Эконо-мистик
Биткоин и другие...
        Британские, немецкие и испанские математики спрогнозировали будущее биткоинов (Bitcoin) и других криптовалют. Согласно их оценкам динамики развития около 1,5 тысяч криптовалют, существовавших с 2013 года, доля биткоина в общей капитализации криптовалют к 2025 году упадёт до 50 процентов, тогда как суммарная доля других платёжных систем вырастет. Самой дружелюбной страной для криптовалют по данным BlockShow Europe 2018 оказалась Швейцария. «Швейцарияцентральный хаб для криптовалютных проектов со всего мира благодаря положительной регуляторной динамике,говорят исследователи. Кантон Цуг стал домом для нескольких проектов и фондов, включая Ethereum Foundation, Tezos, Dfinity, Bancor, ShapeShift».
        Авторы изучили регулирование криптовалют в 48 европейских странах. После Швейцарии на втором месте Гибралтар, на третьемМальта. Белоруссия в конце 2017 года легализовала все криптовалюты и операции с ними. Подписанный белорусским президентом Лукашенко декрет не предполагает никаких ограничений к операциям с криптовалютами, их созданию, размещению, хранению, отчуждению и обмену, а также деятельности криптобирж и криптоплатформ.
        Казалось бы, плюсы и минусы криптовалют уже обсуждены достаточно основательно. Ряд экспертов наиболее существенным недостатком считает высокое энергопотребление. Здесь полезно вспомнить, что суммарная вычислительная производительность всех вместе взятых компьютеров мира только несколько лет назад достигла вычислительной производительности мозга одного обычного человека, мощность которого всего несколько десятков ватт (об этом любит говорить директор «Курчатника» М. Ковальчук). Следовательно, есть основания полагать, что КПД криптовалют будет расти, хотя ещё долго останется незначительным.
        Однако, недостаток ли это? Это плохо только на первый взгляд, ведь энергозатраты можно (и даже нужно) рассматривать в прямо противоположном смысле – как необходимое условие долговечности криптовалюты. Примерно по тому же принципу, что и ограниченность ресурсов золота. Обратим внимание на то, что с древних времён и по сей день в человеческом обществе именно ограниченность ресурсов и уникальность объекта определяет его ценность. Именно уникальность делала тот или иной объект валютой. Тому примеры – драгоценные камни, золото, платина и т.п.
        Испокон веков валютой было трудно добываемое, с ограниченными запасами в земной коре золото, а заменяющую его бумажную валюту приходится делать уникальной, снабжая сложными системами защиты от подделок. Цель вполне очевидна – фактическая стоимость изготовления дензнака много меньше его покупательной способности, обеспеченной стоимостью его золотого эквивалента. Поэтому самой большой ошибкой отцов-основателей ФРС США был отказ от золотого содержания доллара.
        Сейчас ФРС – самый влиятельный финансовый регулятор в мире и она могла бы ещё долго оставаться в этой роли. Помешала жадность. Дело в том, что во время второй мировой войны США приняли для хранения золотые запасы многих воюющих стран, которые после войны захотели их вернуть. Пример подал де Голль, отправивший в США пароход с долларами, требуя их обмена на золото. Его пример оказался заразителен, другие страны захотели того же и банкиры США провели закон, лишивший бумажный доллар золотого содержания, и тем самым подписали доллару США смертный приговор.
        Пока ФРС всё ещё остаётся регулятором номер один для всего мирового финансового рынка. Держится она на внушённом в течение многих лет доверии к доллару. Но именно это доверие и есть слабое звено: утрата доверия – падение всей финансовой системы, так как никакой другой опоры доллар уже не имеет. Тем временем, не имея естественных ограничителей, ФРС то и дело «включает печатный станок», национальный долг США измеряется десятками триллионов долларов, а текущий дефицит федерального бюджета превышает 800 миллиардов. Как часто отмечает сенатор Рэнд Пол, банкротствоэто дамоклов меч, висящий в опасной близости от шеи Дяди Сэма. Но, если не считать небольшой кучки надоедливых возмутителей спокойствия в конгрессе типа Пола, никаких других ограничений эмиссии доллара в США нет. Поэтому меч должен упасть, более того он уже двинулся.
        В финансовом мире (в Швейцарии) существует Банк международных расчётов (БМР), который руководит Международным валютным фондом (МВФ), а тот контролирует центральные банки всех стран. Орган такого контроля называется БКБНБазельский комитет по банковскому надзору. Так вот, 29 марта 2019 года БКБН отменил созданную в 1944 году в Бреттон-Вудсе и реформированную в 1976 году в Ямайке систему монопольного долларового господства, когда золото было признано утратившим силу эквивалентом мировых денег и стало обыкновенным биржевым товаром, типа меди или сахара, торговавшихся в Лондоне на сырьевых биржах. Теперь его нужно числить не по третьей, а по первой категории и оценивать не в 50, а в 100% его стоимости.
