И.И. Дзюба
Киборгизация Хомо
Предисловие редакции. Письмо Ивана Ильича Дзюбы было получено редакцией в декабре 2017 года уже после выхода в свет «Демиурга» и не попало в номер. Однако, содержание этого письма перекликается с общей тематикой настоящего номера, поэтому оно было включено в него с полугодовым опозданием, за что приносим автору свои извинения. Вместе с тем редакция считает необходимым отметить, что заключительный тезис автора о том, что «Человек перестаёт быть свободной, самодостаточной личностью и становится информационным киборгом, придатком к виртуально-информационной системе и её функцией»... совсем не обязательно свидетельство регресса. Человек изначально был и в значительной степени остаётся «стайным животным». Он прежде всего социален, а «достижения» современного общества потребления наводят на мысль о возможном выигрыше при «деиндивидуализации» личности.
        Быстрое развитие компьютерных технологий, всеобщая доступность разнообразных гаджетов приносят сейчас людям не только пользу, но и настоящее наслаждение. При этом они часто не задумываются о тех потенциальных опасностях и проблемах, которые могут вызвать эти глобальные процессы. Всю свою историю человечеству свойственно двойственное восприятие любых новшеств: мы привыкли смотреть на их положительные стороны, но не склонны замечать отрицательные. Мы радуемся прогрессу и его плодам, но предпочитаем не видеть, например, ухудшения экологии и отрицательную социальную селекцию, когда на передний план вырвался и начинает всеми управлять так называемый «средний человек». Нельзя бесконечно наращивать светлую составляющую любого процесса без неизбежного удлинения тени, и невозможно эту тень отрезать – тогда исчезнет и свет.
        Современный мир стал по-настоящему открытым. Мы можем получать любую информацию на любом языке в неограниченных масштабах – надо просто уметь это делать. Этому можно было бы радоваться. Но люди не просто теряются в этих огромных массивах информации, они неожиданно осознают собственную заурядность. Возникает желание отгородиться от всего остального мира, эдакий искусственный аутизм – аудиоклипсы в уши и «выключение» из социума со всеми его бедами, а заодно и радостями. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Информации стало слишком много. Если совсем недавно (например, в прошлом веке) человеку приходилось тратить немало сил, чтобы её добыть, то теперь он вынужден от неё защищаться.
        Это важное свойство современного общества. Можно узнавать новости, обновляющиеся каждые пять минут, но  нормальному человеку такие огромные потоки информации просто не нужны. Нынешнее общество уже стало объектом манипуляции со стороны средств массовой информации, в конечном итоге и определяющих для него актуальную повестку дня. При этом массмедиа отбирают именно ту информацию, которую считают необходимой дать (или которую им указывают дать), преподнося её в нужном для кого-то ракурсе.
        Нашему далёкому предку информация о внешнем мире была нужна для самосохранения, ему нужно было быть в курсе событий и знать, что и где происходит, чтобы выжить, но сейчас важная и не важная для него информация постоянно перемешивается, не позволяя ему толком разобраться в настоящей картине мира. Зачем, например, москвичу знать, что в Мехико упавшее дерево раздавило пустой кадиллак, а в Бангладеш не состоялся матч бойцовых рыбок? Конечно, первое из них может быть заставит прохожего посмотреть вверх (хотя опыт с падением на головы сосулек вызывает сомнения в такой реакции), а уж второе не даст ничего, кроме мусора в памяти.
        Когда мы находимся в социальных сетях, наше внимание зачастую привлекают ненужные вещи. Мы постоянно с кем-то общаемся. Это происходит, даже если просто читаем чужие статусы, и чем больше кто-то проявляет активность, тем он более заметен, даже если пишет явную чушь. В результате происходит перекрестное опыление глупыми текстами, что занимает самый главный ресурс человека – время.
        Исследования доктора филологических наук, профессора Высшей школы экономики И. Дзялошинского показали, что 76% опрошенных людей проводят в социальных сетях более 10 часов в сутки. Поэтому внимание человека постоянно отнимают лишняя информация и ненужные коммуникации.  Вся предыдущая история человечества свидетельствовала о том, что личность формируется в процессе самостоятельного продумывания жизненных впечатлений и структурируется вокруг какой-то важной для этой личности идеи. Имелось в виду, что система взглядов выстрадана на основе личных переживаний и собственного жизненного опыта.
        Однако у современного человека картина мира в целом складывается в результате восприятия навязанных извне сюжетов, лично им не осознанных и не пережитых. Структура его личности – это мешок с обрывками разных сведений, собранных в случайном и хаотичном порядке. Эту информацию он не может ни усвоить, ни привести в систему. Зато у человека возникает ложное ощущение, что он знает ответы на все вопросы.
        Этим же объясняется некая шизофреничность его сознания, когда в нём уживаются несовместимые на первый взгляд вещи (например, физика и мистика). Современный человек является не цельной натурой, а личностью с разорванным и эклектичным сознанием. Благодаря этому он может, подобно хамелеону, показывать себя совершенно разным в зависимости от конкретной ситуации (в «мешке» его памяти «всякой твари по паре»). Но это же свойство часто становится причиной того, что нынешний индивид затрудняется осознать себя и своё место в обществе.
        Сознание человека так устроено, что ему трудно постоянно защищаться от тотальной лжи. Ещё Пушкин писал: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Если в прошлом люди старались следовать девизу «быть, а не казаться», то современному человеку больше подходит «казаться, чтобы быть». В нынешнем обществе как никогда важно инсценировать определённые социальные роли, которые не всегда совпадают с реальными устремлениями индивида. Хорошо известен так называемый кризис среднего возраста, когда, оглядываясь назад, человек внезапно осознает, что когда-то он был совсем другим и мечтал о совершенно иной жизни. Но с годами маска приросла к лицу, очень трудно снова стать самим собой, не вступая при этом в конфликт с обществом.
        Сейчас в информационной сфере мы наблюдаем возврат к феодальному устройству общества. Есть «информационные плебеи» (большинство населения), потребляющие основной массив информации из телевизора, и существует небольшая группа людей, имеющая доступ к более объективным данным. И, наконец, лишь ограниченный круг («информационная элита») может пользоваться полным объёмом всей имеющейся информации.
        Постоянное пребывание современного человека в информационном пространстве многие специалисты считают настоящей болезнью сродни алкоголизму и наркомании. Вовлечение людей в виртуальный мир нарушает их связь с реальностью и способствует появлению проблем с психическим и физическим здоровьем. Современный человек совершенно прозрачен перед государством, которое через виртуальные медиакоммуникации способно полностью его контролировать: его почту читают, его предпочтения в любых сферах отслеживают. И противостоять этому сейчас невозможно.
        Человек перестает быть свободной, самодостаточной личностью и становится информационным киборгом, придатком к виртуально-информационной системе и её функцией. Чем больше он отдаёт себя виртуальному миру, тем больше растворяется в нём, становясь его рабом. Не хотелось бы, чтобы индивид окончательно превратился в функцию коммуникационного универсума. Важно сохранить в будущем идею эпохи Просвещения о человеке как суверенной личности, способной самостоятельно мыслить и принимать собственные решения.

В оглавление