Е.В. Шевченко
«Инженер будущего»
      Миром правят молодые, когда состарятся
Бернард Шоу
        В рамках первого саммита молодых учёных и инженеров в Сочи представители АО «Росэлектроника» представили ключевые компетенции «инженеров будущего», которые будут, по их мнению, востребованы на предприятиях холдинга через 3-5 лет в условиях цифровой экономики.
АО «Росэлектроника» образовано в 1997 году, в 2009 году вошло в состав Госкорпорации Ростех. Холдинг объединяет более 120 предприятий и научных организаций. Общая численность сотрудников превышает 70 тысяч человек. На сегодняшний день холдинговая компания формирует более 50% выпуска электронных компонентов в России, 8% выпуска продукции радиоэлектронной отрасли в целом и обеспечивает более 10% рабочих мест отрасли. «Росэлектроника» является ключевым участником радиоэлектронного рынка, поэтому её опыт следует учитывать.
        По мнению заместителя гендиректора по организационному развитию «Росэлектроники» Натальи Транковской: «Цифровизация – это не просто новые современные цеха, оборудование, бизнес-процессы и программное обеспечение. Это ещё и новые компетенции персонала. Необходимо уже сейчас готовить специалистов для работы на будущих производственных мощностях. Это позволит своевременно обеспечить потребность в кадрах по тем направлениям, которые на сегодняшний день ещё отсутствуют, а завтра уже будут активно востребованы предприятиями холдинга».
        Помимо знания основных технических дисциплин, фотоники, программирования, робототехники и новых систем обработки данных, «инженер будущего» должен обладать креативным мышлением для решения нестандартных задач, иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде и выстраивать эффективные коммуникации.
        Одним из важнейших качеств будущих инженеров, по мнению Транковской, станет способность постоянно учиться с учётом новых задач и направлений. Этот тезис не нов, важно, как его обеспечивают. Для подготовки «инженеров будущего» в «Росэлектронике» сформирована специальная образовательная система – от проектов для школьников и базовых кафедр в вузах до специальных корпоративных учебных программ.
        Но в этой бесспорно верной системе всегда присутствует опасность узкой специализации, делающей специалиста (по Пруткову) «подобным флюсу». Специализация сужает базу знаний, замыкая её в границах специальности. Но ведь основная масса изобретений и открытий обеспечивается ассоциациями в широкой базе знаний. Сейчас, при общемировом тренде профессионализации, как правило, сопровождаемой сужением интересов и, следовательно, сужением базы знаний, возникает угроза утраты креативного мышления.
        Поэтому специалисту необходимо не только отслеживать новинки в профессиональной области, но и быть широко осведомлённым, «эрудированным» человеком. Как говорилось в старом анекдоте, «прежний инженер знал всё от Баха до Фейербаха...». Это значительно труднее, чем просто регулярно «повышать квалификацию». Для такой «учёбы» необходимо воспитание любознательности «с младых ногтей»! Причём в значительной степени «всеядной любознательности»! И не стоит опасаться перегрузить мозг – даже человек с умственными данными ниже среднего всё ещё превосходит все компьютеры мира, вместе взятые (включая суперкомпьютеры).
        Просто наш мозг, в основном, занят своими делами (по управлению нашими физиологическими процессами), «мыслит» он, в отличие от компьютера, «в свободное от основных занятий время», поэтому и не так быстр, но вот перегрузить его нам пока не по силам (если, конечно, мы это сами себе не внушим безо всяких на то оснований). Описанное Чуковским состояние «от двух до пяти» должно быть нормальным состоянием не только ребёнка, но и взрослого, беда в том, что мы очень хорошо умеем это состояние глушить, но совершенно не умеем его охранять.
        Резюмируя: инженер будущего – это широко эрудированный человек, сохранивший по отношению к внешнему миру состояние «детской любознательности». Образно говоря, он, по меньшей мере, магистр игры «Что? Зачем? Почему?», только вопросы ставят не зрители, а он сам их находит в окружающем мире. А вот готовить таких инженеров пока приходится методом проб и ошибок, но уж точно не по болонской системе, способной готовить бакалавров и магистров для обсуждения количества демонов на острие иглы и ни для чего другого!
        Здесь следует отметить, что магистром может стать любой достаточно трудолюбивый человек и его магистерская диссертация – достаточно убедительное доказательство успешного освоения предусмотренного программой объёма знаний. Но эта диссертация никак не отражает его способность воспринимать новые, не существующие во время его обучения знания, а тем более самому их генерировать. Это удел инженера!
        И далеко не каждый магистр на это способен. Трудолюбивый магистр может написать и защитить кандидатскую и докторскую диссертации – этому он уже обучен, но далеко не каждый магистр может «породить» что-то новое, – для этого нужны и способность к ассоциациям, и широкий кругозор, и, наконец, креативный талант!
        Креативный талант инженера нужно искать, а этот поиск намного сложнее поиска артистических талантов – эвристические способности обнаружить труднее, чем абсолютный слух или идеальный голос!

В оглавление