В.А. Коноваленко
Сознание – способ сохранения жизни
        Всё более широкое и стремительное распространение прототипов искусственного интеллекта в науке, технике и повседневной жизни породило множество рассуждений на самых различных уровнях и о самом ИИ, и о связанном с ним понятии «Сознание». Обсуждение того, что «понятно всем и каждому», как всегда, при ближайшем рассмотрении выясняет, что каждый понимает это «понятное всем и каждому» по-своему и совсем не так, как его собеседник. Примеров тому «вагон и маленькая тележка», более того, очень часто оказывается, что у обсуждаемого «понятного всем и каждому» нет определения. Примером может служить «материя», имеющая описание, но отнюдь не определение. Отсюда появление «тёмной материи» и всех вытекающих последствий. Отсутствие определения сознания чревато аналогичными результатами (напр., сознанием электрона).
        Определение сознания
        Для начала примем в качестве постулата, что сознание – свойство живых объектов, полагая «жизнь» ранее определённой. Разумеется, энгельсовская «форма существования белковых тел» мало чем нам поможет. В «ВМ» № 1 2011 года в статье «Космос и жизнь» есть другое определение: ...«жизнь <...> способность наследования структуры путём передачи алгоритмов её построения»... Это целесообразно для сложных гетерогенных структур, функции которых существенно зависят от порядка чередования их составляющих, что справедливо для большинства «живых» молекул, а не только белков. Жизнь в таком смысле более распространена, чем «форма существования белковых тел». Если так определить жизнь, то сознание – процесс обработки информации одним из важнейших механизмов  сохранения жизни, – системой предупреждения об угрозе нападения (СПУН). Речь идёт именно об угрозе – при реальном нападении работают другие механизмы: иммунитет, зубы, когти, ножи, «калаши» и т.п. В свою очередь СПУН – относительно устойчивая структура связей, создаваемая нервной системой индивидуума на основе личного жизненного опыта. Отсюда столь широкий спектр индивидуальнах реакций на опасность – от яростного броска до полного ступора.
        Атрибуты сознания
        Хорошим объектом обсуждения атрибутов сознания может быть всепланетное живое существо – лемовский «Солярис». Этот планетарный мозг, видимо, огромнейшей вычислительной мощности не опасается внешних угроз и занят моделированием, своего рода «от безделья рукодельем». Осознавать ему, кроме этих, им самим созданных, моделей, нечего, поэтому говорить о сознании «Соляриса» не приходится – он замкнут на самого себя! Для появления сознания требуется несколько взаимодействующих субъектов, взаимодействующих, но достаточно независимых друг от друга. В этом случае появляется конкуренция за субстрат вплоть до угрозы существованию субъекта, следовательно, появляется необходимость прогноза. Поэтому определение сознания как процесса работы СПУН требует следующих атрибутов: кластерности субъектов; автономности (в рамках нечёткого множества); дифференциального распознавания элементов субъекта («свой-чужой»); датчиков внешней среды (органов чувств); коммуникативности.
        Свойства сознания
        Первые четыре атрибута способны обеспечить живому субъекту получение информации о состоянии среды, а при наличии базы ранее накопленных данных прогноз изменений этого состояния и возможных реакций на них самого субъекта. Таким уровнем сознания обладают даже простейшие живые существа (напр., слизевик). Наличие же коммуникативности позволяет перейти на более высокий, социальный уровень, позволяющий противостоять неблагоприятным изменениям среды сообща. Коммуникативным сознанием обладают множество живых существ от калифорнийских во'ронов (и наших серых воро'н) до дельфинов и приматов. Выделяется в этом ряду только сознание высшего примата – человека, – осложнённое второй сигнальной системой, позволяющей морочить голову ближним (манипулировать сознанием) со всеми тяжкими и особо тяжкими последствиями.
        Особо тяжкие последствия
        По мнению философа-когнитивиста Дэниела Деннета, профессора Университета Тафта, сложных проблем в изучении сознания не существует, ибо это иллюзия, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остаётся только объяснить объективное функционирование мозга. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований (и денег). Не согласные с тем, что сознание – всего лишь созданная мозгом иллюзия, предлагают более радикальные теории сознания.
       Австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания (есть и такие), Дэвид Чалмерс в лекции на конференции TED (американский частный некоммерческий фонд), предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное, подобное фундаментальным понятиям физики (пространство, время), основываясь на которых, физики выводят дальнейшие принципы и законы – закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Для Чалмерса важно, что физические фундаментальные свойства и законы постулируются. Мы принимаем их как элементарные и строим на их основе картину мира.
        Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности (в том числе, и финансовые) перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием и которые должны соединять сознание с остальными фундаментальными понятиями – пространством, массой, временем и другими физическими явлениями. Что это за законы – неясно, но можно попробовать их найти. Видимо, авторов идеи привлекает то, что эти понятия больше никак и ничем не объясняются. Удобная позиция – ярлычок навесил и всё объяснил! Зато какой простор для переселения душ и религиозных «кнутов и пряников».
        Увы, но применительно к сознанию этого сделать нельзя, так как сознание – неповторяемый и неповторимый процесс, именно процесс, та самая река, в которую «нельзя войти дважды»: непрерывно меняется состояние среды, вслед за ним меняются сигналы от органов чувств, меняется содержимое памяти, пополняемое в процессе «осознания», наконец, меняется и сам алгоритм обработки. Какая уж тут фундаментальность. Жаль, что исключается «пересадка сознаний» между людьми и роботами, но «истина дороже»!
        Вторая радикальная идея, о которой говорит Чалмерс, это панпсихизм. Приём тот же: не давая определения понятию, сразу описывать его свойства: «сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает». Согласно этой гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Суть не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Хотя эта идея кажется противоречащей здравому смыслу, людям, объединяющим человеческий разум с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.
       Из-за того, что сознание зачастую рассматривалось в контексте религии, философии и когнитивной науки, ему уделялось недостаточно внимания с точки зрения эволюционных процессов. Около пяти лет назад появилась новая теория схемы внимания (AST), которая предполагает, что сознание возникло, чтобы решить одну из проблем, стоящих перед любой нервной системой: вокруг слишком много информации и мозг попросту не может полностью её обработать. Согласно этой теории, в ходе эволюции мозг вырабатывал всё более сложные механизмы для глубокой обработки нескольких избранных сигналов за счёт других, в AST сознание является конечным результатом эволюции последнего полумиллиарда лет и присутствует у ряда видов животных.

В оглавление