
0,04 |
5·10-4 |
7,5·10-5 |
7,5·10-5 |
3,0·10-6 |
4,7·10-5 |
А вот масса испускаемых частиц и правда удивительна – порядка миллиона
тонн в секунду! Солнечный ветер защищает Солнечную систему от попадания
в неё межзвёздного газа, потому что звёздный ветер создаёт границу гелиосферы.
Он же пополняет веществом пояса Койпера и Оорта, но вот импульс солнечного
ветра пока толком не используется. Ведь тонкая
полиамидная плёнка не в состоянии тормозить протоны, летящие со скоростями
от 500 до 700 км/с, следовательно, и получить от них заметный импульс!
Электрически солнечный ветер в целом нейтрален, то есть количество протонов
(и ядер гелия) равно количеству летящих в нём же электронов, но, поскольку
каждая отдельная частица заряжена, можно воспользоваться законом Ленца.
Для этого нужен парус из очень хорошо проводящего материала (ещё лучше
– сверхпроводника), наведённые в котором токи будут отражать налетающие
на проводящий слой паруса заряды.
Конечно, только сверхпроводник сможет отражать их абсолютно упруго, но
и алюминиевая плёнка сможет, хоть и не упруго, отражать протоны ветра!
Отражать, а не частично притормаживать! Да и альбедо паруса только возрастёт!
С уважением
и надеждой на публикацию
В.Н. Победин
В
оглавление