И.В. Журавский
О творчестве и
искусственном интеллекте.
«…машины будут безразличны
к человеку, они просто не заметят нас и не станут делать ничего ни хорошего,
ни плохого.
Мысль о том, что у протоплазмы может
быть своя точка зрения, просто не придёт им в голову».
Роберт Шекли
В последние годы об искусственном интеллекте (ИИ) слышали все. В основном
речь идёт об ИИ, которым снабжаются роботы-полицейские, роботы-официанты
и банковские клерки, ИИ, который управляет беспилотными летательными и
наземными аппаратами, короче, о таком ИИ, который сидя в пуле, «всю
ночь напролёт за солдатом гонялся». Разумеется, никто не отрицает пользу
подобных конкретных применений, но все боятся последствий, основываясь
на спирали прогресса – возможен рецидив луддизма.
По мнению доктора экономических наук, профессора экономического факультета
МГУ Ларисы Владимировны Лапидус роботы/ИИ заменят человека «на местах,
связанных с монотонной, рутинной, опасной, грязной работой, которую можно
алгоритмизировать». Согласно данным исследования одной из консалтинговых
компаний, потенциал роботизации и автоматизации, например, в гостиничном
бизнесе и сегменте общественного питания составляет – 73%, в промышленности
и в складском бизнесе – 60%, в сельском хозяйстве – 57% и т.д. В таких
сферах как образование – 27%, здравоохранении и социальной помощи – 36%,
в искусстве – 41%. Напрашивается вывод, так как ИИ не способен к творчеству,
следовательно, не так уж он и опасен!
Но. Начнём с определений. По одному из множества определений «мышление
творческое – психический процесс, направленный на открытие нового знания
или оригинального способа действия, на разрешение творческой задачи или
проблемы. М.т. является способностью социально и культурно развитого субъекта
(индивидуального или коллективного)». («Энциклопедия эпистемологии
и философии науки». М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009).
По словам Л.В. Лапидус, «в деле робототехники существуют два принципиально
различных направления. Представители первого пытаются разработать «человекоподобного
робота», то есть воссоздать в машине человеческие способности, вплоть до
эмоций. Представители второй школы считают такой подход негуманным и разрабатывают
роботов, которые делают жизнь человека легче… без всякого намека на мышление.
И эти два направления несовместимы». «Надо развивать оба, –
продолжает Л.В. Лапидус, – понимая при этом, какая ответственность на
нас ложится. Ясно, что ключевая роль будет отведена искусственному интеллекту.
Именно за него развернётся острая конкуренция между компаниями и странами
в ближайшие десятилетия».
Мы старательно учим машину думать. Одним из перспективных направлений является
обучение ИИ учиться не чему-то конкретному (решать задачи и т.п.), а тому
как надо учиться – метаобучение. Метаобучение отчасти наделяет компьютер
сообразительностью, свойственной человеческому разуму. «Оно-то, вероятно,
и станет ключом к созданию искусственного интеллекта, который будет обладать
теми же способностями, что и человеческий разум», – полагает Джейн
Уэнг, специалист по вычислительной нейробиологии из лондонской компании
DeepMind, принадлежащей корпорации Google. В свою очередь, по мнению Уэнга,
учёные наконец-то смогут понять, что происходит в человеческой голове.
В природе сотни миллионов лет роль алгоритма метаобучения выполняет биологическая
эволюция. Виды стремятся приспособится к изменчивой окружающей среде, развивая
способность к обучению. При этом эволюция подразумевает случайный поиск
в геологических временных масштабах со множеством тупиков и зигзагов. В
1980-х годах учёные, занимавшиеся ИИ, воспользовались эволюционным моделированием
для оптимизации программных агентов, для развития их способности к обучению.
Через двадцать лет в начале 2000-х гг. учёные поняли, как можно увеличить
скорость обучения. В результате при оптимальном режиме обучения любая нейронная
сеть вполне способна приобрести умение учиться.
