Д-р Ал-ов
Реплика о космосе
Бухгалтер, милый мой бухгалтер...
        Международная окололунная орбитальная станция LOP – Gateway фактически является проектом США, партнёры которых, включая Россию, не могут предложить Соединённым Штатам каких-то уникальных технологий, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин: «... странам-партнёрам, в том числе и России, после МКС практически нечего будет предложить США в области космоса – у них сейчас уже есть всё, что было раньше у нас, а также достаточно собственных финансовых ресурсов». По его мнению, «какие-то подрядные работы у России будут заказаны: американцы очень прагматичные, и им важно, чтобы и другие страны внесли свой финансовый вклад», однако LOP – Gateway «даже если и будет объявлен международным, станет проектом США, все остальные страны будут играть второстепенную роль».
        США и партнёры (прежде всего ЕС, Япония и Канада) настаивают, чтобы Россия при создании шлюзового модуля для LOP – Gateway использовала американские технические стандарты. Западные страны хотели бы исключить Россию из проекта, потому что Россия отстаёт по всем технологическим циклам изготовления космической техники. Переговоры о создании окололунной станции начались в 2013 году. В сентябре 2017 года Россия и США подписали соглашение о намерениях по созданию окололунной станции LOP – Gateway. Строительство станции намечено на 2022-й, присоединение российского шлюзового модуля к ней – на 2024-й.
        В Роскосмосе признали отставание от США в технологиях ракетных двигателей, а также невозможность самостоятельно создавать спутники. В ноябре 2017 года исполнительный секретарь Национального совета по космосу при президенте США Скотт Пейс описал стратегию, которой придерживается США, чтобы сохранить лидерство в космосе: «теперь мерой лидерства является то, как много людей хотят работать с вами, сколько людей хотят быть частью вашей команды...» – заявил он.
        Уже ясно, что США не будут продлевать договор по МКС – их многоразовые ракеты и корабли уже сейчас опережают наши наработки (которые мы так охотно им продаём!), а всё, что можно было взять из советско-российских разработок, уже взято! Деятели Роскосмоса гордятся тем, что экипажи на МКС летают на «Союзах», а США продолжают закупать РД-180. Да, платят за доставку и покупают двигатели, а тем временем силы и средства тратят на движение вперёд. С их подачи российские СМИ смакуют неудачи SpaceX и не очень афишируют неудачи Роскосмоса. Но неудачи неудачам рознь: неудачи Илона Маска – ошибки конструкции, выявляющиеся при испытании нового образца. Их устраняют, тем самым совершенствуя конструкцию.
        Маск реализует цепочку: пуск – «работа над ошибками» – пуск исправленного образца – «работа над ошибками»... Из пяти пусков Falcon 1 три первых оказались неудачными, зато на создание работающей ракеты (время от основания компании до первого удачного старта) SpaceX потребовалось менее 6,5 лет. В 2018 году SpaceX запустит последнюю версию ракеты-носителя Falcon 9, после чего сконцентрируется на разработке многоразовых ступеней супертяжёлой ракеты и космического корабля BFR (Big Falcon Rocket). В планы SpaceX входит постепенная замена всех своих действующих ракет и космических кораблей на универсальную BFR.
        А вот неудачи Роскосмоса не дают никакой информации разработчикам, так как Роскосмос с лёгкой руки его руководства – коммерческая организация, целью которой является извлечение из каждого пуска максимального дохода. В самом деле, какую пользу может извлечь конструктор, узнав, что неудачный пуск связан с отсутсвием на рабочем месте кладовщицы! А именно с этим связана авария «Прогресса МС-04» назвали в январе 2017 года...
        Неполадки выявлены в агрегатах РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливаемых на вторую и третью ступени ракеты «Протон-М» соответственно. Выяснилось, что при сборке вместо материалов с содержанием драгоценных металлов использовались менее жаростойкие компоненты. Почти весь запас РД-0210/0211 и РД-0213/0214, всего 71 двигатель, отозван для пересборки. Впоследствии стало известно, что некорректная сборка была осуществлена ввиду отсутствия на рабочем месте по причине болезни кладовщицы предприятия!!!