        Вероятно, для опытных финансистов решение БКБН не было уж совсем неожиданным. Об этом говорит динамика государственных золотых запасов. По данным GFMS, к концу 2003 мировые запасы добытого золота составили ~ 150,4 тыс. тонн. За 13 лет производство золота выросло: в Перу почти на 850%, в Индонезии – на 368%, в Китае – на 180%, в Мексике – более чем на 100%, в Мали добыча золота увеличилось в 10 раз, были созданы золотодобывающие отрасли в Аргентине и Кыргызской Республике и это при росте в мире всего 8,7%.
Динамика запасов золота в госрезервах стран мира
Место
Страна
Золотой запас, 
т, 2005 г.
Страна
Золотой запас, 
т, 2018 г.
1 место США
8135,1
США
8133
2 место Германия
3427,8 
Германия
3384
3 место Франция
2825,8
Италия
2451
4 место Италия
2451,8
Франция
2435
5 место Швейцария
1290,1
Россия
1168
6 место Япония
765,2
Китай
1054
7 место Нидерланды
694,9
Швейцария
1040
        Это решение БМР – признание ошибочности отказа от золота, как естественного ограничителя валютной массы. В этом финансисты убедились опытным путём на примере ФРС. Процесс восстановления роли золота будет не очень быстрым, но неотвратимым. В конце концов он восстановит ограничения эмиссии бумажных валют, однако исторические диспропорции производственной и финансовой сфер экономики золото устранить не может – оно пригодно для бездеятельного хранения (его можно копить, передавать по наследству, дарить и т.п.), как и любые другие материальные ценности. Иное дело криптовалюта – «вещь» не вещественная, в значительной степени виртуальная, могущая просто исчезнуть, если ею перестанут пользоваться!
        В момент своего появления криптовалюты ведут себя подобно доллару ФРС, затем, по мере количественного развития системы, начинают расти (причём, существенно не линейно) энергозатраты на её функционирование. Расходы на «майнинг» играют в процессе всё меньшую роль, а всё более существенными становятся затраты на обслуживание транзакций. Здесь всё больше работает комбинаторика. Похоже, что биткоин уже подошёл к своему пределу, а, так как, в отличие от ФРС-ного доллара, никакое голосование снять энергозапрет не может, следует ожидать прекращения (или существенного замедления) его количественного роста.
        Эти доводы справедливы для любой криптовалюты. Понятно, что в зависимости от конкретных алгоритмов «критические массы» криптовалют будут различаться, как и бумажные «валюты». Так как применительно к криптовалютам роль «золотого лимита» играет именно энергия, причём «старателями» выступают не банкиры и экономисты, волюнтаристы по определению, а программисты и технологи, это в определённом смысле гарантирует криптовалюты от ничем не обеспеченных «волевых» решений. Поэтому представляется вполне вероятным широкое внедрение криптовалют в ближайшем будущем и замены ими бумажных денег, которые и без того всё больше «цифровизуются». Но Герман Греф несколько поспешил хоронить банки! В конечном итоге он, конечно, прав, вот только процесс будет не столь быстрым! Во-первых, в ближайшее время криптовалюты будут «выяснять» относительные обменные курсы, во-вторых, на это наложится консерватизм населения...
       Обычно обсуждается ещё одно свойство криптовалют – анонимность криптовалютных владельцев – на самом деле это свойство чисто фиктивное: любой олигарх и сейчас анонимен в легионе тёзок и однофамильцев и персонифицируется только при материализации содержимого счетов в виде «заводов, газет, пароходов»... А именно в этой области власть предержащие начинают принимать меры. Под предлогом борьбы с контрафактом идёт чипизация всех товаров от продуктов питания до шуб, предметов роскоши и недвижимости, позволяющая локализовать и любой товар, и его «историю». А ведь важен конечный результат транзакций и конечный получатель материальных благ!
        Именно это позволяет собирать налоги (а при необходимости вычислить через конечного получателя всю цепочку). И именно поэтому совершенно не существенно, чем именно и как платили – наличными, перечислением с долларового счёта Чейз Манхеттен-банка или биткоинами с анонимного счёта. Но криптовалюты независимы от «Акул Уолл-стрита» и любых других «фанатов золотого тельца» и в этом их бесспорное преимущество!


Справочно. ФРС (Федеральная резервная система) США ассоциируется с государством и его органами, например, ФБР – Федеральное бюро расследований. На самом деле, ФРС – это частная финансовая корпорация закрытого типа. «Федеральная» она и «государственная» ровно настолько, насколько и частная почтовая компания Federal Express. Даже в телефонном справочнике она находится в категории частных организаций. Доллар является билетом ФРС, которая изначально замышлялась как саморегулируемая организация, никак не связанная с государством. Имена основателей и акционеров Федрезерва хорошо известны всем знатокам конспирологических теорий – Ротшильды, Рокфеллеры, Морганы, Варбурги, Шифы, Лазары и др. Госдолг США достиг небывалых 22 триллионов долларов (22 009 956 376 972), и продолжает постоянно увеличиваться. По состоянию на начало февраля, ФРС принадлежит 10 % всего долга – 2,2 триллиона долларов. Эта часть госдолга беспроцентная – по закону, почти всю свою прибыль ФРС перечисляет в бюджет.

В оглавление