Н.Н. Ляшенко
Облачные Технологии
        Облачные технологии (ОТ, в англоязычной литературе обычно называемые облачными вычислениями – Cloud computing) – это предоставление вычислительных услуг – серверов, дисков для хранения данных, баз данных, сетевых услуг, программного обеспечения, аналитических услуг и т.д., через Интернет, метафорически называемый облаком.
        Модель облачных вычислений состоит из внешней и внутренней частей. Эти два элемента соединены по сети через Интернет. Посредством внешней части пользователь взаимодействует с системой, внутренняя часть – это собственно само облако. Внешняя часть состоит из клиентского компьютера или сети компьютеров предприятия и приложений, используемых для доступа к облаку. Внутренняя часть предоставляет приложения, компьютеры, серверы и хранилища данных, создающие облако сервисов (см. рис. 1.)

Рис. 1. Структура облачных сервисов крупным планом.
        Компании, предоставляющие такие услуги внешним пользователям, обычно взимают плату за пользование в зависимости от объёма услуг. В этом случае говорят о публичных облачных системах в противоположность частным (private) системам, которые создаются большими организациями для внутреннего использования их подразделениями. Возможны и смешанные (гибридные) системы, где часть услуг оказывает внутренняя подсистема, а другие услуги предоставляют внешние компании.
        Осознаёт это читатель или нет, но многие привычные виды использования Интернета являются облачными услугами: электронная почта, интернетское телевидение, игры онлайн, хранение фотографий на сайтах социальных сетей и др. Современные облачные услуги – это значительное расширение диапазона уже знакомых нам услуг.
        Для многих организаций выгода от использования ОТ состоит в упрощении или даже в полном устранении таких работ, как создание сетевой инфраструктуры, покупка, оснащение и обновление компьютерной техники. Работа с ОТ гарантирует доступ к новейшим версиям ПО, значительную скорость вычислений (путём подключения дополнительных облачных компьютеров), и лёгкое масштабирование. Облачные услуги могут вызываться из любого географического положения благодаря их опоре на Интернет.
        Следует также отметить повышенную надёжность работы облачных систем, которые способны создавать и хранить зеркальные копии разных стадий вычислительного процесса, а также передавать исполнение процесса другим облачным компьютерам в случае сбоев.
        Облачные сервисы подразделяются на три уровня: инфраструктура как сервис (IaaS), платформа как сервис (PaaS) и ПО как сервис (softwareas a service – SaaS). Эти уровни часто реализуются один поверх другого, из-за чего эту триаду называют стеком облачногосервиса (см. рис. 2).

Рис. 2. Стек облачной системы.

        Инфраструктура как сервис предоставляет на прокат серверы, виртуальные машины, накопительные диски, сетевую поддержку и операционные системы. Они оплачиваются пользователем по мере использования.
        Платформа как сервис предоставляет программное обеспечение, обеспечивающее легкость работы с облачной системой: разработку программ, тестирование, управление сетью, базами данных и приложениями.
        ПО как сервис – это метод предоставления приложений через Интернет по мере надобности. Это чаще всего делается в форме подписки. Поддержка приложений и их замена новейшими версиями ложится на облачный сервис. Пользователи подсоединяются к приложениям через браузеры, PC или мобильные устройства.
        Одна из наиболее интересных и быстро развивющихся компонент облачных технологий – это так называемая виртуализация. Она представляет собой ПО, подразделяющее инфраструктуру на части, выделенные для специальных видов вычислительной работы. Например, виртуализация делает возможной работу различных операционных систем на одном и том же сервере одновременно.
        Основная идея состоит в том, что в глазах пользователя работа происходит на одном (виртуальном) компьютере с почти любыми свойствами, которые пользователь хочет иметь. За кадром же ПО виртуализации создаёт систему из различных взаимосвязанных устройств или программ, которым виртуальный компьютер делегирует подходящие части работы. Фактически этим создаётся вычислительная среда, отделяющая пользовательское представление работы от реальной физической инфраструктуры.
        Облачные технологии продолжают завоёвывать всё новые области. В дополнение к трём уровням стека на рис. 2 вводятся новые слои и их вариации (напр., бизнес процесс как сервис). В обсуждениях будущего ОТ появился даже термин всё как сервис («everything as a service» – EaaS).
        При всём этом, неправильно было бы видеть в ОТ панацею от накладных расходов на оборудование и затрат времени на обслуживание. В ряде случаев компании предпочитают более полный контроль над работой их вычислительных систем. Например, в силу требований безопасности и конфиденциальности они воздерживаются от передачи данных через сети.
        Не всегда оправдываются и надежды на экономию. Первоначальные затраты на перенос части бизнеса на облачную систему могут не окупиться за разумное время. Решение использовать или не использовать ОТ зависит от конкретных задач и обстоятельств компании. Как это всегда бывает, «дьявол – в деталях».


Комментарий редакции. Несколько слов о тех самых деталях, прибежищах дьявола. Существует вероятность, что с повсеместным приходом этой технологии станет очевидной проблема создания неконтролируемых данных, когда информация, оставленная пользователем, будет храниться годами, либо без его ведома, либо он будет не в состоянии изменить какую-то её часть. Примером этого могут служить сервисы Google, где пользователь не в состоянии удалить неиспользуемые им сервисы и даже удалить отдельные группы данных, созданные в некоторых из них. Кроме того, некоторые аналитики предполагали появление проблем с облачными вычислениями в связи с тем, что из-за значительного притока пользователей сервисов, использующих облачные вычисления, растёт стоимость ошибок и утечек информации с подобных ресурсов. Это и произошло в 2009 годусервис для хранения закладок Magnolia потерял все свои данные. Некоторые облачные платформы практикуют удаление данных в случае неоплаты платежа за услугу. Наконец,существует сомнение в соблюдении конфиденциальности.

В оглавление