М.А. Железняк
О Державе Великой Расы
        В 2019 году в казахстанской Астане и в российской Казани широко отпразднуют 750-летие Золотой Орды, наследниками которой считают себя и казахи, и татары. Отношение маститых историков к этому событию очень различно, но нельзя не отметить, что стандартное, навязанное западно-европейскими историками скалигеровское представление о «монголо-татарском иге» существенно пошатнулось. Более того, несколько лет назад в учебниках истории его заменили на более нейтральное: «система зависимости русских земель от ордынских ханов». Настала пора уходить от прежних историографических стереотипов и устаревших публицистических штампов в изображении Золотой Орды. Она была гораздо более интересным и сложным явлением, а вовсе не сборищем свирепых кочевых степных разбойников, как многие у нас до сих пор считают. По мнению многих историков из Татарстана и Казахстана Орда представляла собой блестящую высокоразвитую цивилизацию Евразии. Насколько это соответствует реальности?
        Вот что говорит по этому поводу доктор исторических наук, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН (ИРИ РАН), гл. науч. сотр. ИРИ РАН В. Трепавлов: «Истина, как обычно, посередине. Проблема вот в чём. Золотая Орда была сложным организмом. Если читать труды нынешних татарстанских и казахстанских историков, а также работы археологов, исследующих золотоордынские города, возникнет впечатление, что это была развитая городская цивилизация с высокой самобытной культурой. В реальности же абсолютное большинство жителей Золотой Орды оставались кочевыми скотоводами. Это совсем другой полюс культуры, который археологически трудно уловить. К тому же известные нам источники (хотя в основном их писали никогда не бывавшие в Орде иноземцы) повествуют именно о том, что происходило в городах, – о событиях при ханском дворе, настроениях среди аристократии и купечества. Но кочевая степь – основа Золотой Орды – оказывалась за пределами их внимания. Поэтому, с моей точки зрения, говорить об Орде как о блестящей высокоразвитой цивилизации Евразии – это все-таки одностороннее представление».
        Он же говорит о роли Золотой Орды в становлении Руси: «О влиянии Орды на Московскую Русь написано уже много. Это своеобразная монархическая государственность с абсолютной властью верховного правителя, чего не было в Европе. Если до монгольского нашествия во всех крупных русских городах существовали вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную «ярлычной» инвеститурой»... Это означает, что на любую должность вышестоящий правитель выдавал ярлык – своего рода лицензию на власть. Золотая Орда была типичной архаичной империей, в которой разные её части имели разный статус.
        «О том, что Северо-Восточная Русь входила в состав Золотой Орды, говорят два обстоятельства. Во-первых, жители этих русских княжеств, как и все остальные подданные империи, платили в ханскую казну «выход», то есть налог (кстати, этот самый «выход» составлял «десятину» – 10%, а не 13%, как сейчас платим мы, удельные князья похожи на нынешних губернаторов, а баскаки – на коллекторов). Во-вторых, практика выдачи ярлыков на правление, без которых ни один ханский улусник не мог получить власть. И Русь в эту систему была встроена. Вся территория Золотой Орды была поделена на улусы, русские княжества оставались под властью своих исконных правителей. В таком же положении находились Грузия, сельджукская Малая Азия, страна енисейских киргизов, Уйгурия и некоторые другие территории. Орда никогда не держала на Руси свои гарнизоны. Иногда приезжали ханские посольства или заходили отряды сборщиков дани».
        А вот что говорит кандидат исторических наук, ст. науч. сотр. Института российской истории РАН Павел Лукин: «Ордынское воздействие на русскую историю было очень значительным, и оно серьёзно исказило её естественный ход. Домонгольская Русь являлась хоть и периферийным, но целиком и полностью европейским регионом. Владычество Орды надолго прервало европейские контакты Северо-Восточной Руси, сдвинув её цивилизационный вектор в сторону евразийского политического пространства... Но, как известно, в истории редко когда бывает всё однозначно. Нельзя забывать, что именно в составе Орды сложились условия для формирования единого Российского государства и его сложной этно-религиозной структуры».
        В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла одна из самых ожидаемых научно-популярных книг 2018 года – «Рождение государства. Московская Русь XV-XVI веков». Её автор, доктор исторических наук проф. Европейского университета в Санкт-Петербурге М. Кром по этому поводу сказал: «Противопоставление «прогрессивного» Запада «отсталому и опасному Востоку» – давняя традиция европейской мысли, восходящая еще к трудам просветителей. Тогда было модно, рассуждая, например, об устройстве Османской империи, намекать на деспотизм в своей стране. В XIX веке подобные публицистические штампы и стереотипы проросли и на русской почве... «Со времен Костомарова в нашей общественной мысли прочно укоренился тезис о том, что деспотизм, рабство и прочая «азиатчина» в русской истории – это тяжёлое наследие монгольского нашествия. В свете наших сегодняшних знаний – а мы теперь гораздо больше знаем и про Древнюю Русь, и про Орду – ясно, что никакой прочной научной основы под этим утверждением нет. Всё это не более чем публицистика, актуальная для той эпохи. Популярные среди современников Костомарова споры западников и славянофилов о том, является ли Россия частью Европы или нет, сейчас тоже потеряли всякий смысл»...
        Можно и далее цитировать наших историков, убеждаясь в том, что они, наконец-то, стали думать собственными мозгами, а не перепевать Запад, но, как бы не соотносились Русь и Золотая Орда, однако до календарной реформы Петра I на Руси пользовались летосчислением «от сотворения мира в Звёздном храме между Державой Великой Расы и Империей Дракона». А это примерно в 10 раз старше Золотой Орды! Этот календарь, самый древний из дошедших до нас, не требующий високосных лет, месяцев и дней, так как ежегодно корректировался по равноденствию, очевидно был создан высокоцивилизованным народом. Он поддерживался на Руси пять тысячелетий. Неужели же это было возможно в малограмотной, разобщённой стране, изначально отстававшей от той Европы, которой в те времена даже ещё не существовало?
        Между тем, о домонгольских, тем более, дохристианских временах известно очень мало. А скорее всего именно там корни и западничества, и русофобии. Понятно, что с принятием христианства ретивые монахи старательно уничтожали всё, что противоречило их вере, или переименовывали и присваивали себе неуничтожимое в народной памяти, как они поступили с Георгием Победоносцем (точнее, драконоборцем, хотя у христиан драконов нет).
        К этой чистке нужно добавить петровскую борьбу со староверами, которые предпочитали сгореть вместе со своими святынями, чем подчиниться «антихристу». Вероятность найти что-то домонгольское, а тем более, дохристианское отлична от нуля разве что в Китае, хотя, надо полагать, побеждённые вряд ли много напишут чего хорошего о победителях. Но даже это не существенно – найти бы хоть какую зацепку! Поэтому юбилей Золотой Орды так важен: вдруг обнаружится хоть что-то о доордынских временах, временах Великой Тартарии!

В оглавление