В 2017 году Николас Гуттенберг и Олаф Витковски, оба из токийского Института
наук о Земле и жизни, создали пару нейронных сетей, которые при выполнении
поставленной перед ними задачи (распознать по большим фрагментам стили
двух картин, написанных в разных художественных манерах) вынуждены были
взаимодействовать. Для этого они были вынуждены разработать собственный
язык, простой и достаточно ёмкий для выполнения поставленной задачи. «Они
нашли общие темы для обсуждения», – говорит Гуттенберг. «Надеюсь,
что в будущем сообщество таких сетей станет создавать свой язык и при этом
они будут друг друга обучать», – добавляет Гуттенберг.
По данным «FinancialTimes» в десятках британских изданий параллельно начали
публиковать статьи, авторами которых выступает программное обеспечение
«RADAR». Оно создано при финансовой поддержке проекта DigitalNewsInitiative.
Полностью свои авторские заметки «RADAR» не пишет, но уже выдаёт с обработанной
компьютером «статистикой».
На данном этапе творчество ИИ весьма… ограничено. Но это только первые
детские рисунки, если не каракули. Можно ли по самым первым рисунка ребёнка
сказать, что через столько-то лет он будет рисовать как Дюрер или Доре?
В биологической эволюции творца не видно, а в киберэволюции Человек является
единственным фактором эволюции, пока единственным. «Люди как боги».
Вряд ли биологическая эволюция ставила перед собой цель создать разумное
существо и уж тем более не предполагала, что сотворит Homo sapiens. «Ну,
что выросло, то выросло, теперь уж не вернёшь…» Человек же сознательно/упорно
пытается создать ИИ, учит его учиться, закладывает азы творческого мышления
и даже агрессивные действия против человека и т.д. Рано или поздно ИИ научится
самостоятельно думать и творчески мыслить. Что из этого в итоге получится?
Каков будет характер творческого мышления ИИ? Будет ли это творческий симбиоз?
Киберсолярис? Мы держим в руках первые детские каракули. Кто сможет утверждать,
что это первые рисунки гениального художника?
Справка. Всероссийский центр
изучения общественного мнения представил данные опроса в преддверии запуска
22 августа корабля Союз-МС14 с человекообразным роботом Skybot F-850. Большинство
россиян назвали сферы, которые, по их мнению, нуждаются в развитии робототехники
(96%). Так, 49% опрошенных считают, что робототехнику стоит развивать в
первую очередь в сфере освоения космоса. При этом 80% наших сограждан согласны
с тем, что развитие российской робототехники будет способствовать укреплению
позиций нашей страны в освоении космоса в целом. 44% россиян считают, что
робототехнику необходимо развивать в сфере опасных промышленных производств.
Особенно часто об этом говорят жители Москвы и Санкт-Петербурга (49%),
городов-миллионников (53%) и городов с населением от 500 до 950 тыс. чел.
(53%). Не менее важны с точки зрения роботизации, согласно опросу, сферы
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (39%), медицинской диагностики
и манипуляций (34%), сельского хозяйства (27%). В меньшей степени необходима
роботизация в сферах управления общественным транспортом (7%), досуга и
развлечений (4%), а также образования (3%). При этом более половины россиян
не согласны с тем, что в ближайшем будущем роботы смогут заменить людей
во многих сферах деятельности (51%). Чаще всего сторонниками данной точки
зрения являются женщины (57%), а также люди в возрасте от 35 до 44 лет
(55%) и старше 60 лет (59%). Обратного мнения придерживаются 47% опрошенных,
преимущественно мужчины (55%), а также те, кому от 18 до 24 лет (70%) и
от 25 до 34 лет (56%). Перспектива замены людей на рабочих местах роботами
не пугает большинство работающих россиян (78%). В особенности занятых мужчин
(81%), работников из Москвы и Санкт-Петербурга (83%) и городов-миллионников
(83%), а также городов численностью от 500 до 950 тыс. чел. (82%). При
этом 21% занятого населения всё же испытывает опасения по данному поводу.
Чаще всего это представители женской аудитории (30%), а также жители населённых
пунктов численностью до 100 тыс. чел (30%) и сёл (33%).
В
оглавление