М.А. Железняк
О Державе
Великой Расы
В 2019 году в казахстанской Астане и в российской Казани широко отпразднуют
750-летие Золотой Орды, наследниками которой считают себя и казахи, и татары.
Отношение маститых историков к этому событию очень различно, но нельзя
не отметить, что стандартное, навязанное западно-европейскими историками
скалигеровское представление о «монголо-татарском иге» существенно пошатнулось.
Более того, несколько лет назад в учебниках истории его заменили на более
нейтральное: «система зависимости русских земель от ордынских ханов». Настала
пора уходить от прежних историографических стереотипов и устаревших публицистических
штампов в изображении Золотой Орды. Она была гораздо более интересным и
сложным явлением, а вовсе не сборищем свирепых кочевых степных разбойников,
как многие у нас до сих пор считают. По мнению многих историков из Татарстана
и Казахстана Орда представляла собой блестящую высокоразвитую цивилизацию
Евразии. Насколько это соответствует реальности?
Вот что говорит по этому поводу доктор исторических наук, руководитель
Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской
истории РАН (ИРИ РАН), гл. науч. сотр. ИРИ РАН В. Трепавлов: «Истина,
как обычно, посередине. Проблема вот в чём. Золотая Орда была сложным организмом.
Если читать труды нынешних татарстанских и казахстанских историков, а также
работы археологов, исследующих золотоордынские города, возникнет впечатление,
что это была развитая городская цивилизация с высокой самобытной культурой.
В реальности же абсолютное большинство жителей Золотой Орды оставались
кочевыми скотоводами. Это совсем другой полюс культуры, который археологически
трудно уловить. К тому же известные нам источники (хотя в основном их писали
никогда не бывавшие в Орде иноземцы) повествуют именно о том, что происходило
в городах, – о событиях при ханском дворе, настроениях среди аристократии
и купечества. Но кочевая степь – основа Золотой Орды – оказывалась за пределами
их внимания. Поэтому, с моей точки зрения, говорить об Орде как о блестящей
высокоразвитой цивилизации Евразии – это все-таки одностороннее представление».
Он же говорит о роли Золотой Орды в становлении Руси: «О влиянии Орды
на Московскую Русь написано уже много. Это своеобразная монархическая государственность
с абсолютной властью верховного правителя, чего не было в Европе. Если
до монгольского нашествия во всех крупных русских городах существовали
вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские
элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную
«ярлычной» инвеститурой»... Это означает, что на любую должность вышестоящий
правитель выдавал ярлык – своего рода лицензию на власть. Золотая Орда
была типичной архаичной империей, в которой разные её части имели разный
статус.
«О том, что Северо-Восточная Русь входила в состав Золотой Орды, говорят
два обстоятельства. Во-первых, жители этих русских княжеств, как и все
остальные подданные империи, платили в ханскую казну «выход», то есть налог
(кстати,
этот самый «выход» составлял «десятину»
– 10%, а не 13%, как сейчас платим мы, удельные князья похожи на нынешних
губернаторов, а баскаки – на коллекторов). Во-вторых, практика выдачи
ярлыков на правление, без которых ни один ханский улусник не мог получить
власть. И Русь в эту систему была встроена. Вся территория Золотой Орды
была поделена на улусы, русские княжества оставались под властью своих
исконных правителей. В таком же положении находились Грузия, сельджукская
Малая Азия, страна енисейских киргизов, Уйгурия и некоторые другие территории.
Орда никогда не держала на Руси свои гарнизоны. Иногда приезжали ханские
посольства или заходили отряды сборщиков дани».
А вот что говорит кандидат исторических наук, ст. науч. сотр. Института
российской истории РАН Павел Лукин: «Ордынское воздействие на русскую
историю было очень значительным, и оно серьёзно исказило её естественный
ход. Домонгольская Русь являлась хоть и периферийным, но целиком и полностью
европейским регионом. Владычество Орды надолго прервало европейские контакты
Северо-Восточной Руси, сдвинув её цивилизационный вектор в сторону евразийского
политического пространства... Но, как известно, в истории редко когда бывает
всё однозначно. Нельзя забывать, что именно в составе Орды сложились условия
для формирования единого Российского государства и его сложной этно-религиозной
структуры».
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла одна из самых ожидаемых
научно-популярных книг 2018 года – «Рождение государства. Московская Русь
XV-XVI веков». Её автор, доктор исторических наук проф. Европейского университета
в Санкт-Петербурге М. Кром по этому поводу сказал: «Противопоставление
«прогрессивного» Запада «отсталому и опасному Востоку» – давняя традиция
европейской мысли, восходящая еще к трудам просветителей. Тогда было модно,
рассуждая, например, об устройстве Османской империи, намекать на деспотизм
в своей стране. В XIX веке подобные публицистические штампы и стереотипы
проросли и на русской почве... «Со времен Костомарова в нашей общественной
мысли прочно укоренился тезис о том, что деспотизм, рабство и прочая «азиатчина»
в русской истории – это тяжёлое наследие монгольского нашествия. В свете
наших сегодняшних знаний – а мы теперь гораздо больше знаем и про Древнюю
Русь, и про Орду – ясно, что никакой прочной научной основы под этим утверждением
нет. Всё это не более чем публицистика, актуальная для той эпохи. Популярные
среди современников Костомарова споры западников и славянофилов о том,
является ли Россия частью Европы или нет, сейчас тоже потеряли всякий смысл»...
Можно и далее цитировать наших историков, убеждаясь в том, что они, наконец-то,
стали думать собственными мозгами, а не перепевать Запад, но, как бы не
соотносились Русь и Золотая Орда, однако до календарной реформы Петра I
на Руси пользовались летосчислением «от сотворения мира в Звёздном храме
между Державой Великой Расы и Империей Дракона». А это примерно
в 10 раз старше Золотой Орды! Этот календарь, самый древний из дошедших
до нас, не требующий високосных лет, месяцев и дней, так как ежегодно корректировался
по равноденствию, очевидно был создан высокоцивилизованным народом. Он
поддерживался на Руси пять тысячелетий. Неужели же это было возможно в
малограмотной, разобщённой стране, изначально отстававшей от той Европы,
которой в те времена даже ещё не существовало?
Между тем,
о домонгольских, тем более, дохристианских временах известно очень мало.
А скорее всего именно там корни и западничества, и русофобии. Понятно,
что с принятием христианства ретивые монахи старательно уничтожали всё,
что противоречило их вере, или переименовывали и присваивали себе неуничтожимое
в народной памяти, как они поступили с Георгием Победоносцем (точнее, драконоборцем,
хотя у христиан драконов нет).
К этой чистке
нужно добавить петровскую борьбу со староверами, которые предпочитали сгореть
вместе со своими святынями, чем подчиниться «антихристу».
Вероятность найти что-то домонгольское, а тем более, дохристианское отлична
от нуля разве что в Китае, хотя, надо полагать, побеждённые вряд ли много
напишут чего хорошего о победителях. Но даже это не существенно
– найти бы хоть какую зацепку! Поэтому юбилей Золотой Орды так важен: вдруг
обнаружится хоть что-то о доордынских временах, временах Великой Тартарии!
В
оглавление