        А какую пользу может извлечь конструктор, узнав, что разгонный блок запущенной с космодрома «Восточный» ракеты сгорел в атмосфере потому, что в него заложили в качестве стартовых координаты «Байконура». Разве что сделать вывод о ненужности Роскосмосу и его разработок, и его самого. «Всё на продажу» – лозунг Роскосмоса! Сейчас Роскосмос вне конкуренции по незавершённым разработкам – этакий эталон непоследовательности. Вот что говорит глава НТС ГК «Роскосмос» Ю. Коптев:
        «По ряду причин мы, к сожалению, не наблюдаем того темпа внедрения «Ангары», который был бы нужен. Но у нового семейства носителей есть своя чётко определённая нишаэто не вызывает сомнений. Не могу не упомянуть, что в «Ангару» уже вложено в общей сложности больше 110 млрд рублей. Основные технические решения для лёгкого и тяжёлого варианта ракеты разработаны. Вся инфраструктура подготовки и осуществления пуска функционирует. Есть ряд вопросов по совершенствованию «Ангары». Необходимо дотянуть её до требований технического задания, прежде всего с точки зрения массы полезного груза. <...> Поэтому возникает логичный вопрос: если не «Ангара», то что? Не будем забывать, что это первая сверхтяжёлая ракета».
        Ю. Коптев очень «смягчил» ситуацию – несчастную «Ангару» то включают в планы, то снова выбрасывают по «финансовым соображениям». Сальдо у Роскосмоса в полном порядке, но вот с новыми разработками дело швах: множество начатых и замороженных разработок («Байкал», «Клипер», «Федерация»). Трудно в беге с барьерами опередить спринтера на чистой беговой дорожке и ... нам уже предлагают использовать американские скафандры, а в новой станции – американский стыковочный узел ...
        «Роскосмос» по-прежнему держится на советских разработках, а руководители госкорпорации и чиновники заявляют, что завтра будет лучше, чем вчера, если что-то поменять сегодня. В 2016 году Россия впервые с 2004 года утратила лидерство по числу пусков, произведя всего 19 пусков, учитывая два старта «Союз-СТ» с европейского космодрома Куру (Французская Гвиана). Россию опередили США и Китай, совершившие по 22 пуска (за тот же период компания SpaceХ провела 9 пусков). В 2017 году Россия произвела 20 пусков (учитывая космодром Куру) и оказалась на втором месте в мире по этому показателю, второй год подряд уступив США (28 пусков). В 2018-м к МКС отправится пять экспедиций, всего на станции побывают 18 человек, из которых 7 будут представлять «Роскосмос», 8 человек – НАСА, по одному – Европейское и Канадское космические агентстваи Японское агентство аэрокосмических исследований.
        Весьма дорого нам обходится и МКС (причём не в финансовом, а в техническом плане), этакая коммунальная квартира, в которой весь мир (и прежде всего, США) знакомится с нашими разработками, в итоге – «... Россия отстаёт по всем технологическим циклам изготовления космической техники». Причина проста: Роскосмосом руководит бухгалтер, а Маск, получивший образование в области прикладной физики, будучи гендиректором, фактически выполняет ещё и обязанности генерального конструктора. Если руководство Роскосмосом останется прежним, Россия уйдёт из Космоса!
        И не надо по «финансовым соображениям» строить очередную совместную (а точнее, американскую) станцию – экономия на строительстве практически всегда с лихвой перекрывается последующими эксплуатационными расходами, возникшими именно из этой экономии! Поэтому не нужно участвовать в строительстве LOP – Gateway – нужно после ухода США из МКС и её доработки перевести МКС в точку Лагранжа системы Земля-Луна. Это окупится!!!

В оглавление